Метод восхождения от абстрактного к конкретному, предполагает понимание абстрактного, начинать, необходимо с Гегеля, но трудно понять Гегеля без “перевода” Ильенкова.
Спасибо за ссылку. Я сам не нашел в сети и уже думал отсканировать свою, а она у меня вся расчирикана.
Мне кажется, естественнику надо начинать с главки "К выступлению у экономистов". Вся книга обращаена к сопрофессионалам - философам-диалектикам, а эта главка к нормальным людям, более того - он надеется, что именно нормальные люди что-нибудь смогут сделать. Остальная часть книги отдает некоторой мистикой, верой, что если заменить смысл понятия "конкретное" на другой смысл, то в мире что-то изменится. Э.В. утверждает, что в науке противоречия никогда не разрешаются, что наука должна вытаскивать противоречия одно за другим, как из ящика Пандоры, что противоречия могут быть преодолены только вместе с преодолением объекта исследования. Последнее, конечно, верно относительно капитализма и других продуктов общества, но вряд ли физик согласится, что противоречия, возникающие в теории тепла (теории флогистона), будут преодолены лишь с исчезновением теплоты вообще. Мельком упоминает о методе постепенного приближения и тут же забывает о нем. Он утверждает, что если очередное приближение и вызвано встреченным противоречием в теории, то оно (это новое приближение) все равно не удаляет противоречие его вызвавшее. Ильенков постоянно лезет в чужой монастырь (в физику, химию) со своим уставом. Не видит разницы между природой физика и природой общества.
Мне кажется, естественнику надо начинать с главки "К выступлению у экономистов". Вся книга обращаена к сопрофессионалам - философам-диалектикам, а эта главка к нормальным людям, более того - он надеется, что именно нормальные люди что-нибудь смогут сделать. Остальная часть книги отдает некоторой мистикой, верой, что если заменить смысл понятия "конкретное" на другой смысл, то в мире что-то изменится. Э.В. утверждает, что в науке противоречия никогда не разрешаются, что наука должна вытаскивать противоречия одно за другим, как из ящика Пандоры, что противоречия могут быть преодолены только вместе с преодолением объекта исследования. Последнее, конечно, верно относительно капитализма и других продуктов общества, но вряд ли физик согласится, что противоречия, возникающие в теории тепла (теории флогистона), будут преодолены лишь с исчезновением теплоты вообще. Мельком упоминает о методе постепенного приближения и тут же забывает о нем. Он утверждает, что если очередное приближение и вызвано встреченным противоречием в теории, то оно (это новое приближение) все равно не удаляет противоречие его вызвавшее. Ильенков постоянно лезет в чужой монастырь (в физику, химию) со своим уставом. Не видит разницы между природой физика и природой общества.
Reply
Leave a comment