Забота Грузии об СКФО и ее возможные послествия

Jul 06, 2012 14:49


На прошлой неделе грузинские парламентарии приняли разработанную в дуэте с местным Совбезом госконцепцию Грузии по взаимоотношению с народами Северного Кавказа (СК). По словам разработчиков, цель стратегии -развитие связей между грузинами и северокавказскими народами. Особенно подчеркивается стремление к установлению прочных связей среди молодежи (под эту задумку уже предложили создать молодежные лагеря и открыть кафедры кавказских языков в лингвистических вузах Грузии). Не остался без внимания и бизнес: "будут созданы условия и режим особого благоприятствования для северокавказских бизнесменов. При посредничестве Грузии они смогут развивать экономические связи с внешним". На этом грузинские посулы не заканчиваются, все перечислять не буду, ибо объем их воистину велик) Почитать подробней можно здесь.

Принятая концепция стала очередным показателем того, что Грузия имеет четкие планы на СКФО и в серьез и надолго готова влезть в политику региона. Пойти по пути "твердой силы" (т.е. открытого вооруженного противостояния) ни сил, ни веских поводов нет, поэтому идут по пути "мягкой силы" (т.е. через опосредованное влияние на общественное мнение, социальные процессы итд.). Движение в этом направлении идет уже давно, причем последовательно и, надо отдать должное, верно. Достаточно вспомнить, например, отмену виз для жителей СК или телеканал ПИК, вещающий на территории СКФО (его антироссийскую направленность наблюдала воочию, да и присутствие там вдовы Джохара Дудаева очень показательно). Еще можно вспомнить активное включение в "Черкесский вопрос". За последние годы Тбилиси и в европарламенте слушания по геноциду адыгов инициировал, и круглые столы проводил и чего только не делал. В общем во истину супер-заботу о наследии адыгов проявляют. Примеров неожиданной заботы Грузии о судьбе народов СКФО очень много, если есть желание о них можно почитать, например, вот  тут, или просто в интернетах.

Сейчас подогревается несколько точек напряжения в регионе, для каждого этноса программа своя. Черкесам, кабардинцам, адыгейцам актуализируют геноцид адыгов, чеченцам пытаются гнуть тему двух воин в 90е, общий упор делают на проблемную для региона правозащитную тематику. В такой ситуации им "сам Бог велел" влезть еще и осетино-ингушский конфликт. На чьей стороне будет Грузия представить не сложно. Для проигравшей стороны тема актуальней, а СО хоть и северные, но осетины, с ними "кашу сварить" сложней будет.

Кто-то относится к "телодвижениям" Грузии снисходительно: "собака лает, караван идет". Но я бы предостерегла от "шапкозакидательских" стратегий. Социальные процессы вещь слишком сложная и многомерная чтоб заранее рассчитать все факторы и с уверенностью заявить, что серьезного "выхлопа" от грузинской игры в дружбу точно не будет. Если представить себе, что все карты у Грузии "сошлись", то СКФО получит сразу несколько очагов нестабильности, причем хуже всех придется Осетии. Двойное напряжение с юга и востока станет, мягко говоря, проблемой, а потенциала для ее решения я пока не вижу: СО равно как и ЮО в экономическом плане зависимы, в военном смысле СО, как "подневольный регион" почти беспомощна, а ЮО очень "потрепало" в 2008м, и признаков выправления мне пока не видно.

С учетом масштаба и количества заинтересованных сторон (из явных Россия, Грузия, из "закулисных" угадайте с одного раза) выправлять эту ситуацию по идее должны на уровне Москвы, но рассчитывать на этой сейчас не приходится. Во-первых, Кремлю и так сейчас есть чем заняться, во-вторых, думаю все уже привыкли, к своеобразной манере России вести внешнюю политику: в 90% случаев забивать на проблему, доводить ситуацию до "патовой", и потом уж в экстренном режиме на авось пытаться спасти положение. Так, что не оглядываясь на Москву, рассчитываем только на свои силы. Что нужно? Проблем много, они системы и всеобъемлющи, описать через запятую, что нужно чтоб их решить почти не возможно. Среди очевидных и глобальных: достижение финансовой независимости, подготовка минимальной силовой базы. Среди менее очевидных, формирование адекватной сехемы эффективного взаимодействия СО и ЮО, создание единого эффективного механизма продвижения своих интересов, совместное формирование адекватной информационной политики (сколько ж мы будем проигрывать медиаповестку?).

Потенциальных внешних вызовов, как показывает практика, с годами меньше не становится, и чем быстрей мы научимся с ними адекватно и консолидировано бороться, тем больше вероятность того, что это все в итоге не совсем печально для нас закончится. А пока продолжаем следить за развитием событий за перевалом и учиться как планомерно и по тихому выстраивать правильную (и в долгосрочном периоде очень эффективную) внешнюю политику влияния на соседей ;)

Осетия, внешняя политика, Грузия

Previous post
Up