Был хмурый и ветреный день середины октября 2007 года, когда мы осматривали развалины Красной базилики в Бергаме. Еще буквально накануне стояла ясная теплая погода, нередкая в это время года для Измирского региона, и можно было ходить в одной блузке или рубашке. Теперь же дул достаточно холодный и пронизывающий ветер, и я зябко куталась в накидку, наброшенную поверх куртки. Развалины базилики как будто подыгрывали настроению и смотрелись мрачно и сурово на фоне пасмурного неба.
Картину довершали кружившие над полуразвалившимся строением с резкими криками птицы, еще более усиливая впечатление неуютного осеннего дня.
Мы уже заканчивали осмотр и направлялись к выходу. Я чуть поотстала от своих спутников, пытаясь сделать еще один кадр. В это время к базилике подъехал большой автобус с группой туристов. Растянувшись цепочкой, они устремились к развалинам, водитель же, подойдя к моим спутникам, стал о чем-то горячо их просить. До меня доносились лишь отдельные слова: «Пожалуйста… съездите…» Я подошла ближе.
Оказывается, водитель, видимо, угадав в нас любителей древностей, просил нас съездить в некое место, расположенное в паре десятков километров к северо-востоку от Бергамы по дороге на Ивринди. По его словам, в скором времени находящиеся там античные руины могли исчезнуть из-за возведения дамбы, поэтому он настоятельно советовал их посетить и посмотреть, что они из себя представляют.
Мы решили внять его просьбам, тем более что почти не отклонялись при этом от своего маршрута. Водитель подробно объяснил нам дорогу, т.к. все указатели к этому месту были уже убраны, и мы отправились в путь.
Проехав нужное количество километров, мы очутились перед старым мостом над небольшой речушкой под названием Илья. Мы пересекли его и попали в термальный комплекс под названием Allianoi.
При виде нас с места сорвалась небольшая собачонка и с лаем бросилась в нашу сторону. На эти звуки из сторожки вышел смотритель. Он и стал нашим гидом и рассказчиком грустной истории Allianoi.
Думаю, на русский язык это название должно передаваться как Аллианы (если что, прошу знающих подсказать). А пока буду продолжать называть их так.
Аллианы можно назвать собратом находящегося рядом с Бергамой
Асклепиона. Занимая площадь в 9700 кв. м., этот античный термальный комплекс является самым большим в Анатолии. Сюда, как и в Асклепион, приезжали на лечение, только, в отличие от последнего, источники здесь горячие.
Кроме самих купален, тут находились жилища и лавки, это был самый настоящий спа-центр. Целебная сила здешних источников использовалась, хоть и непродолжительно, и в османское время, когда оно было известно под именем Паша Ылыджасы - т.е. Горячий источник паши. Да что там - даже каких-то 50-60 лет назад сюда еще наведывались c целью лечения.
Проблема состояла в том, что это место с 1800-летней историей должно было уйти под воду из-за возведения плотины Йортанлы. Таким методом было решено справиться с дефицитом воды для ирригационных нужд в этой местности. Для обеспечения местных фермеров поливом не видели другого выхода.
Вместе со сторожем мы обошли место раскопок, заглядывая в самые разные его уголки.
В Аллианах, как и в Асклепионе, существовал лечебный тоннель, по которому под звуки музыки проходили пациенты, дыша при этом теплыми испарениями источника из проложенных здесь специально для этого труб.
Проходим в купальню.
Стены купальни поросли молодым инжиром, а под слоем ила на дне бассейна находятся мозаики. Температура самого источника составляет 47 градусов. Я опустила руку в воду, и на протяжении многих часов неожиданно сильно растянувшего по времени пути (мы добирались тогда из Измира в Стамбул около 17 часов) мне грело эту руку изнутри.
Техника быстро запотевает от испарений горячего источника.
По мосткам мы проходим над колоннами. Моросит дождь.
В нишах располагались места отдыха для пациентов после принятия водных процедур. И здесь пол тоже выложен мозаикой, которую скрывают от нас ряска и вода.
Место, где была найдена статуя нимфы, по имени которой, как полагают, и был назван термальный центр.
Находку перенесли в музей Бергамы, где она сейчас и экспонируется.
Фото найдено в интернете
Еще один бассейн с термальной водой, размерами поменьше.
Здесь температура воды еще выше - 60 градусов, и со дна бассейна поднимаются пузырьки.
Рама картины мира).
Столь необыкновенное место с действующими до сих пор горячими источниками поражало своей сохранностью. Казалось, его можно не просто сберечь, а дать вторую жизнь. Но местным жителям нужна вода…
Надпись на домике гласит: «Аллианы не должны уйти под воду». Против затопления этого античного объекта тогда развернулась целая кампания.
Мы прошли в помещение, где смотритель показал нам тетрадку с подписями, оставленными неравнодушными туристами, посетившими это место. Листаем страницы. "…s'il vous plaît… please... bitte..." Записи на многих языках с одной просьбой - сохранить это место. Мы тоже оставляем запись.
Выходим из домика и бросаем еще один взгляд на Аллианы, стараясь запечатлеть их не только фотоаппаратом.
Вокруг нас - неяркая местная осень с южными растениями - агавой, цветущей юккой и плодоносящей опунцией.
Таким и запомнилось это место - одиноко лежащим под неприветным осенним небом…
Пару раз после этого мы пытались снова добраться до Аллиан, но безуспешно - место как будто исчезло. Видимо, не имея ориентировки, мы проезжали мимо. Старались отслеживать его судьбу по публикациям в разных источниках, в том числе и по сайту, созданному с целью защитить Аллианы от затопления. Устраивались разные акции в поддержку этого исторического места, к протестам подключалось ЮНЕСКО и другие международные организации, а также известные личности. Сами местные жители тоже высказывались за сохранение античного объекта. Существовал проект, по которому можно было избежать затопления, сделав Аллианы как бы островом посреди водохранилища. Половину суммы, необходимой для осуществления этого проекта давало ЕС, другую половину пытались собрать с помощью пожертвований на специально открытый для этой цели счет.
Но все эти действия лишь немного отсрочили события.
31 декабря 2010 года водохранилище Йортанлы начало заполняться, и теперь Аллианы покоятся под 61 млн кубических метров воды.
Этого места больше нет.