Чатал-Хююк

Apr 19, 2016 22:07




Одно из самых древних и крупных поселений неолитического периода находится в 50 км от Коньи рядом с городом Чумра.

Это была одна из основных целей нашей последней поездки в Конью.

Посетить Чатал-Хююк планировалось еще в сентябре 2014 г. по пути из Мерсина, и это было бы сделано, если б не некий козлятя, решивший пойти на обгон грузовика на мокрой от дождя и туманной горной дороге и сбивший нам на всем скаку зеркало заднего вида. В итоге мы потеряли очень много времени, пытаясь добраться сначала до Карамана, а потом до Коньи в поисках мастерской, и мимо Чатал-Хююка пришлось проехать, поскольку для визита туда было уже поздно. С тех пор Чатал-Хююк висел неким незакрытым гештальтом, ждавшим своего часа. И вот, наконец, его удалось закрыть).

Пейзажи на нашем пути к городу, заселенному более 9000 лет назад, смотрятся совсем унылыми и безжизненными. Как говорится, глазу не за что зацепиться. На самом же деле земли этого региона одни из самых плодородных в Турции, ее житница, «пшеничный амбар», как тут говорят. Кроме пшеницы, здесь выращивают рожь, ячмень, другую сельскохозяйственную продукцию.




Проезжаем мимо фабрики по производству пива «Эфес».




Наконец мы прибываем на место.




Но сначала немного о названии поселения и его переводе на русский язык. Иногда спрашивают, почему в турецком слове Çatalhöyük при транскрипции на русский буква ö заменяется на «ю». Дело в том, что в турецком языке существует 2 варианта написания - höyük и hüyük, и оба правильные. Скорее всего, по аналогии с другими переводимыми на русский язык турецкими названиями закрепилась именно форма «хююк». (В некоторых топографических названиях, бывает, еще и выпадает буква h - например, Bozüyük - «Бурый холм»). Причем, höyük/hüyük - это не просто холм, а холм именно искусственного происхождения, курган, тумулус. Слово же «чатал», кроме своего значения «вилка» имеет еще и значение «раздвоение, развилина». Поэтому лучше было бы переводить Чатал-Хююк не как «вилообразный холм», как это обычно делают, а как «раздвоенный холм (курган)», тем более что он именно такой и есть, с двумя верхушками, как это хорошо показано на плане из информационного центра в Чатал-Хююке:




Как видно из плана, раскопки, накрытые специально сооруженными конструкциями, проводятся в двух местах. Вот как это выглядит на местности (сооружения, видные ближе к краю в левой и правой части кадра, указаны на плане под буквами F и I):




Кроме этого основного Чатал-Хююка, называемого Восточным, существует еще и Западный Чатал-Хююк (на плане под буквой К), куда население переселилось из основного с течением времени и проживало уже в эпоху халколита. На данный момент он закрыт для посещения, в нем проводятся раскопки. Причины этого переселения еще не вполне выяснены, возможно, это произошло из-за изменения русла протекающей рядом реки Чаршамба, снабжавшей жителей водой и пищей.

Река Чаршамба в наши дни.




Свое знакомство с Чатал-Хююком мы начинаем с осмотра реконструкции типичного дома, в котором жили его обитатели. Дома возводились из необожженного кирпича.




На самом деле входное отверстие в стене проделано для удобства посетителей, настоящая «дверь» находилась в другом месте, как нам любезно сообщает хозяин жилища.




Дома в Чатал-Хююке располагались рядом друг с другом, между ними практически не было пустого пространства, поэтому вход внутрь помещений находился на крыше.



В жилище спускались через отверстие сверху по приставным лестницам. Это же отверстие служило дымоходом для располагавшейся тут же у входа печи. Окон в доме не было.




Вид от входа в помещение:




Возвышения-платформы служили обитателям сидениями и лежанками, под ними же хоронили умерших. Можно сказать, жители Чатал-Хююка спали на костях своих предков.




Помещения декорировались оштукатуренными бычьими черепами (букраниями), а также расписывались краской, в основном красной охрой - практически все здания в Чатал-Хююке несут на себе следы древнего искусства.




