В. Арсланов - Метод

Feb 05, 2016 23:43

[Фрагмент статьи В. Арсланова «Что понимал Э. В. Ильенков и чего не поняли его ученики - неомарксисты? (К вопросу о современной схоластике)». Статья 2008 года с постскриптумами 2009 и 2010 годов. Видимо это наиболее мягкая часть статьи, подготовленной учеником Лифшица к ильенковским чтениям 2008 года, полемика шла два года, ученик оказался достоин учителя и стилистически, и позицией ортодоксального марксиста в вариате Лифшица, в статье безотносительно позиции много полезного, включая азы научной методологии, начиная с умного цитрования и конечно применением исмата в философии.] Фрагмент статьи В. Арсланова «Что понимал Э. В. Ильенков и чего не поняли его ученики - неомарксисты? (К вопросу о современной схоластике)». Статья 2008 года с постскриптумами 2009 и 2010 годов. Видимо это наиболее мягкая часть статьи, подготовленной учеником Лифшица к ильенковским чтениям 2008 года, полемика шла два года, ученик оказался достоинRead more... )

Ильенков, диалектика, философия, неомарксизм, полемика, Лифшиц, идеальное, марксизм, идеалогия

Leave a comment

smirnoff_v February 6 2016, 07:08:11 UTC
Кроме того и сосуд и мешок отражают не только важные для человека свойства жидкости и картошки но через это и свойства самого человека, поскольку важными и вообще интересуемыми свойствами вещей становятся не любые свойства вещей, а лишь те, которыми человек может интересоваться, что определено уже свойствами человека от его анатомии, до форм сознания, сложившихся в процессе прошлой практической деятельности.
Мешок, это и определенные свойства картошки (а так же мышей и т.д.) и определенные свойства человека. Таким образом в процессе духовно-практической деятельности человек не только познает мир, но и познает самого себя - самоосознает себя. Так он сделался и перманентно делается разумным в процессе своей духовно-практической деятельности.
При том конечно, деятельность не есть мышление, но и отрывать мышление от деятельности, выдумывая абстрактную субстанцию нелепо.
Несколько коряво я бы сказал так, что становление мышления есть становление тех самых кантовских априорных форм познания, только что они не априорные, а рождаются вышеописанным способом в процессе практической деятельности.
И этот процесс разворачивается в истории, ибо, условно говоря, в древности он познает себя как переносчика картошки, а потом как ловца элементарных частиц.

Reply

knyazev_v February 6 2016, 09:27:19 UTC
>Несколько коряво я бы сказал так, что становление мышления есть становление тех самых кантовских априорных форм познания, только что они не априорные, а рождаются вышеописанным способом в процессе практической деятельности.

Как раз для конкретного человека они априорные почти всегда, как получаемые с рождения из человеческого общежития.

Reply

smirnoff_v February 6 2016, 09:35:35 UTC
Это таки да - представляя человека как некую абстракцию - абстрактного индивида. Но мы, как марксисты смотрим на конкретного человека не абстрактно, а конкретно :)- как на продукт общественно исторического развития.

Reply

knyazev_v February 6 2016, 09:43:04 UTC
>Но мы, как марксисты смотрим на конкретного человека не абстрактно, а конкретно :)- как на продукт общественно исторического развития. к

Это да, нас картошка интересует не как еда, а исключительно как предмет, через который мы познаем мир :)

Reply

smirnoff_v February 6 2016, 09:54:30 UTC
Ну... У меня диабет, так что так оно и есть.

Reply


Leave a comment

Up