Настало время поведать об отеле в Кызылджахамаме, где мы останавливались. Правда, пост о нем попадает под категорию антирекламы. В конце напишу буквально пару слов о самом городке.
Для нашего пребывания в этих краях мы выбрали 5-звездочный отель Çam Thermal Resort & Spa (на заглавном фото как раз его рекламный щит у поворота к термальным отелям). Прежде всего нас привлекло местоположение этого отеля - в зоне
Национального парка Согуксу. Кругом лес и свежий воздух.
Вид из окна нашего номера (боковой фасад).
Отель новый, открылся всего 3 года назад. Комнаты большие и комфортные. Пожалуй, этим все его достоинства и ограничиваются.
Недоумение началось уже на ресепшне, когда, предъявив наши документы, мы прямо в лоб получили вопрос: «Вы женаты?» (Evli mi siniz?) Для турецкого уха, заданный таким образом, этот вопрос звучит крайне невежливо и даже грубо, как бы заранее предполагая в вас нарушителей неких моральных устоев. Пришлось идти в машину за свидетельством о браке. Его еще и отсканировали. За все время поездок по Турции это второй раз, когда его пришлось предъявлять в отеле, причем в первый раз это был семейный отель в Фатихе без каких-то особых звезд, и то там остались в рамках вежливости, просто осведомившись, взяли ли мы с собой свидетельство о браке. А в 5-звездочном отеле такое спрашивать вообще не должны, тем более задавать вопрос в такой форме.
Вообще отель оказался с большим реверансом в сторону традиционных семей. Это было понятно еще по его сайту в интернете, где расценки на комнаты были указаны с пометкой *без алкоголя* (тоже, кстати, первый раз такое вижу). Муж, правда, сначала предположил, что это просто спиртные напитки не включены в цену, но оказалось, что отель безалкогольный вообще - ни в мини-баре в номере, ни в лобби, ни в ресторане никаких спиртных напитков не оказалось. Причем, по некоторым признакам у меня сложилось впечатление, что это отражает не только политику данного отеля, но и всей местности, местные нравы, скажем так. Это впечатление подкрепилось расположенным неподалеку от отеля рестораном, у которого слово «безалкогольный» красовалось на вывеске, а живущая в Анкаре приятельница подтвердила мои догадки, сказав, что да, там вот так.
В отельном спа-центре вход в общий бассейн оказался раздельным для мужчин и женщин. Т.е. семейная пара проходит к бассейну через разные двери, встречаясь затем уже внутри у самого бассейна. При наличии отдельных бассейнов для мужчин и женщин эта мера не совсем понятна.
Традиционного народа при этом в отеле было подавляющее меньшинство. Кстати, было немало русскоязычных, в том числе и семейных.
Комнаты теплые, но в отельных коридорах не топят (то ли не считают нужным, то ли такое вообще не предусмотрено). Возможно, для местного населения, не изнеженного наличием центрального отопления, это в порядке вещей, но мне, например, как-то неприятно идти после горячего бассейна по холодному коридору, тем более, что наш номер был далеко от лифта. Впрочем, в Турции во многих спа-отелях как-то непродуманно к таким вещам относятся. Здесь хотя бы была кабинка для переодевания, где можно было снять мокрый купальник, чтобы не идти через пол-отеля в нем.
В самом спа-центре отеля большой общий бассейн почему-то с холодной водой (вот прямо совсем холодной, как из-под крана), и несколько обособленно от него, где-то в углу - маленький с термальной. Причем настолько маленький, что если 3 человека в нем будут одновременно плавать, то больше места в нем и не останется. Мы, разумеется, сначала прошли к большому и были неприятно удивлены тем, что вода в нем холодная. На улице ноябрь, дождь, холодно, хочется тепла, и лезть в холодную воду как-то совсем ни к чему.
Кухня в отеле свежая, но все какое-то невкусное и смотрится неаппетитно. Вся еда, в независимости от ее вида, по цвету и/или консистенции выглядела так, будто ее уже один раз ели. В свежих овощах за завтраком неоднократно были замечены куски с гнилью (т.е. режут и даже не смотрят, что), а в салате из капусты так и вообще обнаружен большой кусок верхнего грязного капустного листа.
