Александр ЕРЕМЕНКО

Dec 15, 2023 04:12


10 ноября 1982 года Александра Еременко избрали королем поэтов. Назавтра стало известно, что в этот же день умер генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев. Впрочем, два этих события никак не повлияли друг на друга. В тоталитарном государстве выборы короля поэтов проходили самым демократичным образом. Студенты Школы-студии МХАТ читали по одному стихотворению участников конкурса, не называя авторов. По прочтении всех стихотворений, слушатели подавали записки с названиями трех понравившихся стихотворений. Счетная комиссия, просуммировав голоса, подвела итог, согласно которому с большим отрывом победило стихотворение «Переделкино» Александра Еременко.

В далеком 1979 в альманахе «День поэзии» были впервые опубликованы стихи Александра Еременко одновременно со стихами Ивана Жданова и Алексея Парщикова. А в октябре того же года в ЦДРИ состоялось выступление, условно, поэтов Литинститута - Александра Еременко, Алексея Парщикова, Рафа Левчина и Ивана Жданова (который никогда не учился в Литинституе), против поэтов Московского Университета - Евгения Бунимовича, Сергея Гандлевского, Бахыта Кенжеева и Марка Шатуновского. На входе собралась плотная толпа. С угла ул. Жданова (сейчас Рождественская) спрашивали «лишний билетик». В конце концов толпа смела билетерш и администрации пришлось переносить выступления из Малого Каминного зала в Большой.



В декабре того же года состоялось первое организационное заседание получившей широкую известность «студии Ковальджи», впоследствии собравшей всех сколько-нибудь значимых поэтов 80-х. Александр Еременко был одним из наиболее значимых её участников. Чаще всего на занятиях студии, набиравших битком набитый конференцзал журнала «Юность», Александр Еременко держался ближе к двери или совсем в дверях. Знаками он выманивал кого-нибудь из студии и спрашивал вышедшего: «Портвейн будешь?». Никто не отказывался. Тогда Еременко вел избранника петляющим коридором в туалет, где за бачком у него была припрятана бутылка. Это было что-то вроде инициации или приобщения к поэзии.

В течении нескольких лет в престижной Литгазете печатались «подвалы», в которых обсуждались стихи троицы поэтов метаметафористов, как обозвал их преподаватель Литинститута Константин Кедров, или метареалистов, как обозвал их критик Михаил Эпштейн. Но сами стихи не печатались долгих 8 лет. Это был удивительный феномен, обсуждались не опубликованные стихи.

Журнал «Литучеба» на протяжении всего 1982 года печатал анонс публикации «экспериментальных» поэтов. Был определён круг авторов, среди которых непременным автором был конечно же Александр Еременко, были собраны подборки стихотворений. Но в год уже упоминавшейся смерти генсека их опубликовать так и не решились. Потом сняли и анонс.

Наконец через целых 5 лет, в 3-м номере Журнала «Юность» за 1987 год, в рубрике «20-я комната», была напечатана статья Александра Еременко «20 лет в литературе». В качестве эпиграфа к ней было напечатано следующее:

«20-я комната» представляет автора, «критические отзывы о котором в прессе во много раз по объёму превышают количество опубликованного» («Литератрурная газета», 1985 г.), «книгу которого вот уже несколько лет ждёт молодой читатель», («Литературная учеба», 1984г.), «стихи которого никак не могут найти дорогу к читателю» («Вопросы литературы», 1986г.), стихи которого принадлежат к той поэзии, которую «ругают даже не читая, по традиции, по инерции» («Юность», 1986г.).

В этой статье Александр Еременко, проходивший срочную воинскую службу на флоте и гордившийся своим званием «старший матрос», так характеризует свою поэтику:

«Флагман моего воображения, трёхпалубный фрегат с гордым названием: «СИНТЕЗ ПОЭЗИИ, ФИЛОСОФИИ И НАУКИ»…

Эта статья была преддверием публикации в следующем 4-м номере, под рубрикой «Испытательный стенд», стихов Алексанрда Еременко и ещё 11 поэтов. Публикация вызвала активный отклик у 3 с лишним миллионов подписчиков журнала «Юность». Из большого числа писем была сделана подборка наиболее интересных или «ругательных» писем и напечатана в 10 номере за тот же год.

Тогда же в ЦДРИ состоялась памятная стычка поэтов «новой волны» с Евгением Евтушенко. Руководствуясь принципом, «если не можешь подавить бунт, надо его возглавить», Евтушенко сделал заявку на покровительство «новой волны» и наткнулся на резкое сопротивление во главе с Еременко. Перепалка дошла до довольно жестких высказываний. Евтушенко даже попытался спровоцировать Еременко, спросив его на какой-то особо острой фазе: «А на фене можешь?» Но Еременко невозмутимо отвечал очень чётко и вежливо. В конце концов Евтушенко не выдержал и под улюлюканье присутствующих вышел из зала, хлопнув дверью.

На этом история не кончилась, Еременко стал посылать Евтушенко телеграммы по содержанию напоминающие телеграммы Остапа Бендера, адресованные подпольному миллионеру Корейко: «Грузите апельсины бочками». Евтушенко пожаловался на Еременко Андрею Дементьеву, тогдашнему главреду журнала «Юность», где только недавно были опубликованы статья и стихи Еременко и его друзей. Еременко пришел на встречу с главредом в широкополой фетровой шляпе, которую неизвестно у кого одолжил. Сам он шляп никогда не носил. Сев напротив Дементьева, он положил шляпу на стол между ним и собой. И каждый раз, когда говорил Дементьев, он пододвигал шляпу к себе, а когда говорил сам Еременко, он двигал шляпу в сторону Дементьева. Этот разговор, не считая шляпы, не кончился чем-либо примечательным.

Но на этом «заговор» отсутствия публикаций стихов Александра Еременко и поэтов «новой волны» прекратился. Стали выходить сборники стихотворений. Тираж одного Еременко даже сжег из-за каких-то претензий к издателям. Стихи стали переводиться на иностранные языки и публиковаться в литературных журналах Европы и Северной Америки. Было множество выступлений и поездок по стране и за рубеж. Но к середине 90-х интерес к поэзии резко пошёл на убыль. И Еременко стал писать всё меньше и меньше.

Его социальный извод метареализма обладал явно выраженной социально-политической направленностью. И Еременко очень чутко реагировал на интерес широкого круга читателей. Он был кем-то вроде поэтического гуру, к которому ездили поэты со всей страны. И его поэтические наставления практически всегда заканчивались изрядным количеством выпитого.

Но несмотря на потерю интереса к поэзии, несмотря на снижение публикаций и практически прекращение выступлений, поэтика Александра Еременко сохранила несомненную притягательность для тех, кто всё ещё интересуется поэзией и сам пишет стихи. Для многих он так и остался навсегда королем поэтов.

https://pro-peredelkino.org/events/tpost/udp03rce41-klub-chteniya-poezii

Previous post Next post
Up