Итак, грядет Рождество. Для соответствующего настроя сходили с Тусей на вертеп в культурный центр "Покровские Ворота". Умилительно, но она, пожалуй, уже большая для такого типа спектаклей. Поэтому отправились на дримворксовских Хранителей снов. Дримворкс как водится копает глубже Диснея. Их истории не стесняются быть мрачноватыми и неоднозначными. Эта, например, начинается со смерти мальчика и его перевоплощения в Ледяного Джека - духа снега, мороза и вьюги. За всю ленту ему предстоит из циничного подростка превратиться в отважного Хранителя детских сновидений и веры в добро, а также победить внутреннюю пустоту и обрести верных друзей. Тоже, кстати, очень интересные типажи: забитый татуировками Северянин (стильно оказаченный Санта Клаус) ругающийся фамилиями русских композиторов (это Шостакович знает что такое), брутальный Пасхальный кролик, за напускным мачизмом прячущий огромное сердце, зубная фея - заорганизованная очаровашка неровно дышащяя к Ледяному Джеку и Песочник - на первый взгляд увалень, создающий счастливые детские сны, который в схватке со злом становится просто ниндзя каким-то. Ну и антагонист - Бугимен или Кромешник - воплощенный страх. Вся история очень лихо закручена, темп не дает сказать "мяу", ни малейшего провисания, ни одной тупой шутки. Идеальная эстетическая продуманность, вплоть до растрепанной шерсти северных оленей, несущих сани Северянина. Есть несомненно заигрывание со взрослым кинематографом, но тоже довольно специфическое. Так, например, вход в подземный лабиринт Кромешника это яма в лесу в земле, а над ней стоит ветхая кроватка. И далекий детский голос зовет Джека к себе. Оммаж фильмам ужасов. Но по-настоящему пугающих моментов не много, скорее печаль, рассчитанная на эмпатию. Заканчивается все, само-собой, победой добра.
, конечно, понимаю, что в современном мире фильм рассчитанный на широкую аудиторию не может содержать в себе не только христианских символов, но и каких-либо религиозных символов вообще (в этом фильме верховное существо - Луна или Луноликий - привет культам Кибелы,ага). Но мне почему-то вспомнилось, как попавшим в турецкий плен русским солдатам предлагалось сменить веру. Те, кто соглашался мог стать турецким обывателем, кто отказывался умирал мучеником. Не происходит ли это подспудно сейчас с европейским обывателем, который христианин по рождению, вынужден отказаться от Рождественской елки и Рождественских поздравлений ради сохранения хрупкого равновесия своего спокойного бытия...
Зато под Рождество случаются довольно необычные вещи. Кто бы знал, что Джуду Лоу предстоит в образе Каренина воплотить идеал русского христианина? Именно так он трактован, наверное первый раз за историю переноса романа на экран, в ленте Джо Райта по сценарию Тома Стоппарда. Мне что-то влом писать развернутую рецензию, скажу только, что фильм просто великолепен во всем. Такой идеальный кинематографический объект. Каренин вроде бы ничего особенного не делает - все по тексту. Но зрителю становится видна вся мера его страдания - мужа, не просто брошенного женой, а человека строившего жизнь в соответствии с Заповедями. И вот все вывернуто на изнанку, разбросано, растоптано страстью и страстями. Мало того, от него требуют невозможного: признать жену, лежащую с ним в постели женой кого-то другого, принять его в доме, пожать ему руку у одра умирающей в родовой горячке Анны. Записать на свое имя внебрачного ребенка. Все его нутро противится этому и слово "грех" из его уст - не пустая формальность. Мир раскололся надвое, надо за что-то держаться и он держится за Закон. Авторы фильма ювелирно, без акцента на самом персонаже, подводят в финале зрителя к тому, что Каренин спасает из-под жизненных обломков детей Анны не просто по социальному долгу, но именно благодаря нравственной стойкости.
Это я все к тому, что мир спасет русская классическая литература. С Праздником!