Особую проблему представлял неработающий лифт. Он в отеле был спаренный, но работал только один. Дождаться этот единственный лифт было просто нереально, в результате возле него скапливалась огромная очередь. Многие, так и не дождавшись, шли наверх пешком. А если учесть, что в спа-отели приезжают люди с заболеваниями опорно-двигательной системы, с больными суставами, пожилые, то это многим давалось с трудом. У лифта висело объявление, что он на ремонте, хотя никаких признаков ремонта не было замечено. Более того - это объявление, судя по отзывам в интернете, висело и за 3 недели до нашего визита. В кафе отеля за соседним столиком сидела какая-то служащая отеля, которая объясняла посетителям, что отель сменил компанию, обслуживающую лифты, они меняют все тросы и т.п. Эту же версию пытались нам потом озвучить по телефону после нашего отзыва на Трипадвизоре. На что муж сказал: «Может, вы лично не разбираетесь в лифтах, а я в силу своего образования и рода деятельности имею с ними дело. И знаю, что если рядом с лифтом приклеена синяя табличка, то это значит, что он проверен и находится в рабочем состоянии. Все данные на нем указаны, и дата, когда должна проходить его техпроверка, тоже (датируется декабрем этого года)». Тем более, лифты марки Коне, установленные в отеле, хорошего качества, и особого ухода не требуют. Больше всего это походило на такую незамысловатую, деревенскую, я бы даже сказала, попытку сэкономить. Такой же попыткой экономии смотрелось и отсутствие тепла в лобби в те полтора дня, когда в отеле был промежуток между заездами большого количества народа. Типа - народу мало, нечего теплый воздух гонять.
Возникли и проблемы с уборкой номера. Стаканы для воды за все 3 дня так и не были вымыты, а промыть их самим оказалось невозможно, т.к. они были длинными и узкими - так, что рука внутрь не пролезала. В один из дней нам не убрали комнату. Пришлось неоднократно звонить и напоминать об этом, причем в последний раз - в 5 часов вечера, когда работа горничных заканчивается. При этом с самого утра горничные вертелись возле нашего номера, убирая соседние, но, видите ли, они их готовят для новых постояльцев. Таковы правила, конечно, но почему бы не прибрать по-быстрому соседний номер, чтобы не возвращаться потом к нему, тем более что в таких случаях о неубранном номере зачастую просто забывают.
Ну, а венцом всего, конечно, оказались тараканы, о чем я уже
писала. Причем, если первого при уборке хотя бы выкинули, то второго, демонстративно оставленного на тумбочке возле кровати, так и не убрали. Очень хотелось засунуть его в тумбочку как сюрприз для следующего постояльца, да пожалели).
Одним словом, отель оставил о себе неизгладимое «впечатление». При этом на письмо с фотографией таракана, отправленное на адрес отеля, даже не ответили. Засуетились только после того, как мы на Трипадвизоре оставили негативный отзыв. И позвонили, и написали, и снова пригласили, обещав сделать скидку, и даже с Днем рожденья меня потом еще отдельно поздравили.
Мы ездим по Турции достаточно много, и останавливаемся в самых разных отелях, бывают и нарекания, но чтобы их было столько - это, пожалуй, в первый раз такое. При этом отель, судя по отзывам в сети, считается одним из лучших в тамошней местности. Да он бы, наверно, и был бы хорошим, если бы не все эти «но», с которыми мы столкнулись. А так, пожалуй, основой его плюс - это именно его расположение в лесной зоне. По сравнению с отелями Кызылджахамама, расположенными в самом городе, зачастую на голом месте и с видом на трассу (как на фото ниже) он, конечно, выигрывает. Впрочем, на территории Национального парка есть еще один отель, 3-звездочный.
Сам городок Кызылджахамам небольшой, всего 25 000 населения. Проходящая через него трасса делит город на две части.
Каким-то примечательным городок не показался. Обычный, провинциальный. Без каких-либо развлечений, - похоже, нравы в нем строгие.
Есть термальные источники от муниципалитета.
Городской водопад тут же.
Рядом на небольшом пятачке расположился базар. В продаже, наряду с привычными овощами-фруктами, боярышник, кизил и рябина.
И тыквы.
Купили здесь связку крупноплодной рябины.
Уличный… Хорошо, рядом ресторан, возле него и держится.
Интересного вида мечеть в зоне Национального парка.
Территория того самого безалкогольного ресторана.
Многоквартирный скворечник. Интересно, любят ли птицы такое близкое соседство друг с другом? У них же вроде у многих своя территория.
Еще собаШки-друг друга валяшки. Мы, по-моему, со всеми тамошними псами пообщались.
В общем, написать об этом месте особо и нечего. От городка и особенно от отеля осталось впечатление провинциальных нравов в не самом лучшем их проявлении, когда вроде и построят что-то современное, но не умеют им управлять. Больше понравились природа и достопримечательности вокруг, красивейшие места, в которые хочется вернуться.