Полуостров Галлиполи и мемориал Павшим воинам

Mar 18, 2017 16:18




В этом месте мы оказались, в общем-то, случайно, попросту сев не на тот паром.

Те, кто переплывал паромом пролив Дарданеллы (по-турецки его название звучит как Чанаккале), наверняка, знают, насколько там в отпускной сезон длинные транспортные очереди - машин скапливается столько, что места на пароме можно прождать не один час, а дороги на подступах к порту превращаются в одну гигантскую пробку. Из города Чанаккале на азиатском берегу есть 2 парома в европейскую часть - один переправляет в крепость Килитбахир, другой - в городок Эджеабат. Расстояние между этими двумя пунктами всего 5 км, но обычно, если далее продолжаешь путь до Текирдага и Стамбула, то выбираешь паром на Эджеабат.

Отстояв положенное время в пробке, наконец-то заезжаем на паром.

Вообще плыть через Дарданеллы очень интересно. С одной стороны от тебя - Мраморное море, с другой - Эгейское.




Местность очень живописная - небо, море, облака, и очень трудно поверить, что когда-то здесь разворачивалась одна из самых кровавых драм Первой мировой войны.

Но нам об этом непрестанно напоминает выложенная на холме огромная надпись. ‘’Dur Yolcu!’’ «Остановись, путник!»



"Остановись, путник! Земля, по которой ты ступаешь, не зная того - место заката целой эпохи".

Я еще на берегу подумала - не ошибиться бы с паромом, а на полпути поняла, что мы и впрямь едем не туда. Вместо Эджеабата мы неуклонно приближались к крепости Килитбахир.




Забавно, мы уже не первый раз путаем паромы. Однажды вместо парома до Бандырмы сели на паром в Муданью, и долго недоумевали, почему кассирша уверяла нас, что паром забит под завязку, когда вокруг столько свободных мест. Опомнились уже под конец путешествия, когда в окне стали мелькать отнюдь не привычные виды Бандырмы. Выкатились тогда с парома и некоторое время просто не могли ехать от смеха.

А теперь, значит, опять попали не совсем туда, куда надо. Ну что ж, раз мы оказались в столь прославленных боевых местах, было решено пожертвовать парой часов имевшегося у нас времени, и немного проехаться по полуострову Галлиполи, где проходили сражения Первой Мировой. Весь его мы объехать не могли, но хотя бы добраться до Шехитлер Абидеси - мемориала Павшим в боях стоило.



У крепости

Правда, перед тем, как отправиться в путь, было необходимо подкрепиться. Рядом с крепостью мы выбрали один из имеющихся там маленьких рыбных ресторанчиков, а, пока рыбка готовится, мы прогуляемся у самой крепости Килитбахир.




Крепость, «запирающая море», как можно перевести ее название, была построена во времена султана Мехмеда Завоевателя.










При нас доступа в крепость не было - похоже, там велись какие-то работы. Что-то привозили на грузовичке, что-то увозили на тракторе, так что осмотреть мы ее могли только снаружи.
















Кто-то пытается здесь рыбачить.




А по направлению к Чанаккале плывет очередной паром.




Чуть позже, устроившись на открытом воздухе рядом с заводью и видом на море, мы обедали сардинками.







Напротив нас, через пролив, была видна еще одна крепость - Кале-и-Султание, также возведенная при Мехмеде Завоевателе. Сегодняшнее ее название - Чименлик.




Помнится, удивила тогда одна русскоязычная пара, упорно пытавшаяся найти в этом месте кебаб. Все-таки в Турции на берегу моря желательно выбрать рыбу, тем более она тут свежайшая, а кебаб поесть где-нибудь еще. А в особенности в Чанаккале, известном своими сардинами до такой степени, что их даже в виде консервов продают, что вообще-то для Турции большая редкость. А если они еще и запеченные на углях, как у нас… мммм….




А после мы отправились в наше путешествие по полуострову Галлиполи, или, как называют его в Турции, Гелиболу, - по местам, где когда-то гремела война. Сейчас полуостров - это национальный парк площадью в 33 000 гектар, и каждый клочок его земли до сих пор значим своей памятью, и не только для турок, защищавших тогда, в 1915 году во время Дарданелльской операции свою землю, но и для их противников. Число павших в боях с обеих сторон отличается в разных источниках, цифры не всегда совпадают. Для объединенных сил Британской империи, например, указывают общее количество потерь в 213 980 человек, для турецкой стороны - от 190 до 240 тысяч, Франция - до 47 000 человек.

Мы проезжаем мимо форта Намазгях, расположенного рядом с крепостью Килитбахир.







В форт можно заглянуть, что мы не сделали за неимением времени. Но я очень рекомендую интересующимся почитать посты моей френдессы deniz-kizi ( 1 и 2), которая тоже побывала в Галлиполи и смогла уделить ему гораздо больше времени и увидеть намного больше. На полуострове много памятников, посвященных героям битвы при Чанаккале, а также военных кладбищ, - французских, британских, турецких, австралийских и новозеландских. deniz-kizi также достаточно подробно описывает ход Дарданелльской операции, я же напомню одну дату - 18 марта 1915 г., когда провалилась назначенная на этот день генеральная атака союзников на силы Османской империи, и стало понятно, что просто так проливом не завладеть. В Турции эта дата отмечается каждый год, отмечается она и сегодня, в 102-ю годовщину битвы.