Образец стенного узора (экспонат из музея археологии в Конье):




На стене справа приведено одно из самых известных изображений в Чатал-Хююке - извергающийся вулкан Хасандаг, расположенный примерно в 130 км отсюда. Выдвигались также предположения, что это всего лишь рисунок шкуры леопарда, на которого охотились местные обитатели. Однако проведенные Калифорнийским Университетом исследования древнего вулкана показали, что он действительно извергался около 8900 ± 640 лет назад, что совпадает со временем существования поселения, и извержение было видно по всем окрестностям. Таким образом, эту «картинку» можно считать первым изображением пейзажа в истории человечества.




Вид на вулкан Хасандаг (фото из интернета):



Из основного помещения отверстие вело в кладовую, где хранились припасы.




Реконструкция одного из помещений ( с сайта раскопок).



Жизнь в Чатал-Хююке в основном проходила на крышах, на них же, по всей видимости, изготавливались орудия труда и необходимые в хозяйстве вещи, т.к. в поселении не было обнаружено ни одного здания, которое походило бы на мастерскую.



(Реконструкция с сайта раскопок)

После осмотра жилища неолитического человека мы переходим в расположенный рядом информационный центр для посетителей. Материалы центра знакомят нас с историей обнаружения Чатал-Хююка, когда в 1958 г. холм был исследован английскими археологами во главе с Джеймсом Меллаартом. В первой половине 1960-х гг. им проводились раскопки, которые были прерваны из-за скандала с вывозом найденных артефактов за пределы Турции. После этого раскопки были продолжены лишь в 1993 г. профессором Иеном Ходдером, и ведутся им по настоящее время.

В инфоцентре представлены фотографии раскопок и находок из Чатал-Хююка, образцы изображений, а также некоторые предметы из найденного.

Фотография одной из самых известных фресок, изображающей красного быка.




Сцены охоты на различных животных. Охотники в набедренных повязках из шкур анатолийского леопарда, когда-то обитавшего на территории Малой Азии.




Реплика рельефного изображения анатолийских леопардов, найденная в Чатал-Хююке. Я как-то писала об этом редком животном, которое уже практически не встречается в Турции.




Образцы геометрических узоров, свидетельствующих о развитии абстрактного мышления у человека.




Наконечники копья и стрел из обсидиана - вулканического стекла, добываемого «чаталхююкцами» в Каппадокии, на склонах Хасандага.




Кроме обсидиановых, жители города пользовались и кремниевыми орудиями труда, чему свидетельство этот найденный при раскопках кинжал с резной костяной рукояткой, изображающей переплетенных змей.




В начале возникновения древнего поселения его обитателям еще не было известно гончарное ремесло, оно развилось уже на протяжении его существования (так же как и одомашнивание рогатого скота). Вот один из типичных для Чатал-Хююка горшков.




Неолитическую солонку отличает от современной только то, что она не раскручивалась. Она засыпалась через отверстия сверху, для чего ее верхняя часть сделана вогнутой. Назначение миниатюрного горшочка рядом с ней до конца не выяснено - возможно, он служил мерой для каких-то сыпучих веществ или детской игрушкой.




Население Чатал-Хююка не было абсолютно замкнутым обществом - при раскопках найдено множество находок, свидетельствующих о его контактах с другими регионами, - раковины с побережья Средиземного и даже Красного моря, с последнего привозились и корзины.

Ну а теперь переходим непосредственно к осмотру места раскопок и идем к его скрытой под защитным сооружением северной части.




Под ногами попадаются чьи-то норы - кто-то здесь живет.




Проходим вовнутрь.




Прямо перед нами типичное, как указано на стенде, жилище.




Посмотрим на него немного с другого ракурса.




Поселение было очень большим - по оценкам специалистов, оно насчитывало 3500-8000 жителей.







Видны следы раскопок на месте лежанок, под которыми хоронили кости умерших.




По сооруженным мосткам можно пройти на другой конец раскопок, что мы и делаем.




В одном месте под закрытым навесом уже что-то само по себе проросло. Вот же земля плодородная!




Ветер, видимо и занесший семена растений вовнутрь, все это время шуршит снаружи песком и просто сотрясает всю конструкцию. Но та держится крепко. Вообще очень ветреное место.




