Оригинал взят у
red_ptero в
Марксизм - вопросы методологии (часть 1)Размещаю здесь статью моей мамы в журнале Альтернативы №3/2012
Вальтраут Фрицевна Шелике
Исходное основание материалистического понимания истории
Шелике Вальтраут Фрицевна (Waltraut Schälike) - к.и.н., г. МоскваВведение
Процессы, происходящие сегодня с человечеством в целостном,
(
Read more... )
Автор же ничтоже не сумняшеся объявляет марксизм неверным и выпячивает свою теорию. Ладно, допустим автор считает,что такой подход предпочтительнее. Но марксизм тут при чём? Никто не мешает рассматривать феноменологию с другой точки зрения соблюдая принцип соотвествия. Правда требуются веские обоснование изменения подхода. Что это изменение даёт полезного? Пока видим, что просто критикуется марксизм и более ничего.
Reply
Речь не идёт о критике марксизма.
Критикуется вульгарный марксизм эпохи СССР и делается попытка восстановить методологию Маркса на основе анализа первоисточников на немецком языке (чтобы отвлечься от дурных переводов).
Со времён Ильенкова весьма популярна точка зрения, что первичным понятием в теории Маркса является труд.
Автор статьи имеет иную точку зрения, которая представлена как в обсуждаемой статье, так и в более капитальных работах, например:
Исходные основания материалистического понимания истории (это монография на более чем 200 страниц):
http://www.wtschaelike.ru/?page_id=15
Буковок конечно много, но зато и труд куда более капитальный, чем небольшая статья.
Reply
"Но обладает ли человечество таким орудием познания, которое пригодно для практического действия таким образом, чтобы цель не вступала в противоречие с результатом, а теория с практикой? В ХХ веке таким орудием представлялся марксизм. Однако построенное в СССР общество, оказавшееся, по выражению А. В. Бузгалина, «мутантным социализмом»[1], нанесло ощутимый удар по восприятию марксизма как научной теории. Немалый вклад в падение научной значимости марксизма внес Сталин: «под его мудрым руководством» марксизм предстал в виде набора незыблемых догм, в которые надлежало верить как в религиозное учение, что справедливо подвергается сегодня критике с разных сторон."
Расшифровка
1 Сталин был не прав, а в СССР был не марксистский неправильный социализм
2 Соответственно не прав Ленин, создавший неправильное государство СССР исказив Маркса
3 Маркс был прав, не правы последователи
Отсюда следует, что либо практическая реализация не опиралась на теорию, либо теория не имела никакого отношения к реализации.
Но у Марксистской теории тогда нет ни одной практической реализации. Вывод - Маркс не прав, раз не работает. Надо пересмотреть основы.
Вывод последователей-практиков, прямо противоположный. Маркс дал метод, "руководство к действию" и догмой не является. Из марксизма не следует явным образом никакого варианта практической реализации, ровно так же, как из вариационных принципов механики явным образом не следуют никакие конкретные конструкции механизмов. Но все они эти принципы используют. И практика верность принципов подтверждает. А практика, как известно, критерий истины.
Так что первое, что делает автор - отвергает практическую реализацию, что автоматически ведёт к ревизии не марксизма, а его основы - принципов.
Гоните миллион!
Reply
1. Констатация факта, что сталинский марксизм был "неправильным" не охначает, что неправилным был марксизм вообще.
2. Отсутствие практической реализации также не означает, что теория неверна. Например, практической реализации ни разу не случилось в течение всей жизни Маркса и Энгельса. Прогноз сбывается не сразу.
Так что с миллионом облом выходит.
Reply
<<Со времён Ильенкова весьма популярна точка зрения, что первичным понятием в теории Маркса является труд.>>
Ошибаетесь. Со времён Маркса!
Reply
Если быть точным, не "первичным понятием", а "исходным основанием материалистического понимания истории"
Аргументацию можете найти, например, здесь (ИЗ ДЕБАТОВ С АНДРЕЕМ МАЙДАНСКИМ О МАРКСЕ (2009-2011гг.)):
http://www.wtschaelike.ru/?page_id=156#_Toc308225598
Reply
Reply
Проще всего не приводя аргументов, и отказываясь читать аргументы оппонента, объявить собственное мнение единственно верным.
Хорошо однако, что публикацию статьи в сообществе одобрили, несмотря на несогласие с ней. За это спасибо большое.
По ссылке http://www.wtschaelike.ru/?page_id=156#_Toc308225598, кстати, прямая ссылка на позицию Маркса по этому вопросу...
Reply
Reply
Reply
Reply
Почитаю обязательно.
Однако небольшое замечание.
Мне представляется, что Вы смешиваете методологию конкретной науки (по Вашей ссылке) с метаметодологией (философией).
Поэтому противоречие между Вашим подходом и "марксовой архаикой" скорее всего ложное.
У них разные предметы исследования.
Reply
Reply
Мышлением можно заниматься как в плане философском, так и в рамках конкретной науки.
Одно может помочь другому но не заменить.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment