Максимильен Рюбель “Маркс против марксизма”. Пер. с франц. М.: НПЦ «Праксис», 2006. 210 с.
Сканирование -
livasprava.in.ua Сборник статей французского исследователя Максимильена Рюбеля, одного из крупнейших мировых специалистов по наследию Карла Маркса, представляет неортодоксальный взгляд на идеи автора «Капитала» и «Манифеста Коммунистической партии». Был ли Маркс основоположником марксизма? Кто придумал слово «марксизм»? Являлся ли СССР марксистским государством? Рассматривая эти и другие дискуссионные вопросы, М. Рюбель приходит к выводу, что марксизм во всех его идеологических разновидностях явился отрицанием подлинных мыслей Маркса, будучи «самым великим, если не самым трагическим недоразумением ХХ столетия».
Иной Маркс Максимельена Рюбеля
Еще одна книга о Марксе и марксизме? После той горы литературной продукции, что осталась с советских времен?
Да, но в этом сборнике статей Максимильена Рюбеля Карл Маркс предстает совсем не таким, каким изображал его официальный марксизм-ленинизм. Созданный коммунистической пропагандой образ Маркса, прочно внедрившийся в общественное сознание, рисует нам основоположника теории и политики, унаследованной Лениным, Сталиным, Мао, Брежневым и пр., сторонника всеобщего огосударствления и диктатуры Коммунистической партии. С подобной интерпретацией полностью согласны и антикоммунисты: так в русском предисловии к «Черной книге коммунизма» А.Н. Яковлев выводит массовые репрессии, концлагеря, депортации народов именно из марксова аморализма, «пренебрежения к конкретному человеку». Образ, возникающий на страницах работ Рюбеля, прямо противоположен: Маркс - либертарный мыслитель и демократ, гуманист, у которого этика предшествовала политэкономии, певец человеческого самоосвобождения, противник партийного фетишизма - и, самое главное, не создатель, а жертва всех последующих «марксистских» идеологий, полностью извративших его мысль.
Кто же такой этот автор, бросивший вызов сразу двум ортодоксиям?
Максимильен Рюбель (1905-1996) родился в 1905 г. в украинском городе Черновцы, входившем тогда в состав Австро-Венгрии. Изучая право и философию в Вене в 20-е годы, он впервые заинтересовался идеями Маркса. Значительное влияние на формирование его мировоззрения оказал австромарксизм - левое идейно-политическое течение в социал-демократии. В дальнейшем творчестве Рюбеля явно прослеживается воздействие концепций одного из крупнейших философов этой интеллектуальной школы - Макса Адлера, который, исследуя идеи Маркса, подчеркивал важность этической стороны социализма и активную роль общественного сознания в движении к новому обществу.
В 1931 г. Рюбель переехал в Париж, где и оставался до конца своей жизни. Он получает диплом специалиста по германистике в Сорбонне и становится сотрудником Национального центра научных исследований. В 1954 г. защищает диссертацию, посвященную интеллектуальной биографии Маркса, а спустя пять лет основывает журнал «Etudes de marxologie». Именно Рюбель впервые обозначил научное изучение идей и деятельности Маркса понятием «марксология», став одним из наиболее выдающихся ее представителей. Автор нескольких книг и многих десятков «марксологических» статей, он, однако, получил наибольшую известность как составитель и редактор собрания сочинений Маркса на французском языке, снабженных обширными и тщательными комментариями.
Всемирно признанный специалист, Максимильен Рюбель воспринимался научным истеблишментом СССР и промосковскими компартиями исключительно как «буржуазный фальсификатор». И это неудивительно, учитывая принципиальное несогласие ученого с официальными советскими трактовками марксизма. В том, что марксово освободительное учение было, после соответствующего препарирования, превращено в государственную идеологию тоталитарного режима, Рюбель видел историческую трагедию. Однако, с другой стороны, по его глубокому убеждению, именно методология и теория Маркса позволяют раскрыть подлинную сущность и предназначение систем, которые называли себя «социалистическими», но на самом деле являлись формами государственного капитализма, предвиденного автором «Капитала».
