Шаумянский район, село Карачинар

Apr 06, 2014 18:26

   Потерянная родина моего друга                                  

начало



Утром проснулся от чувства голода, как будто два дня не ел. Вчерашний шашлык и плотный ужин, как будто ел не я, а мой сосед по дому, а я через забор смотрел и нюхал только. Позавтракал  в ресторане гостиницы, и быстро собрал вещи.
У нас были планы еще во многих  местах побывать  Нагорного Карабаха, а  достопримечательностей здесь  было  предостаточно, но только для этого, времени у нас  не хватало. Сегодня  поедем обратно в Ереван, через озеро Севан. То есть выезжаем с другой стороны Арцаха. Маршрут предполагает еще один нескучный день путешествия. Мне этот маршрут был очень удобен. От Севана, где мы с друзьями расстанемся, до моего села не далеко. Так что, если все нормально,то сегодня я должен ночевать в своем родном доме. Хоть и в Арцахе ощущения хорошие, как во сне, но  ожидание встречи с родным домом, родными людьми и местами придавало мне энергии, радости и темп торопиться.
И еще маршрут проходит рядом с Родиной Сергея, Шаумянский район, село Карачинар, и наверняка сегодня мы должны туда заехать. Но он, как то непонятно себя ведёт при разговорах, почему то не торопится в свое село, и в гости не приглашает. И вообще  он неважно себя чувствует, то замолчит, то часто засыпает в машине сидя в кресле, то  долго может смотреть вдаль замороженным взглядом. И не спросить толком. Попытки узнать, когда поедем в его село, заканчивались грубым ответом, который если перевести с его сказанного означал: "Отстань". Хоть нас объединяет пятилетняя институтская  и общежитская  жизнь, но мы уже за три десятка лет разошлись интересами, взглядами, принципами, привычками. И по жизни мы, наверняка были разными.
В Ереване, перед отъездом, он как-то мечтательно говорил: «Готов многим пожертвовать, только,чтобы побывать в своем родном селе, хоть полчаса». Знаю, он очень давно сюда не приезжал. Приехать из Краснодара, где он живет почти три десятка лет, и не торопиться на свою родину, было большой загадкой для меня. При мне они с Камо рассматривали карту, я даже в  этот момент их фотографировал. Они явно дорогу обсуждали, как до села проехать.

фото1 планируем куда и как поехать


Сам смотрел карту, представил, что очень должны быть красивые места: горы, хребет, пусть несколько часов занимает дорога, да пусть… Если на день опоздаем, нестрашно, село Таратумб и мои одноклассники подождут.
При этом его поведение  не свойственное ему, гостеприимному Сергею. А спросить уже не хотелось, мало ли что у него там?... Из прежних бесед, при нашей встрече и в гостях у него дома в Краснодаре, я  знал, что в этом городе  живут близкие ему родственники, мать и много односельчан..  И как будто в их селе Карачинаре никого из близких  не осталось. Но какая  причина могла помешать его желанию повидаться, хоть  коротко, с местами своего детства?

Пока Сергей и Армен, после вчерашнего, не торопясь поднимались с постели, умывались, я поехал на рынок набрать фруктовые сладости, варенье из ежевики, тута, и в магазине купить  несколько бутылок гранатового вина.
И как  договорились, к десяти  часам, встретиться  возле министерства иностранных дел, чтобы  оформить визу.
Арцах независимая страна и как положено по статусу, для соблюдения каких-то международных  норм, необходимо  оформлять визу. Исходя из  сложившихся дипломатических и тесно связанных экономических связей с Арменией, (по факту Армения и Арцах одна страна) и имея только с ней  единственную связь с миром,  процедура оформления виз  в Арцахской Республике упрощена, до примитивной  формальности. Само оформление виз производят в столице Степанакерте, но сначала надо туда попасть.
На КПП при границе, пограничники без каких либо особых проверок нас  пропустили и напомнили:«Не забудьте визу оформить, пожалуйста».Мы обещали, что обязательно визу оформим.

фото 2   КПП между  Арменией и Арцахом.


