Оригинал взят у
cttepan в
Марксизм. Часть - 1 1. Производство материальных благ - первооснова (базис) развития любого общества.
2. Закономерность смены общественно-экономических формаций на основе смены способа производства материальных благ.
3. Борьба за материальные интересы является движущей силой человеческой истории, борьбой классов.
4. Жизнь (бытие) человека определяет его сознание, а не сознание определяет жизнь.
5. Человек (человеческая сущность) - есть совокупность всех общественных отношений.
6. Человеческая практика - критерий истины.
МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ понимание истории означает, что ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ моментом в развитии человеческого общества является производство, обмен и распределение материальных благ (предметов питания, одежды, жилища), с одной стороны и воспроизводство самой жизни (продолжение рода), с другой стороны. А борьба за материальные блага и их
распределение сопровождает всю человеческую историю начиная от рабовладельческой формации: рабы боролись с рабовладельцами, плебеи боролись с патрициями, крестьяне с феодалами, а последние с королевской властью и нарождавшейся буржуазией. К капиталистической формации общество окончательно раскололось на два противостоящих друг другу класса: капиталистов (собственников средств производства) и пролетариат, у которого не осталось ничего кроме своей рабочей силы для продажи капиталу.
Эксплуататоры борются с эксплуатируемыми, их интересы (материальные и духовные) решительно непримиримы и диаметрально противоположны. Именно борьба за материальные интересы (жизненные условия существования) и является движущей силой истории, приводящей к закономерной смене общественно-экономических формаций. К. Маркс доказал данный факт, хотя о существования классовой борьбы знали и до него, но не придавали этому особого значения из‑за идеалистического взгляда на историю. На этот счет он высказался следующим образом:
“... Что касается меня, то мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл существование классов в современном обществе, ни та, что я открыл их борьбу между собою. Буржуазные историки задолго до меня изложили историческое развитие этой борьбы классов, а буржуазные экономисты - экономическую анатомию классов. То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего:
1) что СУЩЕСТВОВАНИЕ КЛАССОВ связано с ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ИСТОРИЧЕСКИМИ ФАЗАМИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА,
2) что классовая борьба необходимо ведет к ДИКТАТУРЕ ПРОЛЕТАРИАТА,
3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к УНИЧТОЖЕНИЮ ВСЯКИХ КЛАССОВ и к ОБЩЕСТВУ БЕЗ классов...”. (Из письма К. Маркса И. Вейдемейеру в Нью-Йорк, т.28, с. с.424-427)