> Вслед за Марксом, советские философы рассматривали потребности человека как естественные свойства индивида, что означало их естесственную конкретность и ограниченность.
Что значит естественные? Как раз у Маркса всё наоборот "То, что присуще животному, становится уделом человека, а человеческое превращается в то, что присуще животному."(«Экономическо-философские рукописи 1844 года»), надо не забывать потребности в марксизме не абсолютная категория, они "вырастают" из способа производства, производственных отношений, т.е. потребность в труде, например, и не просто в труде, а в творческом, освобождённом труде должна быть востребована самим общественным укладом (призводством).
Собственно поэтому в фельетоне правильно замечено, что "скряга" будет именно исключением, психическим феноменом, типа начитался товарищ про дефицит, "вошел в образ".
Это такие потребности, удовлетворение которых обеспечивает минимальный физиологический комфорт для человека.
1. Маркс, на примере ирландских рабочих, показывает, что капитализм не обеспечивает пролетариям даже минимальный физиологический комфорт, удовлетворяя только потребности, необходимые для физического выживания.
Маркс в рукописи 44 года приводит пример естественных потребностей - "Две важнейшие человеческие потребности после питания - это потребности в одежде и в жилище» (с отоплением")
присказка "с отоплением" очень показательна в нашем контексте, так как предполагает конкретное ограничение. Жилище с отоплением - это естественно, все что свыше неестественно.
2. Вдобавок к физиологическим потребностям Маркс видит и естественную потребность человека в самореализации, которая стратегически от него отчуждена.
Comments 6
Что значит естественные? Как раз у Маркса всё наоборот "То, что присуще животному, становится уделом человека, а человеческое превращается в то, что присуще животному."(«Экономическо-философские рукописи 1844 года»), надо не забывать потребности в марксизме не абсолютная категория, они "вырастают" из способа производства, производственных отношений, т.е. потребность в труде, например, и не просто в труде, а в творческом, освобождённом труде должна быть востребована самим общественным укладом (призводством).
Собственно поэтому в фельетоне правильно замечено, что "скряга" будет именно исключением, психическим феноменом, типа начитался товарищ про дефицит, "вошел в образ".
Reply
Reply
Давайте вы сначала на мой вопрос ответите, он не просто так задан, а я пока подумаю как ответить на ваши.
Reply
Это такие потребности, удовлетворение которых обеспечивает минимальный физиологический комфорт для человека.
1. Маркс, на примере ирландских рабочих, показывает, что капитализм не обеспечивает пролетариям даже минимальный физиологический комфорт, удовлетворяя только потребности, необходимые для физического выживания.
Маркс в рукописи 44 года приводит пример естественных потребностей - "Две важнейшие человеческие потребности после питания - это потребности в одежде и в жилище» (с отоплением")
присказка "с отоплением" очень показательна в нашем контексте, так как предполагает конкретное ограничение. Жилище с отоплением - это естественно, все что свыше неестественно.
2. Вдобавок к физиологическим потребностям Маркс видит и естественную потребность человека в самореализации, которая стратегически от него отчуждена.
Reply
Leave a comment