www.psych.co.il Интервью с журналисткой Шели Шрайман для газеты "Вести"- 10.6.2005
(Напечатана также в центральной американской еврейской газете "Форверст" 15.7.2005)
- Доктор Ройтман, как вы объясняете волну насилия, убийств, автокатастроф, алкоголизма и наркомании, которая захлестнула нашу страну?
М.Р.
- В детстве у нас на кухне была мышеловка. Иногда туда попадали по две, три мышки сразу. Мне запомнилась картина, как мышки в мышеловке вместо того, чтобы пытаться выбраться, царапают и кусают друг дружку.
Я думаю, что что то подобное происходит у нас в стране.
Я назвал это явление - "Синдром мышеловки"
Ш.Ш.
- Каким образом ваши зоологические наблюдения объясняют волну насилия в обществе?
М.Р.
- Любой начинающий психотерапевт знает, что если у ребенка проблемы в детском садике или в школе, надо искать причины в семье.
Ш.Ш.
- Вы можете привести пример?
М.Р.
- Давайте представим себе семью, в которой родители постоянно ссорятся, оскорбляют и унижают друг друга. Братья и сестры родителей ненавидят друг друга, завидуют друг другу, не могут поделить наследства, которое им досталось. Родители не уделяют времени детям и не заботятся о их развитии.
Никого не удивит, что дети в этой семье плохо учатся, употребляют наркотики, пьют, нарушают общественный порядок, агрессивны.
Добавьте к этому, что семья живет в неблагополучном районе. Соседи угрожают сжечь их дом, устраивают скандалы и драки, говорят, что дом, в котором живет семья, построен на их земле. Муниципалитет раз заявляет, что дом надо развалить, другой раз- что не надо, а третий раз посылает соседей договариваться между собой, угрожает отключить в доме воду и электричество.
Братья окончательно рассорились между собой. Одни говорят, что если разрушить часть дома, соседи успокоятся, другие, что если пойти на уступок соседям, то этим не закончится, ведь соседи требуют разрушить весь дом.
Из за всех этих передряг, взрослые почти не работают, семья обнищала, не хватает на еду и лекарства.
С такими проблемами в семье и с соседями родителям не до детей, дети отбились от рук, попали под плохое влияние, хулиганят, не соблюдают правил уличного движения, разбиваются в автоавариях.
Теперь представьте себе, что дом - это страна, в которой мы живем, соседи - это палестинцы и другие арабские и мусульманские страны которые нас окружают и угрожают уничтожить. Муниципалитет - это мировое сообщество, которому мы давно надоели своими проблемами и оно не знает как от нас избавиться. Родители - это правительство. Братья и сестры родителей- это наш парламент, партии, бывшие и настоящие военоначальники, пресса, системы образоваия и здравоохранения. Ну а отбившиеся от рук, агрессивные, озлобленные и одурманенные наркотиками и алкоголем дети - это наш народ, мы с вами.
Ш.Ш.
- Довольно мрачная картина…
М.Р.
- К сожалению, но долг врача ставить диагноз, даже если речь идет о тяжелой болезни. Только тогда можно строить план лечения.
Ш.Ш.
- Какое же лечение вы предлагаете?
М.Р.
- Давайте поговорим еще о причинах и симптомах болезни нашего общества.
За многие годы, каждый из нас хорошо знает свою реакцию на кровавые теракты. Уровень личной агрессии, потребность отомстить, разбить, разгромить врага знаком каждому. Все население от воинственных ястребов до миролюбивых голубок ожидает немедленных решительных действий правительства, армии, авиации.
Вместо этого народу объявляют, что на следующий день в десять часов утра состоится заседание кабинета министров. В обед объявляют, что кабинет решил не поддаваться провокациям террористов и им назло мы не отреагируем на теракт, а будем вместе с руководителями террористических организаций бороться с противниками мирного урегулирования.
Сердце народа обливается кровью. Народ чувствует себя обманутым, незащищенным, кастрированным.
Потребность мести- чувство выработанное за миллионы лет существования человечества, остается неудовлетворенным. Ее психологический и физиологический компонент, агрессия, сама по себе не исчезает, а ищет выхода. Когда естественный, понятный всем выход блокирован, агрессия меняет направление. В большинстве случаев она направляется на ближнего: жену, детей, соседей, сослуживцев, вождение машины, или против самих себя. В лучшем случае она только повышает кровяное давление, вызывает инфаркты, инсульты или депрессию.
Когда нервы на взводе, отдельным членам общества достаточно малейшего повода, чтобы броситься в драку, вытащить нож, совершить насилие или убийство. Алкогольное опьянение, наркотики нейтрализуют здравый смысл. В результате всего этого количество жестоких, импульсивных, бессмысленных преступлений растет и на следующий день в новостях нам показывают, как из квартир, дискотек, клубов эвакуируют жертвы насилия в черных найлоновых мешках. (Помните - «Синдром мышеловки»?)
