Вот еще одна история про старый дом и связанные с ним судьбы. На этот раз речь пойдет об обители узбекских дервишей в стамбульском районе Ускюдар.
Всего таких узбекских обителей-текке в Стамбуле сохранилось три: в Эюпе, районе Кадырга рядом с Султанахметом и третья, самая известная - эта, на холме Султантепе в Ускюдаре. Она была основана в 1753 г., а свой окончательный вид приобрела в 1844 г. при султане Абдул-Меджиде. Обитель принадлежит суфийскому ордену Накшбандия (Накшибенди, как произносят в Турции), основанному в 14-м в. Бахауддином Мухаммадом Накшбанди из Бухары. Такого роде текке являлись не только духовным центром последователей ордена, но и приютом для паломников из Узбекистана, посещавших Стамбул во время совершения хаджа.
Сейчас узбекская обитель уже, конечно, отреставрирована. Из окон ее лицевого фасада, как и из окон соседних с ней жилых зданий, открывается великолепнейший вид на весь Босфор - с его мостами, Девичьей башней и историческим полуостровом на противоположной стороне.
Другие строения текке, равно как и примыкающий к наружной стене колодец выходят во внутренний дворик, куда мы прошли.
Мы не стали пытаться зайти в помещения, т.к. внутри как раз читали Коран и не стоило мешать. Лишь запечатлели немного на видео. Читала, что здесь до сих пор готовят узбекский плов в старинных казанах.
Click to view
Одна из самых интересных страниц истории этого места связана с турецкой войной за независимость. Во время оккупации Стамбула войсками Антанты эта, казалось бы, тихая и спокойная обитель становится своеобразным связным центром между Стамбулом и Анкарой, через который переправлялись оружие и боеприпасы, и где собирались известные деятели той эпохи. Среди них - будущий второй президент Турции Исмет Инёню, автор слов турецкого гимна Мехмет Акиф Эрсой, соратники Ататюрка Аднан Адывар со свой женой, турецкой писательницей и суфражисткой Халиде Адывар, маршал Февзи Чакмак и многие другие. И вся эта тайная деятельность велась прямо под носом у долгое время ничего не подозревавших англичан.
Портрет маршала Февзи Чакмака кисти художника
Авни Лифижа После установления Турецкой Республики, когда в 1925 г. на территории страны были закрыты все обители дервишей, узбекское текке в Ускюдаре единственное избежало этой участи и оставалось и остается открытым и до сегодняшнего времени - для него было сделано исключение за все заслуги в военное время (хотя, скажу вам по секрету, суфийские традиции в Турции никогда не прерывались и духовные ордена продолжали функционировать, но - не на виду).
К территории узбекской обители примыкает старое кладбище, где захоронены шейхи ордена (выходцы из Бухары), а также многие интересные личности. Среди них - председатель ЦИК Бухарской народной советской республики Усманходжа Пулатходжаев, перешедший на сторону басмачей и Ахмет Эртегюн - основатель американского лейбла Atlantic Records, чье имя вписано в Зал славы рок-н-ролла. Он являлся правнуком первого шейха узбекской обители и вместе со своим братом Насухи в 1984 г. выделил средства на реставрацию текке, которое к тому времени сильно обветшало.
Но в этом посте я решила рассказать не о них, поскольку в рунете достаточно информации об этих людях, а о другом человеке, деятельность которого тоже была связана с узбекской обителью. Его звали Суданлы Зенджи Муса-Бей, или, попросту, Зенджи Муса, то есть Негр Муса.
Он был правой рукой Кушчубаши Эшреф-бея - шефа Тешкилят-ы Махсуса (турецкой контрразведки). По происхождению выходец из Судана, Муса родился в 1880 г. на Крите. Ну а свое прозвище - Зенджи (от арабск. «черный») получил, понятное дело, за цвет своей кожи.
Суданлы Зенджи Муса (1880-1919)
Надо сказать, что в турецком языке слово «зенджи» - негр имеет абсолютно нейтральный оттенок. Представители африканских стран никогда не подвергались в Османской империи расовой дискриминации, а выходцев из Африки, абсолютно искренне считающих себя турками, можно встретить в Турции и по сей день (я как-то говорила об этом ранее в
одном из своих постов). Свою военную деятельность он начал в Траблусгарпе - так называлась в Турции Триполитания, - часть Ливии, где в 1911-12 гг. развернулась итало-турецкая война. Затем последовали Балканы и Первая Мировая... В числе 70 верных Эшреф-бею людей Зенджи Муса принимал участие в йеменской операции по передаче 300.000 золотых монет сражавшемуся там османскому армейскому корпусу. Однако сам Эшреф-бей в ходе этой операции был захвачен людьми Лоуренса Аравийского и переправлен в качестве пленника на Мальту. Зенджи Мусе удалось успешно довести операцию до конца, после чего добраться до Стамбула. В Стамбуле он устроился на работу грузчиком, а на деле же занимался пересылкой оружия и боеприпасов через узбекскую обитель в Анкару. Однако через некоторое время этот здоровый с виду человек (его рост составлял 2,10 м) заболел туберкулезом и умер. И, когда освободившийся из плена Эшреф-бей приехал за своим сподручным, оказалось, что уже поздно... После смерти в чемоданчике Мусы оказалось всего лишь несколько вещей: Коран, фото Эшреф-бея, карта Османской империи да ткань для савана - таково было все его имущество...
Однако со временем место захоронения Зенджи Мусы затерялось, поэтому на кладбище при узбекской обители можно увидеть лишь установленную муниципалитетом Ускюдара памятную доску с его именем - в память о человеке, который тоже вершил историю.
И, похоже, практически любой старый дом в Стамбуле может послужить нескончаемым источником таких историй и переплетений судеб...