фото 3 флаги Армении и Арцаха


Нагорный Карабах,наверное, единственная страна в мире, где оформление виз оставлено на честное слово туристов.
Времени на  оформление виз, заняло немного, зато процедура оформления была интересной и очень запоминающейся. Миловидная сотрудница  ниже средних лет,  с арцахскими  очертаниями лица,  очень любезно и мило общаясь, оформляла наши  документы. Настолько она явно небезразлично и предвзято продлевала время оформления, что мне показалось, она влюбилась в меня. Она была такая хорошенькая, что и я не задумываясь, взаимно тоже влюбился. Как мне показалось, даже  находившееся рядом сотрудники, нас ревновали. Пока она оформляла, я успел мысленно с ней пожениться, дом построить рядом со Степанакертом, завести детей, вырастить гранатовый сад, куры и хрюшки под  деревцами... стадо овец, коров... сена накосить, тутовую водку перегнать, с друзьями напиться...
  .. А тут зашла в кабинет группа туристов-европейцев. Шумные туристы, на автобусе из Еревана приехали (а в Ереван на самолетах прилетают). По Армении и Арцаху путешествуют, и как мы тоже заехали визы  получить. Вели они себя заметно уверенно, кое-кто из них, явно уже попробовал арцахского горячительного.  Моя арцахская мадам, резко отдала мне документы, попрощалась со мной и  начала уже с этими  любезничать.  От  ревности я хотел возмутиться, но вовремя одумался. Забрал  паспорта, визы и быстро вышел с кабинета, подальше от греха...

фото 4 я получил визу

Попрощались с улицами  Степанакерта и уехали из этого тихого, провинциального города. Камо тоже с нами  поехал. Ему надо было заехать по пути по своим депутатским делам. Так что, еще пару часов все мы вчетвером с нашей группы 84, были в сборе.

фото 5  выше электропроводов висят анти авиационные ограждение


Проезжаем мимо каких-то странных, длинных проводов, висящих над ущельем. Длиной, наверно, несколько километров, а от них еще провода вертикально висят. Такие штуковины  в нескольких местах в Арцахе висят. Понятно,  что это не электропровода и точно не бельевые веревки…
Оказалось, это растянут трос диаметром 20-30мм, а от него еще тросы привязаны.
Камо Мартиросян в своей манере: «Чтобы вражеские самолеты не смогли пролететь незаметно, низко по ущельям, вне  зоны наших радаров. А выше можно, пожалуйста, просим!». По его выражению лица, было ясно, такая растяжка - это задумка Арцахских офицеров.

фото 6    на карте по белими полосами окупированные территория азербайджанцами Шаумянский район


Дорога в село Карачинар, со Степанакерта идет через Аскеран, Мартакерт, а там дальше всего одна дорога, ведущая в  село Талиш, после которой начинается Шаумянский район. Получается несколько часов максимум в одну сторону. От Карачинара,потом можно вернуться назад, не доезжая Мартакерт и поехать в сторону  Севана, через Сарсангское водохранилище. Если потратим даже и день, ничего страшного. По карте видно, там много гор, ущелий, там красиво и интересно, заманчиво. Вспомнились хвастливые слова Сергея в студенческие годы: "Рядом с нашим селом находится Гюлистанская крепость. В ней был подписан Русско-Персидский, мирный договор, в 1820-х годах..."
Не далеко от Степанакерта, где мы должны уже свернуть в сторону Карачинар, выясняется: мы туда не поедем.  А дальше раскрывается причина многих недоразумений и загадок. Оказывается, Карачинар уже 20 лет находится в оккупации со  стороны Азербайджана. На карте, которая у меня, где я изучал и они смотрели, Шаумянский район отмечен как армянско-арцахская территория. Я хоть  карту многократно смотрел, но не обратил внимания на белые полосы в этой части района. Это означало, что территория под оккупацией Азербайджана. Ранее мне не довелось об этом слышать, узнавая всю  информацию об Армении и Арцахе, из официальных источников, из российского телевидения и газет.
И Сергей, и  Камо,  страдая от тех событий, годами обсуждая их в своих кругах, даже не предполагали, что я и миллиарды людей об их несчастье даже не знают.

фото 7


И как не узнать всю историю про этих событии, как мне не спросить самих участников тех событии, когда двое в машине рядом сидят?
 Сергей Марянян, с трудом, старательно, чтобы ничего важнейшего не пропустить, вспоминает историю  своего села Карачинар и района Шаумян.  Как на школьных уроках,  иногда уточняя, какие-то моменты у Камо,  и получая подтверждения, продолжал рассказ. Камо Мартиросян, как хороший учитель истории в школе, старясь не помешать ученику, иногда поправляя одобрительным жестом, помогал ему раскрыть  суть и причину Карабахского конфликта, его неизбежность и трагичность. Точнее сказать, Камо был не хорошим учителем, а из тех, кто   в Арцахской истории много страниц написал.