Ш.Ш.
- Как же лечится этот синдром?
М.Р.
- Нам всегда объясняли, что кровная месть- это примитивное явление, свойственное отсталым народам. Подумав над этим глубже, я пришел к выводу, что это не совсем так. Я думаю, что это мудрый механизм, развившийся в прцессе эволюции и предназначенный для предотвращения кровопролития. Человек или группа людей не пойдут на совершение убийства, если они знают, что месть неизбежна, и за совершенное ими убийство будут расплачиваться их дети, братья, или родители.
Нарушение этого социального закона, отсутствие моментальной реакции на убийство и даже массовое убийство, только поощряет следующее убийство, а родственники жертв, лишенные права мести, направляют свою агрессию брат против брата, или на самих себя. Опять -"Синдром мышеловки."
Ш.Ш
- Если наше общество похоже на рассорившуюся со всеми соседями и брат с братом семью, которую вы описали, то положение наше критическое, нужно срочное лечение. Что вы предлагаете? Как прекратить волну насилья, хулиганства?
М.Р.
- Волна насилия - это только симптом, как температура при воспалении легких. Лечить надо причины болезни общества.
Ш.Ш.
- Что же надо делать?
М.Р.
- Это непросто. Народ должен постоянно напоминать правительству о его ответственности за безопасность населения, требовать единства в борьбе с внешними врагами, объяснения внутренней и внешней политики, подотчетности перед народом за свои решения.
Ш.Ш.
- Какой же ваш прогноз?
М.Р.
- Трудно строить прогнозы, когда речь идет о гигантских системах.
Ш.Ш.
- Что вы имеете в виду?
М.Р.
- Душа подростка, который принес из дому нож в школу или дискотеку- это часть системы его семьи, где папа издевается над мамой, так же как начальник на папиной работе издевается над ним из за того, что самому начальнику угрожают увольнением, если его отдел не выполнит того или иного заказа, а остаться без работы для начальника катастрофа, так как при нынешнем экономическом кризисе он не так быстро найдет работу. Экономический кризис, в свою очередь, связан с внутриполитическими конфликтами, которые являются следствием столетней войны на истощение с нашими соседями. Война с соседями продолжается многие десятилетия из за сложных и запутанных отношений великих держав, борящихся всеми способами между собой за выживание, власть и гегемонию в Мире.
Это, конечно, очень упрощенная схема анатомии и физиологии насилия. Эта схема предполагает, что душа каждого человека является маленькой системой, являющейся частью большей системы, которая в свою очередь составляет только часть еще большей системы и так до бесконечности.
Ш.Ш.
- Из ваших рассуждений о состоянии больного можно понять, что болезнь неизлечима…
М.Р.
- Войны, насилие, агрессия между народами, группами, отдельными членами общества существовали и, очевидно, будут существовать вечно. Это - как хроническая болезнь человечества. Это не значит что с болезнью не надо бороться.
Один из видов лечения довольно агрессивен, и не лишен риска для жизни общества. Цель этого вмешательства - направить разрушительное действие агрессии против внешних врагов, предотвратив этим медленное отравление и разрушение организма общества изнутри.
Вспомните угрозу крестовым походом американского президента сразу после теракта 11.9.2001 . Он сразу почувствовал, что народ требует кровной мести и отреагировал как отреагировали бы его предки в средние века. Народ оценил этот порыв, президент свое обещание, хоть частично, но выполнил и его переизбрали на второй срок. Пока с тех пор на земле Америки не было ни одного теракта.
Ш.Ш.
- Что же вы, доктор, посоветуете нашему руководству.
М.Р.
- На уровне отдельно взятой страны страх, неведение, отсутствие веры в руководство, неспособность руководства объеденить общество вокруг общей цели, нагнетают страх и агрессию. Братья начинают ссорится между собой, непонимать и ненавидить друг друга, создается обстановка, чреватая опасностью вспышки гражданской войны.
Так же как родителям, враждующим между собой, бесполезно требовать от своих детей любви и уважения к другим, так и примеры оскорбления и унижения между уважаемыми министрами, парламентариями, военоначальниками, моментально просачиваются во все слои общества и все возрастные группы, армию, школу и до детского сада.
Пресса, частенько, во имя рейтинга, подливает масла в огонь, разогревая уже и так опасно перегретый и угрожающий взрывом котел внутренних противоречий.
