Оригинал взят у
red_ptero в
Марксизм - вопросы методологии (часть 1)Размещаю здесь статью моей мамы в журнале Альтернативы №3/2012
Вальтраут Фрицевна Шелике
Исходное основание материалистического понимания истории
Шелике Вальтраут Фрицевна (Waltraut Schälike) - к.и.н., г. МоскваВведение
Процессы, происходящие сегодня с человечеством в целостном,
(
Read more... )
1 С какого боку Сталин повлиял на падение научной значимости, когда ровным счётом наоборот? Это уже после него марксизм стали возводить в догму, а Сталин развивал, выкинув из марксизма всё лишнее, что не пригодилось в практической реализации
2 Я вообще не понимаю, как можно начинать с категории отношения человека к миру, если человек развивается в рамках производственных отношений и его отношение к миру меняется. Тут следует ставить вопрос - что такое человек и ответ на этот вопрос далеко не однозначный. Понятие человека не ограничивается рамками его телесной оболочки. Человек это множество процессов в которых эта "оболочка" участвует и которые в значительной степени изменяются. И всё зависит от возможности познать закономерности этих процессов в которые человек вовлечён и возможности этими процессами управлять. На тяготение, например, человек во всех случаях повлиять не может, но может его преодолеть. И т.д. и т.п. Так что ставить во главу угла категорию отношения человека к миру по меньшей мере не плодотворно. Только процесс познания. Но этим как раз Маркс и занимался.
Reply
2 Такое ощущение, что вы не совсем поняли основную мысль Маркса, озвученную автором статьи
Reply
2 У меня прямо противоположное мнение - автор не понял Маркса.
Reply
Если вульгарный марксизм Сталина представляется вершиной философской мысли, то всё что противоречит этому взгляду в обязательном порядке будет называться непониманием Маркса
У автора статьи, в отличие от Сталина, знание двух языков на уровне родного - немецкого и русского, что позволяет читать Маркса в подлиннике, а не в дурных переводах + 50 лет тщательной работы с так называемыми ранними работами Маркса и Энгельса - в первую очередь "Немецкой идеологией и "Экономическо-философскими рукописями 44 года" (подозреваю что Сталин не читал их даже на русском языке), в которых МиЭ отрабатывали свою "материалистическую теорию истории". Дальнейшие работы, начиная с Комманифеста и вплоть до Капитала были развитием концепции, сложившейся у МиЭ в 44-48 году.
Reply
Кстати в статье нет ни одного примера этого самого "вульгарного марксизма Сталина", что как бы ценность этой части критики и этой части методологии, снижает в разы.
Собственно вся статья сплошные абстракции, без попытки восхождения к конкретному, отсюда предпоследняя часть описания моментов коммунизма в настоящем совершенно беспомощно, т.е что то с предложенной методологией не так.
Reply
2) И что же, каждая статья по марксистской методологии таки должна восходить от абстактного к конкретному? Что касается данной статьи, то она таки восходит. Даётся предельно абстрактное понятие марксовоой концепции, после чего она применяется к конкретному опыту конкретного СССР. Так что в молоко попали или читали невнимательно...
Reply
Я в курсе, но ссылки нет, фактов нет, научная обоснованность утверждения повисает в воздухе, спрашивается зачем поминать Сталина. Что бы лишний раз пнуть?
>2) И что же, каждая статья по марксистской методологии таки должна восходить от абстактного к конкретному?
Это как бы азы, это метод Капитала.
>Даётся предельно абстрактное понятие марксовоой концепции, после чего она применяется к конкретному опыту конкретного СССР.
Не даётся, рассматривается сферический СССР в вакууме, это тем более обидно, что в других работах содержательные конкретные моменты были, если конечно меня память не подводит.
Reply
2) Нет сферического СССР в вакууме. Статья написана для специалистов в первую очередь и для думающих людей. И было бы дурным тоном в рамках небольшой статьи (объём которой и так был урезан в два раза) повторять известные вещи.
Вопрос не в том, чего нет в статье, а в том, что в ней есть.
Reply
Это уже стало для многих самоцелью, со всемии вытекающими.
>Вопрос не в том, чего нет в статье, а в том, что в ней есть.
В статье нет примера работы метода, на примере того же социализма, борьбы классов, т.е удивительно, но фактически нет ни слова и о капитализме, но много о природе. :)
Встает зачем нам метод, которым непонятно как пользоваться?
Reply
Там есть ответы на многие из этих вопросов.
Reply
Reply
Reply
Автор же ничтоже не сумняшеся объявляет марксизм неверным и выпячивает свою теорию. Ладно, допустим автор считает,что такой подход предпочтительнее. Но марксизм тут при чём? Никто не мешает рассматривать феноменологию с другой точки зрения соблюдая принцип соотвествия. Правда требуются веские обоснование изменения подхода. Что это изменение даёт полезного? Пока видим, что просто критикуется марксизм и более ничего.
Reply
Речь не идёт о критике марксизма.
Критикуется вульгарный марксизм эпохи СССР и делается попытка восстановить методологию Маркса на основе анализа первоисточников на немецком языке (чтобы отвлечься от дурных переводов).
Со времён Ильенкова весьма популярна точка зрения, что первичным понятием в теории Маркса является труд.
Автор статьи имеет иную точку зрения, которая представлена как в обсуждаемой статье, так и в более капитальных работах, например:
Исходные основания материалистического понимания истории (это монография на более чем 200 страниц):
http://www.wtschaelike.ru/?page_id=15
Буковок конечно много, но зато и труд куда более капитальный, чем небольшая статья.
Reply
"Но обладает ли человечество таким орудием познания, которое пригодно для практического действия таким образом, чтобы цель не вступала в противоречие с результатом, а теория с практикой? В ХХ веке таким орудием представлялся марксизм. Однако построенное в СССР общество, оказавшееся, по выражению А. В. Бузгалина, «мутантным социализмом»[1], нанесло ощутимый удар по восприятию марксизма как научной теории. Немалый вклад в падение научной значимости марксизма внес Сталин: «под его мудрым руководством» марксизм предстал в виде набора незыблемых догм, в которые надлежало верить как в религиозное учение, что справедливо подвергается сегодня критике с разных сторон."
Расшифровка
1 Сталин был не прав, а в СССР был не марксистский неправильный социализм
2 Соответственно не прав Ленин, создавший неправильное государство СССР исказив Маркса
3 Маркс был прав, не правы последователи
Отсюда следует, что либо практическая реализация не опиралась на теорию, либо теория не имела никакого отношения к реализации.
Но у Марксистской теории тогда нет ни одной практической реализации. Вывод - Маркс не прав, раз не работает. Надо пересмотреть основы.
Вывод последователей-практиков, прямо противоположный. Маркс дал метод, "руководство к действию" и догмой не является. Из марксизма не следует явным образом никакого варианта практической реализации, ровно так же, как из вариационных принципов механики явным образом не следуют никакие конкретные конструкции механизмов. Но все они эти принципы используют. И практика верность принципов подтверждает. А практика, как известно, критерий истины.
Так что первое, что делает автор - отвергает практическую реализацию, что автоматически ведёт к ревизии не марксизма, а его основы - принципов.
Гоните миллион!
Reply
1. Констатация факта, что сталинский марксизм был "неправильным" не охначает, что неправилным был марксизм вообще.
2. Отсутствие практической реализации также не означает, что теория неверна. Например, практической реализации ни разу не случилось в течение всей жизни Маркса и Энгельса. Прогноз сбывается не сразу.
Так что с миллионом облом выходит.
Reply
Leave a comment