Стены соседних домов не были общими. Дома служили их обитателям в течение 45-90 лет, после этого их частично сносили, заполняли нижнюю часть, образуя новый фундамент, и надстраивали новые стены выше. Благодаря этому высота Чатал-Хююка достигает 21(!) метра.




Печной дым постоянно оседал копотью на стенах, поэтому их штукатурили как минимум раз в год, а зачастую и каждый месяц. В одном из домов было обнаружено 450 слоев штукатурки.




Для масштаба.




Интересно, что рядом с Коньей до сих пор производят кирпичи, снимая верхний слой почвы - по дороге мы проезжали мимо нескольких небольших кирпичных заводов и полей, откуда эту почву сняли.




При раскопках одного из здешних жилищ был обнаружен скелет маленького ребенка в возрасте около 1 года, захороненный в корзинке. Он был перенесен в археологический музей Коньи.




Бедняжке даже браслетики надели. Трагедии у людей того времени были такими же, как и сейчас.




Детская смертность в Чатал-Хююке была очень высокой, равно как и женская при родах. Тем не менее само население, несмотря на проживание не в самых гигиенических условиях обладало хорошей выносливостью и неплохим здоровьем. Хотя отхожие места и свалки мусора находились в непосредственной близости от жилищ, жители научились держать свои дома изнутри в чистоте. Если человек не умирал ребенком в раннем возрасте, то вполне способен был дожить до 40 лет, а встречаются так же и останки доживших до 70-75-летнего возраста. При росте до 170 см обитатели Чатал-Хююка были гораздо более развиты физически, чем наши современники. Этому способствовали как постоянный физический труд, так и неплохой питательный рацион. Население города выращивало пшеницу (однозернянку и двузернянку), горох, ячмень, охотилось на диких животных и птиц, собирало птичьи яйца, ловило рыбу в реке с помощью костяных крючков, собирало дикие фрукты и ягоды. Жителям Чатал-Хююка был известен и мед - в глиняной посуде были обнаружены остатки пчелиного воска. Вместе с тем углеводы в рационе были представлены незначительно - несмотря на знакомство с зерновыми культурами, бОльшую часть рациона составляла все-таки белковая пища - мясо, рыба, к ним добавлялись такие фрукты, как яблоки. Благодаря такой неолитической «диете» среди обитателей Чатал-Хююка не было тучных людей, а еще, как выяснилось, по этой же причине у них были здоровые зубы, без кариеса.

А найденные при раскопках отшлифованные обсидиановые зеркала (на фото ниже экспонаты археологического музея Коньи) и множество украшений из бусин говорят о том, что и в каменном веке женщины были кокетками и стремились украсить себя, чтобы понравиться своему избраннику.




Одомашнивание скота привело также к решению проблемы отапливания помещений - жители запасались кизяком, сушили его и пользовались в холодное время года, - так же, как это делают и до сих пор в Анатолии.

Перейдем теперь к следующей, южной части раскопок.




Идем мимо еще одного рукотворного холма, появившегося уже стараниями археологов - сюда сносили землю с предыдущих раскопок.




Эта раскопанная часть Чатал-Хююка смотрится еще больше предыдущей.










В левой от входа стороне отмечено место, где было найдено изображение вулкана Хасандаг.




Информационный стенд (кликабельно).




Под номером 4 отмечено место, где были найдены изображения хищных птиц (грифов). Считается, что тела умерших жители Чатал-Хююка выставляли на открытом пространстве на съедение грифам, а под своими лежанками хоронили уже кости. Почему-то этот обряд во всей экспозиции Чатал-Хююка оказался очень мало отражен, если не знать о нем, то можно запросто пройти мимо.

Проводимые в Чатал-Хююке исследования показали, что между мужчинами и женщинами не существовало никакого социального различия - ни в еде, ни в разделении труда, что позволяет говорить о том, что местное общество не было ни матриархальным, ни патриархальным. По последним данным, не находит подтверждения и теория о том, что это место было центром поклонения Богине-Матери, как было предположено Меллаартом после нахождения этой известной статуэтки. Возможно, у найденных женских фигурок были иные функции.



