Изготавливают колесные диски из различных материалов и по разным технологиям; диски отличаются креплением и эксплуатационными свойствами. То есть, существует масса нюансов, которые стоит знать при выборе диска. В общем и целом, колесные диски разделяют на три основных типа:
- штампованные,
- легкосплавные (литые и кованые),
- составные.
Штампованные диски изготавливают методом штамповки из листовой стали, затем их грунтуют и окрашивают. Такие диски достаточно просты в изготовлении (что сказывается на их стоимости), прочны, просты в ремонте. При сильном ударе диск не ломается, а мнется, «спасая» подвеску.
При неоспоримых положительных качествах, у штампованных дисков есть и отрицательный: такие диски могут быть на 30% тяжелее легкосплавных. Это отрицательно сказывается на управляемости и штатной работе подвески.
Штампованными дисками оснащается большинство базовых версий автомобилей.
Стоимость штампованных дисков может быть в 1,5-2 раза ниже стоимости легкосплавных.
Плюсы штампованных дисков:
- низкая стоимость,
- способность к упругой деформации,
- ремонтопригодность.
Минусы штампованных дисков:
- большой вес,
- подверженность коррозии,
- малая эстетичность.
Легкосплавные диски изготавливают двумя способоми: методом литья (литые легкосплавные) и методом ковки (кованые, - о них пойдет речь в следующем разделе).
Независимо от способа изготовления, такие диски изготавливают из сплавов легких металлов - алюминия или магния. Наиболее распространенные - алюминиевые. Они хорошо противостоят погодным условиям, не подвержены коррозии. Диски из магния более требовательны к защитному покрытию, но несколько легче алюминиевых.
От штампованных легкосплавные диски отличаются более высокой прочностью, антикоррозионной стойкостью, значительно меньшим весом, а также более высокой ценой.
Меньший вес дисков (т.е. уменьшение, так называемой, неподрессорной массы) обеспечивает лучшую управляемость, лучшую работу подвески и положительно сказывается на динамике автомобиля.
Физические свойства легких металлов позволяют изготовить из них диски с достаточно изощренным дизайном.
Эти же свойства приводят к тому, что литые легкосплавные диски практически не обладает способностью к упругой деформации (при сильном ударе могут расколоться) и склонны к микротрещинам. Такие диски менее ремонтопригодны - их нельзя выровнять с помощью молотка и кувалды, как в случае «штамповки».
Плюсы литых легкосплавных дисков:
- разнообразие дизайна,
- малый вес,
- коррозионная устойчивость,
- прочность.
Минусы литых легкосплавных дисков:
- при сильном ударе могут расколоться,
- более высокая стоимость.
Кованые диски являются разновидностью легкосплавных дисков. Отличие - в технологии изготовления: кованые диски не отливаются, а штампуются из заготовок. Вобрав в себя большинство положительных качеств литых дисков, кованые имеют свои особенности.
Кованые диски прочнее литых, что позволяет уменьшить их вес на 20-30% по сравнению с аналогичным литым диском и на 30-50% по сравнению со стальным.
Кованые диски обладают пластичностью, которая приводит к тому, что после сильного удара диск не разрушается, а лишь деформируется. Это же обеспечивает высокую ремонтопригодность. Методом ковки сложнее получить разнообразие дизайна.
Плюсы кованых легкосплавных дисков:
- высокая прочность,
- малый вес,
- способность к упругой деформации,
- ремонтопригодность.
Минусы кованых легкосплавных дисков:
- высокая стоимость,
- малое разнообразие дизайна.
Составные диски изготавливают из двух частей - литой и кованой. Согласно технологии, кованый обод с помощью титановых болтов крепится к литому диску. В свою очередь, обод может быть как цельным, так и разборным.
Составные диски обладают дизайном литых дисков и прочностью, сравнимой с дисками, изготовленными методом ковки. Кроме того, они более ремонтопригодны - в крайнем случае, можно заменить обод, не заменяя весь диск.