Один из памятников, встретившихся нам на пути - памятник солдату, ставшему национальным героем Турции Сейиту Али Чабуку. Он в одиночку принес три 275-килограммовых артиллерийских снаряда, когда сломался механизм для их подъема. Памятник, кстати, в этих местах ему не единственный, есть еще один.




Через некоторое время мы добираемся до Шехитлер Абидеси - дословно мемориала Мучеников, т.е. павших в боях. Сквозь места бывших боев здесь проросли сосны.




Нас встречают слова, принадлежащие перу известнейшего турецкого поэта Мехмета Акифа Эрсоя:

«О, воин, павший за эту землю!
Ты достоин чести своих предков, целующих твое святое чело.
Сможет ли кто вырыть последнее пристанище, что вместит тебя?
Ведь тебя не вместит и сама история».




Желающие могут сфотографироваться здесь в военной форме 1915 года.










За рядом ряд выстроились стелы, символически показывающие количество погибших.




Сбоку перечислены места, откуда прибыли воины для защиты этой земли. Среди них много и добровольцев, отправившихся на фронт. Здесь, например, Конья, Маниса, Дамаск, Шумен, Ташлыджа (Плевля), Тебриз, Тбилиси, Триполитания, Триполи, Скопье, Варна, Видин, Вучитрн, Яффа.




За этими символическими захоронениями постоянно смотрят, при нас чистили засохшие растения, видимо, собираясь их менять на свежие.







Памятник Мустафе Кемалю.







На плите рядом выбиты его слова, посвященные павшим солдатам противника:

«Вы, герои, пролившие свою кровь на этой земле! Она с миром принимает и вас, покойтесь вместе с нашими мехметчиками (солдатами), бок о бок, в объятиях друг друга. Вы, матери, пославшие своих сыновей издалека! Утрите слезы, ваши сыновья будут вечно покоиться с миром на груди наших. После того, как они потеряли свои жизни на этой земле, они стали и нашими сыновьями».




Турецких солдат прозвали в годы Первой Мировой войны мехметчиками за самое распространенное в те времена среди них имя Мехмет.

Багдат, Крым, Басра, Косово, Батуми, Костанца, Берат, Иерусалим… Мосул, Крит, Алеппо, Газа, Хиджаз… География сражавшихся здесь на стороне Турции огромна.







Так же, как огромна география воевавших на другой стороне - индийцы, австралийцы и новозеландцы, проехавшие через половину земного шара, чтобы сложить свои головы на этой, далекой для них войне… Каждый год 25 апреля вместе с Австралией и Новой Зеландией здесь, в Галлиполи отмечается день АНЗАК, и приезжают внуки и правнуки австралийских и новозеландских солдат, чтобы почтить их память… А одна из бухт здесь, на полуострове, так и называется - бухта Анзак.



(Скан из альбома "Гелиболу")

Памятные мероприятия У Одинокой сосны:



(Скан)

Принц Чарльз, принявший участие в памятных мероприятиях 2000-го г.



(Скан)

Еще одна из здешних скульптурных групп - памятник раненому солдату.




Сам мемориал Шехитлер Абидеси очень простой, в высоту он составляет 41,7 м.




Напротив него - барельефы, изображающие сцены битвы.







Интересно, что памятники турецким воинам появились на полуострове Галлиполи гораздо позже остальных - первый в 1934 г. (мемориал погибшим анзаковцам, например, был поставлен еще в 1919 году), а Шехитлер Абидеси был закончен в 1960-м.




Поднимемся по ступеням.







Где-то высоко в небе летают голуби.




Перед нами разворачивается картина мирного пейзажа и пролива.




И не печально ли, что эта бухта, столь живописная, имеет такое говорящее название - Морто, в память о тех кровопролитных боях, что шли здесь когда-то.




С тех пор на полуострове ничего нельзя строить и все здесь осталось, как 100 лет назад - это заповедная зона.




Еще одна инсталляция.




Здесь есть и небольшой магазинчик с тематическими сувенирами и книгами.










После посещения мемориала мы отправились в обратный путь к Килитбахиру и далее.







Вид с проходящими пролив современными судами возвращает нас в сегодня - мы как будто вернулись из истории.




А вот уже и Эджеабат, в который мы изначально собирались приехать.




Здесь на берегу тоже установили скульптурную композицию, видимо, к 100-летию битвы.







Обращу внимание на нижнюю часть группы с одной стороны, повторяющую известный памятник - турецкого солдата с тяжело раненым неприятелем на руках. Эта история имела место в действительности: во время одного из боев, когда никто даже не смел высунуть носа из окопа, один из турецких солдат, прихватив с собою сорочку вместо белого флага, смог выбраться и унести кричавшего от боли британского офицера, которого не могли вытащить собственные товарищи.




Оригинальный памятник (фото из интернета):



Так, благодаря ошибке с паромом мы совершили путешествие на 100 лет назад. Вскоре здесь построят мост через пролив (как раз позавчера, 16 марта, был подписан контракт), и тогда уже не ошибешься и прибудешь куда надо))), и отпадет нужда стоять в очереди на паром.




Впрочем, и в такой поездке на пароме, неспешной, дающей время задуматься об исторических событиях, тоже есть своя прелесть. Можно пить чай, следить за чайками и понять, что мир возможен, как гласит надпись на продающейся здесь же, на пароме, футболке. Стоит лишь приложить для этого усилия.




И, собственно, это слова, которыми хочется закончить этот рассказ.

Гелиболу, Турция, военная история, Дарданелльская операция, Чанаккале, Дарданеллы, история, Галлиполи

Previous post Next post
Up