(Фото из интернета)

Масштабы раскопок, как и самого неолитического протогорода, огромные.










Вид от южных раскопок на северные.




И на сторожку и центр для посетителей и проводимых раскопок.




После осмотра Чатал-Хююка мы пили чай среди цветущих яблонь в небольшом кафе напротив.




Поскольку мы побывали в этом месте вне сезона, в кафе, кроме чая, ничего не было. Но здесь произошла удивительная встреча - хозяин кафе оказался автором продающейся тут же среди всякой сувенирной продукции книги «Life in Çatalhöyük 9000 years ago».



Зовут его Садреттин Дурал, и в свое время он работал охранником на раскопках. По его словам, его так впечатлила находка умершего в младенчестве ребенка, при которой он присутствовал, что он решил написать книгу о жизни семейства в Чатал-Хююке, используя для этого познания, полученные во время работы на раскопках.




Это уже вторая его книга о Чатал-Хююке. Первая была написана в 2007 г. и была опубликована в Америке. Книга написана на английском очень простым языком, в ближайшее время должен выйти и перевод на турецкий язык.



Садреттин Дурал со своей книгой

Садреттин-бей рассказал нам несколько историй о себе и о раскопках. Он закончил лишь начальную школу (в его школьные годы это составляло 5 классов образования), работал водителем такси и дальнобойщиком, был фермером и охранником раскопок, потом пожарным. На одном их пожаров, как написано им в автобиографии на последней странице обложки книги, он угорел и пережил клиническую смерть. После этого снова вернулся в Чатал-Хююк и открыл здесь кафе, где и работает теперь. Рассказал, как учил английский язык по кассетам, как руководитель раскопок профессор Иен Ходдер давал ему уроки археологии, как проводил первые экскурсии для иностранных туристов, и как он привязался к этому месту настолько, что не может уйти из него.

Показывая на реконструированный домик из сырцового кирпича, Садреттин-бей вздыхает:
- Ведь и мы точно так же еще совсем недавно жили в таких жилищах…

Да что там, в самом центре Коньи до сих пор можно встретить такие же заборы из необожженного кирпича. А очаг, как он пишет в предисловии к книге, у него дома до сих пор такой же, как и 9000 лет назад у обитателей Чатал-Хююка.

За 1400 лет существования Чатал-Хююк не знал войн и насилия. По прошествии этого времени его жители переместились в Западный Чатал-Хююк. Произошло это в 5900-5600 гг. до н.э.

Одно время Чатал-Хююк считался самым древним городом в истории человечества. Однако потом выяснилось, что существуют и более древние поселения, в том числе и на территории Турции. Так, находящийся в 10 км от Чатал-Хююка курган Бонджуклу (Boncukluhöyük) на 1300-1400 лет старше. Считается, что там жили предки «чаталхююкцев», поскольку обнаружена схожая схема постройки и планировки домов, такие же погребальные обряды, а находимые при раскопках краски и орнаментальные украшения жилищ свидетельствуют о том, что они были предшественниками развития искусства в Чатал-Хююке.

Несмотря на то, что другие места потеснили статус Чатал-Хююка как самого древнего, он до сих пор остается самым крупным из известных неолитических поселений в мире, занимая площадь в 13,5 га с населением до 8000 человек и играет роль своего рода эстетического центра, где развивалось искусство. Здесь же были найдены самые древние остатки льняной ткани хорошей выделки.



(Фото из интернета)

Голова каменной статуэтки, найденная в Чатал-Хююке на раскопках сезона 2015 г.





(Оба фото из интернета)

В 2012 г. Чатал-Хююк был включен в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Всего же на карте Турции около 100 неолитических поселений. Среди них можно особо выделить Чайоню и Джафер-Хююк (сейчас под плотиной), где впервые в Анатолии стали возделывать пшеницу-двузернянку, Невали-Чори (тоже под плотиной) - место, где также впервые в Анатолии были приручены овцы и козы, и Халлан-Чеми, где была одомашнена свинья.

9 апреля 2016 г.

путешествия по Турции, Конья, Турция, достопримечательности Турции, объекты ЮНЕСКО в Турции, Чатал-Хююк, древние города в Турции, анатолийский леопард

Previous post Next post
Up