Нужна ли в детстве скрипка?

Jan 12, 2011 14:12

Давным-давно отдел эргономики ВНИИТЭ решил проверить какие приборы на панели действительно нужны водителю. Они закрыли панель на москвиче тряпочкой и выпустили машину на полигон. Машина перевернулась. Вывод: все имеющиеся приборы водителю нужны. Прошло время. На современных машинах теперь кнопок, экранов и т.д. в два раза больше, чем на пострадавшем москвиче, и никто не жалуется на перебор. Правда, их размеры, расположение и т.д. действительно эргономичней. К чему это я? А к тому что между фактами и выводами находится человеческий мозг. Природа задумывала этот мозг как очень полезную штуку, но т.к. для мозга наша индивидуальность первична, выводы по одному и тому же явлению никогда не совпадают, скорее наоборот - противоположны. Например, точность постановки задачи: если бы закрывали водителю не все приборы, а по одному и группами, результат был бы объективнее.
Прав я или нет? Конечно нет - мои выводы отражают только мои знания, мою способность оперировать фактами.
В человеческом обществе факты накапливаются с невероятной скоростью, поэтому общество разделилось на группы, из которых выделим две: кто эти факты создает и кто их систематизирует. Первые - назовем их громко "творцы" - изобретатели, писатели, художники, музыканты и проч. Они больше практики, чем теоретики. У них нет времени запоминать в каком году родился создатель колонковых кистей, они этими кистями пишут. Зато те немногие знания, которыми они обладают, они способны комбинировать, смешивать, разделять и на этой основе получать некое новое явление. Вторая группа - назовем их "библиотекари" - обладает феноменальной памятью. Они среди ночи вспомнят какое вино пил Людовик не важно какой и как звали соседку соученика Исаака Дунаевского. Согласимся, что в реальной жизни чистых творцов и библиотекарей почти не бывает, зоны знания и творчества этих групп перекрываются: есть композиторы, которые держат в голове целые тома истории музыки, есть библиотекари, играющие на скрипке. Таким образом, мы получаем третью, наиболее многочисленную группу "промежуточных". Для наглядности можно представить кусок 360 град. синусоиды, в которой на одном из экстримумов находятся творцы, на противоположном - библиотекари.
Проблема состоит в том, что очень часто и те и другие претендуют на компетентность в смежных и даже противоположных сферах. Чем больше библиотекарь считает себя творцом, тем хуже он выполняет свою работу библиотекаря. Например, гениальный dataanalist, который закончил музшколу по скрипке, получил задание систематизировать группу музыкантов. Значит, всю информацию он сгруппирует с учетом своих знаний и вкусов. Систематизация по сути будет достаточно верная. Но не дай бог, если ему придется столкнуться с новым явлением. Как явление классифицировать он не знает; вместо этого товарищ попытается создать некую иерархию, и насильственно это явление туда запихать.
И это плохо. На мой взгляд сравнивать творцов нельзя. (Кто лучше Бетховен или Шопен?) Если социальная группа задает потребность в определеном артифакте, ее производитель появится. (Народу захочетелось петь самому. Значит, он перестает слушать оперу, а запоет бардов и попсу). В этом случае, на мой взгляд, в базе данных должны появиться представители, не только оперы, но и попсы, и бардов. А теперь вопрос: кого занесет в базу данных наш библиотекарь-скрипач?
Библиотекарь должен сделать невозможное, отказаться от собственного "я" и систематизировать факты объективно. И вот с этой объективностью больше всего проблем. Для библиотекаря игравшего на скрипке, его мини-знания в этой сфере могут стать основополагающими. Соответственно он посвятит Паганнини гигабайты файлов, а парень, который победил на областном конкурсе просто не попадет в его базу данных.
Изменим ситуацию, предположим запись концерта этого парня случайно услышал ведущий дирижер Корнеги Хола, пришел в дикий восторг, сказал, что Паганнини рядом не сидел (стоял, лежал) и пригласил счастливчика первой скрипкой в свой оркестр. По дороге "счастливчик" погибает. Родственники поплакали и все о нем забыли. В базе данных его нет. И великий человек исчез.
Прошу извинить меня за столь длинное-длинное предисловие. Но без него к главной идее не подступиться. Теперь я готов.
Вне всякого сомнения во временя Леонардо были сотни художников, но в памяти остались те, кто оказался поближе к источникам складирования информации, кому посчастливилось обслуживать герцогов, королей, пап. Именно по этой причине, чтоб откопать такое явление как Вермейер, понадобился не один десяток лет, Рембрандта, Брейгеля и еще многих в свое время тоже забыли и откапывали. А после того, как откопали попробовали систематизировать о них информацию. Вот только источников к этому времени оказалось мало, а судить о явлении по одному источнику... Библиотекарь Геродот утверждал, что в Африке живут двухголовые люди.
Вот и получается, что невероятное количество настоящих, больших творцов устает биться головой о стенку и исчезает только потому, что библиотекарь в детстве играл на скрипке.
Я пишу, а моя правая рука сжимает невидимый смычок.
Previous post Next post
Up