Плюсы составных дисков:
- высокая прочность,
- малый вес,
- способность к упругой деформации,
- ремонтопригодность,
- разнообразие дизайна.
Минусы составных дисков:
- самая высокая стоимость.
И наконец, скажем несколько слов о колесном материале будущего - композитах. Углепластиковые диски абсолютно безразличны к любой агрессивной среде, весят процентов на 20 меньше, чем легкосплавные аналоги, и великолепно отводят тепло в момент торможения. В данный момент рынок колесных дисков насчитывает еденичные предложения подобных товаров, но в скором времени их будет больше. Реально мы встречаи подобные тлько в салонах GM, кстати стоиомсть подобных дисков сравнима со стоимостью штампованных колес.
Итак, мы разобрались, насколько разными могут быть колесные диски. Выбор типа диска в основном зависит от кошелька и личных предпочтений автовладельца: кому-то важнее ремонтопригодность, кому-то - дизайн, а кому-то нужно и то и другое.
Не взирая на тип и технологию изготовления диска, выбранный вами диск должен подойти именно вашей машине. Для этого производители авто в инструкции к автомобилю четко прописывают допустимые размеры.
Использование дисков, не описанных в технической документации автомобиля, может привести к ухудшению управляемости, динамики, и, в отдельных случаях - к ДТП.
Маркировка колесных дисков имеет следующий вид:
6,5Jx16 5/112 ET35 D67.1,
где 6,5 - ширина обода в дюймах,
J (а также H, C) - служебные символы, обозначающие бортовую закраину, наличие и количество буртиков (Н - круглые буртики, С - плоские).
16 - посадочный диаметр обода в дюймах.
5/112 - 5 крепежных отверстий на диаметре 112 мм.
ET35 - вылет диска 35 мм. Вылет может быть обозначен также как DEPORT, или OFFSET;
D67.1 - диаметр центрального отверстия 67,1 мм.
На диске может быть также указано:
1609 - дата изготовления (в данном случае означает, что диск выпущен в 16 неделю 2009 года).
SAE, ISO или TUV - клеймо соответствия международным стандартам.
MAX LOAD - максимальная нагрузка на колесо в килограммах или фунтах.
MAX PSI - максимально допустимое давление в шине (указывается в фунтах на квадратный дюйм).
Алгоритм выбора колесных дисков
1. В соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля определяем допустимые типоразмеры колесных дисков (если вы не спец в этом вопросе - проконсультируйтесь со специалистами сервисного центра).
2. Выбираем эксплуатационные характеристики, которые нам необходимы, и какими из них можно пожертвовать. К примеру, определяемся, что важнее: внешний вид или цена, внешний вид или прочность, прочность и внешний вид или цена и т.д. То есть, выбираем тип диска. Вкратце это можно выразить следующим образом:
- Если важнейшим параметром является невысокая цена и ремонтопригодность, ваш выбор - стальные штампованные диски.
- Если желательна красота дисков, а также управляемость автомобилем, ради чего вы готовы пожертвовать ремонтопригодностью, ваш выбор - литые легкосплавные диски.
- Если вы желаете ездить на прочных, красивых, «спортивных» дисках, и можете себе это позволить, ваш выбор - кованые диски.
- Если вы желаете ездить на очень прочных, очень красивых и очень «спортивных» дисках - для вас составные диски.
Советы по уходу за дисками
- Регулярно проводите балансировку колес. Это позволит избежать лишней нагрузки на диск, вызванной биением.
- При балансировке желательно использовать самоклеющиеся грузки (использование обычных может привести к коррозии).
- Проводите осмотр дисков на наличие механических повреждений. Сколы и царапины - источник коррозии.
- При установке дисков нужно использовать крепежные болты, которые идут в комплекте с диском.
- Для легкосплавных дисков никогда нельзя использовать болты от стальных дисков (такие болты длиннее и могут привести к повреждению тормозных колодок).
- Помните, что легкосплавные диски не подлежат восстановлению.