«Экспресс въехал в живописные Таврские горы. Когда в окне показались Киликийские ворота, Пуаро - он стоял неподалеку от англичан - услышал, как девушка со вздохом прошептала:
- Какая красота! Жаль, что я…
- Что вы - что?…
- Жаль, что я не могу наслаждаться ею!»
Героиня «Убийства в Восточном экспрессе» Агаты Кристи, отрывок из 1-ой главы которого приведен выше, путешествуя вместе со своим спутником и Эркюлем Пуаро в самом начале повествования в экспрессе «Тавры» из Алеппо, имела все основания восхититься открывшимися ей видами в районе Аданы. Потому что и в самом деле, когда въезжаешь в Антитавр, особенно после абсолютно безлесых гор, расположенных на пути за Аксараем в южном направлении, глазам открываются потрясающие красоты.
Вот они - Киликийские ворота, один из самых древнейших путей из Малой Азии в Сирию.
Этим проходом через горы пользовался еще Александр Македонский со своей армией на своем пути в
Тарсус, этим же путем шли крестоносцы… А в конце 19-го века в связи с развитием технического прогресса и его переводом на нефтяные «рельсы» потребовалась и железная дорога, связывающая Ближний Восток с Константинополем и далее с Европой.
В 1888 г. турецким султаном Абдулхамидом II и германским кайзером Вильгельмом было подписано соглашение о строительстве железнодорожного пути, ведущего от стамбульского вокзала Хайдарпаша через всю Малую Азию в Алеппо, Дамаск и далее в Багдад. Для Османской империи это была возможность переправлять свои войска, а также пассажирский и торговый потоки на большие расстояния, для Германии - возить нефть напрямую из Багдада.
Строительство началось в начале 1900-х, но растянулось на годы. Самым тяжелым участком оказался участок в районе Киликийских ворот. Высокие, кажущиеся неприступными горы, обрывистые глубокие ущелья, по дну которых текут быстрые горные реки… В результате 14-километровый отрезок железнодорожного пути между селением Белемедик и Хаджикыры пересекают 22 тоннеля и виадук - мост Варда.
Так смотрятся эти края из окна автомобиля
Мост Варда - это как раз то место, из-за которого мы на нашем пути из Кызкалеси в Стамбул дали крюк в районе Аданы. Чтобы добраться до него, мы достаточно долго ехали по горной дороге, а в одном месте нам пришлось пересечь на машине полное каменюк залитое водой дно небольшого водоема.
Строительство этого железнодорожного моста продолжалось с 1905 по 1912-й год. Его длина - 172 м, а высота - 99 м.
На самом деле правильное название моста - виадук Хаджыкыры, но чаще всего его называют просто Алман Кёпрюсю - Немецкий мост, или Варда. Последнему названию есть забавное объяснение - якобы рабочие-турки, занятые на строительстве моста, никогда не видевшие до этого столь высокого сооружения, бросали сверху камни и считали: 1…2…3… А стоящий снизу кричал: «Var daha!» - «Еще есть!», призывая продолжать считать. В конце концов даже немецкие специалисты переняли это название, так мост и был окрещен Вардой.
Строительство моста Варда на старых фото
Рядом с виадуком расположились маленькие точки питания для небольшого количества встреченных здесь нами отдыхающих, а также еще не работавший на момент нашего посещения только что отстроенный ресторан с видом на сам мост.
Места просто красивейшие - зеленые горы и скрывающаяся в дымке даль…
Построенный более 100 лет назад мост и сейчас используется по назначению - поезда по нему до сих пор ходят, а на пути к нему мы проезжали небольшую железнодорожную станцию.
Сами мы, правда, поезда не дождались, поэтому фото из интернета.
За время строительства моста в этих местах возникло целое немецкое поселение - со школой, кинотеатром и церковью. Появилось и немецкое кладбище - указатель на него мы проезжали в районе Позанты, но посетить его не было времени. На нем захоронен 41 человек - из тех, кто, приехав из Германии, ушел из жизни за годы, пока велось строительство.
(Фото из интернета)
Далее, проехав через проделанные здесь уже для автотранспорта дырки-тоннели, мы последовали дальше по своему маршруту - все так же по горам.
За этими тоннелями еще на минутку остановились - ну уж очень впечатляюще смотрятся и они, и мост - теперь мы посмотрели на него с обратной стороны.
Ну и, конечно, такой живописный виадук и окрестности не могли обойти своим вниманием и кинематографисты. Мост при этом попал не только в турецкий кинематограф, но и засветился в Бондиане - фильме «Скайфолл».
Click to view
Там на самом деле так и едешь - параллельно рельсам по горам, наперегонки с поездом, если повезет его встретить. Узкие горные дороги - почти тропы, ведущие по ущелью, тоннели-дырки… Настоящее приключение. Наверно, поэтому и были выбраны эти места для самых что ни на есть приключенческих персонажей.