Молодой человек, которому в Новостях показали очередной теракт, несправедливость, внутренние распри, угрозы и оскорбления, принимает насилие, как единственно возможный способ решения любых конфликтов. Насмотревшись на эти примеры, ему ничего не стоит напиться в ночном клубе и пырнуть своего сверстника ножем, за то, что тот ему что то не так сказал или посмотрел на его девушку.
Даже "серьезные" телепередачи, дают замечательный пример насилья, когда ведущий и политики перебивают друг друга, хватают за руку, не дают друг другу закончить фразу или мысль.
Ш.Ш.
- Значит и пресса виновата в волне насилия?
М.Р.
- Сила и влияние прессы в современном обществе не требует доказательств.
Экран телевизора, утренняя газета, радиопередача по дороге на работу- это и есть кушетка психиатра на которой находится все общество, включая его руководство.
По моему мнению, демократия- это не право перебивать своего оппонента и затыкать ему рот, а право высказать свои идеи и требования, право спорить и убеждать друг друга.
Такого рода диалог в средствах массовой информации- это не только настоящий демократический процесс, это ,фактически, групповая терапия всего общества. Как врач- психотерапевт должен быть осторожен в своих вмешательствах, чтобы не навредить пациенту так и пресса несет моральную ответственность перед обществом за форму и качество дебатов, за глубину и уровень каждой статьи или передачи.
Ш.Ш.
- Как же достичь такого уровня диалога?
М.Р.
- Я никогда не лечил целое общество, но здравый смысл и опыт в ведении групп, семейной и индивидуальной терапии подсказывают мне, что если бы лидеры на каждой ступени власти, пресса, действовали бы ответственно по отношению к обществу и народу примерно так, как хотели бы, чтобы врач относился к ним, когда их жизнь в опасности, все общество постепенно приобрело бы уверенность в своих лидерах и уровень насилия упал бы сам по себе.
Я наивно верю, что глубокий диалог на политические, научные, исторические и социальные темы в газетах, на радио и, особенно, на Т.В. не только постепенно поднял бы рейтинг этих передач и статей, но и поднял бы духовный уровень населения, развил бы уважение к близким и чужим, показав альтернативные пути решения конфликтов.
Ш.Ш.
- А как же решить конфликт с соседями?
М.Р.
- Я уверен, что если нам удастся снизить уровень насилия друг против друга в нашей маленькой стране, ни наши заклятые враги, ни наши «лучшие друзья» не посмеют проявлять насилия по отношению к нам или оказывать на нас грубое давление. Тогда, может быть, не потребуется опасного и болезненного агрессивного вмешательства- кровавой мести. Мы просто перестанем попадать в «мышеловку».
Ш.Ш.
- Значит есть надежда, доктор?
М.Р.
- Больше того. Несмотря на то, что наша страна только маленькое звено в огромной мировой системе, изменение политической атмосферы в одной стране, может оказать неожиданный положительный эффект далеко за ее пределами.
Ш.Ш.
- Что вы имеете в ввиду, доктор?
М.Р.
- Приведу пару примеров из клиники:
Одна моя пациентка с детства и на протяжение всей жизни оказывалась жертвой насилия в самых различных: семейных, профессиональных и других ситуациях, в процессе интенсивного индивидуального психоанализа она собщила мне, что я помог не только ей перестать быть жертвой насилия, не только ее мужу прекратить издеваться над ней, но и ее дочери и ее другу и даже ее начальнику на работе и его жене перерости многолетние привычки взаимных издевательств между собой и со своими близкими.
Другой мой пациент, сын подозрительного и жестокого бывшего узника концлагеря, сам подозрительный и агрессивный молодой инженер постоянно воевал со своими коллегами и начальством на работе и из за этого терял одну работу за другой. Жена угрожала разводом.
В процессе лечения его характер изменился коренным образом. Как то он получил комплимент от своего начальника, не подозревавшего о том, что тот проходит глубокий психоанализ: «Ты как психиатр для нашей фирмы. Как тебе удается улаживать конфликты между всеми этими «петухами»!»
«Я хотел ему сказать, что это потому, что я научился распознавать эти конфликты в себе, но смолчал» - рассказывал мне потом инженер. Кстати, и его отношения с женой и детьми превратились из постоянных упреков, обвинений и издевательств, в отношения настоящей дружбы и поддержки.
Ш.Ш.
- Вы думаете, что эти методы эффективны по отношению ко всему обществу?
М.Р.
- Поскольку процессы индивидуальной психологии человека и психологии масс подчиняются тем же законам, возможность изменить психологию целой группы, изменив психологию отдельных ее членов, дает надежду на возможность оздоровления общества.
Др.Марк Ройтман, психиатр и психотерапевт, член Британского общества Группового психоанализа и Американской ассоциации групповой терапии, заведующий клиникой "Ха-Шарон-психодиагностика и психотерапия" в Кфар-Сабе.
17.06.2005