Отвергая ленинистскую интерпретацию марксизма, Рюбель не ограничивался только этим: он отрицал правомерность существования «марксизма» как такового. Конструирование жесткой системы идеологических постулатов из высказываний отдельного автора и наименование такой доктрины именем «учителя» было, по его мнению, глубоко противно духу марксовой мысли. Маркс, как стремился показать Рюбель в своих работах, не претендовал на создание идеологии для «руководства» рабочим движением: напротив, постоянно совершенствующаяся теория и политические идеи рассматривались им как производные от саморазвития движения трудящихся, их творческой самодеятельности, Selbsttatigkeit. Отсюда и взгляд Маркса на роль коммунистической партии, которая мыслилась ему не как иерархически-централизованная авангардная структура, призванная вести массы к заранее обозначенной идеологами цели, а как виртуальное, выражаясь современным языком, сообщество людей, сознающих общую направленность пролетарского движения и стремящихся дать теоретическое и политическое выражение его интересам. «Марксизм» во всех его разновидностях, по мнению Рюбеля, предал забвению эти фундаментальные методологические и этические принципы, подтвердив правоту известного высказывания Маркса: «Я знаю только то, что сам я не марксист».
Сведение Рюбелем всего послемарксовского марксизма исключительно к набору элитаристских идеологий, каждая из которых по-своему предала заветы Маркса, безусловно может быть оспорено. Однако история абсолютного большинства политических движений, декларировавших приверженность идеям Маркса, определенно свидетельствует о тенденциях подмены самоосвобождения масс деятельностью мудрых вождей. И в этом смысле критический пафос работ Рюбеля вполне обоснован.
Сам Максимильен Рюбель был в первую очередь ученым, а не политическим активистом. Дело его жизни заключалось в исследовательской и просветительской работе. Но он считал себя коммунистом в аутентичном, марксовом смысле и своими трудами стремился внести вклад в дело социалистического просвещения, поддерживая одновременно такие прогрессивные общественные движения, как женское и экологическое. Правда, в течение некоторого времени он сотрудничал с французской группой «коммунистов советов», с которыми его сближала убежденность в решающей роли творческой спонтанности трудящихся масс. Но все же и это ответвление марксизма не могло удовлетворить его в полной мере - прежде всего из-за примитивного, как он полагал, понимания «пролетарской стихийности». В отличие от «коммунистов советов», отрицавших политику и возводивших в культ экономическую борьбу рабочих на производстве, Рюбель вслед за Марксом и Энгельсом считал, что либерально-демократическая система представляет собой важное завоевание трудящихся, и только пройдя необходимую политическую школу в рамках этой системы, пролетариат сможет подняться на более высокую ступень - уровень «интегральной» демократии, равнозначной растворению самого государства в самоуправляемом обществе. Таким образом, либертарные идеи сочетались у Рюбеля с идеями демократическими, образуя синтез, вдохновленный теоретическим и политическим наследием Карла Маркса.
Настоящий сборник статей - первая публикация произведений М. Рюбеля в России, стране «марксистского эксперимента», превозносимого одними и проклинаемого другими. В чем же состояли подлинные концепции Маркса? Какое отношение имеют они к тому, что делалось во имя них и от их имени? Рюбель предлагает свои ответы, позволяющие по-новому взглянуть на великого мыслителя, судьба идей которого стала одной из величайших исторических драм XX столетия.
Алексей Гусев
Содержание
Маркс - теоретик анархизма Маркс и демократия Наука, этика и идеология Заметки о пролетариате и его миссии Пролетарская партия Хартия Первого Интернационала Легенда о Марксе, или Энгельс-основоположник Большевизм и марксизм «Самое слабое звено» Историческая функция новой буржуазии За наводку спасибо
vaspono Добавлю также два фрагмента с сайта "Мой Маркс" Вальтраут Шелике - из раздела "Трудности перевода"
http://www.wtschaelike.ru/?p=79 :
Menschliche Verhaeltnisse - обычно переводятся как человеческие отношения, что верно, но односторонне, так как при этом упускается значение немецкого menschliche еще и как человечного. Человеческие отношения в истории человечества по Марксу и Энгельсу раздвоены на человечные (menschliche) и обесчеловеченные (entmenschte) отношения. Найти истоки такого раздвоения Маркс и Энгельс ставят своей задачей при исследовании движущих сил истории человечества.
****
Menschliche Gesellschaft - понятие, которое переведено в “Тезисах о Фейербахе” как человеческое общество, являющееся точкой зрения коммунистов. При таком переводе трудно понять, о чем, собственно речь: Общество человеческое, а какое же оно еще, ведь не животное же? Но если взять за основу значение menschliche еще и как человечное, то все станет на свои места. Точка зрения коммунистов - человечное общество! Слитность марксизма с гуманизмом при таком варианте перевода становится очевидной.
****