Вопрос за вопросом, ответ  за ответом,  выясняется история.
"В  20-е годы прошлого века, после продолжительного, до этого сотни лет, межнационального конфликта,  уничтожая армян геноцидом много лет, начиная с 1915 года, и присвоения армянской территории со стороны Турции, оставшийся кусочек Армении и Арцаха, вошли в состав СССР. Вхождение под покровительство великого государства СССР было единственным спасением для армян от турков. Однако власти СССР  тогда не спрашивая Армению,  насильственно,  регион Арцаха,  так называемый Нагорный Карабах АО, присоединили к Азербайджану. Передача Арцаха (Нагорный Карабах) с проживающими  тут, чуть ли не сто процентов численностью, армянами, было  для Армении,как продолжение национальной катастрофы. Исконно считающаяся  армянская территория, где тысячелетиями жили армяне, строили церкви, где две тысячи лет назад Тигран города строил, иначе как катастрофой и не назовешь.

Армяне не могли  противостоять решению московских, новых руководителей страны, находясь в обескровленном и обессиленном состоянии. Негромко возмущаясь, они молча проглотили очередное национальное, несправедливое унижение.
Передача армянской территории под управление Азербайджана, со стороны СССР была тогда политической уступкой перед Турцией, за их лояльное отношение к другим, между ними, государственным договоренностями. В том числе и полуострова Крыма.
Россия в те годы,во время первой мировой войны, тоже была не в лучшей позиции. Турция, воспользовавшись анархией во время первой мировой войны, провела геноцид армянского народа. Россия, у которой Армения была в  зоне интереса, втянутая в первую мировую, не могла защитить армян от турецкого уничтожения.

Турция всегда протежировала Азербайджану, и была инициатором  создания Азербайджана как государства, в начале 20 века.
Если примитивно подходить к  Арцахскому вопросу, то можно сказать, что он стал разменной монетой в торгах между СССР и Турцией. Отдавая Арцах в подчинение Азербайджану по настоянию Турции,  взамен Крым оставили под  юрисдикцией СССР, без претензии с их стороны.
Хоть  в СССР громко афишировались  коммунистические ценности,  все народы одинаково равноправны, этот лозунг в Арцахском вопросе был в области эйфории. Со временем, в Арцахе, власти Азербайджана преднамеренно приступили к тактике постепенной перекройки границ, ассимиляции армянской национальности, к сокращению их численности в исконно армянских территориях переданним им под владением.
Еще хуже для армян Шаумянского района.. Шаумянский район - родина Сергея, являлся когда то одним из пяти крупных армянских княжеств (меликств) Нагорного Карабаха (Арцаха) с десятками сел, компактно населенными армянами, территориально не включили в состав Нагорного Карабаха. Они территориально оказались за  пределами Нагорно-Карабахского АО.

Во всех селах, городах, районных центра шаумянского района,  на все важные должности назначали людей  азербайджанской национальности. Между армянскими селами преднамеренно не строились проселочные дороги. Соседние армянские районы и  селения сообщались между собой только через азербайджанские сёла и  районы.
Разрушали под любым предлогам армянские церкви, крепости.
Дороги, соединяющиеся со Степанакертом, тем более с Арменией, не ремонтировали. Сделали их зигзагообразными, а потому долгими, порой не реальными для проезда.

Такую политику проводили не только в Шаумянском районе, но и в Нагорном Карабахе, и на тех территориях, где компактно проживали  армяне.
(Вспоминаю: студенты с района Сергея, и даже со Степанакерта,  уезжая на учебу в Ереван, не могли на каникулах вернуться домой.Сергей часто, во время каникул, "сторожил коридоры" в общежитии.)

Несмотря на старания азербайджанских властей, им не удалось воплотить чудовищные планы в селе Карачинари в соседних селах их района. Хотя  в сотни других сел и районах им это политика полностью удалась. Чтобы противостоять Азарбайджанским планам, население в этих регионах еще больше духовно объединялось, сохраняя армянские народные традиции.

С началом Горбачевской оттепели и демократизации,  Арцахцы надеялись восстановить несправедливость с помощью метода  самоопределения. Но Азербайджанские власти не могли смириться  с этим, и терроризировали население Арцаха. Они допустили и подстрекали к Сумгаитскому геноциду в 1988 году, бакинских погромов в  1990году. С 1988 года начались стычки, конфликты, потом переросли в настоящую  войну и в Арцахе.
С началом конфликта  между армянами и азербайджанцами, слабым местом в Арцахском освободительном движении стал Шаумянский район. Население  оказалось  заложником, находясь в  окружении азербайджанских сел.

В городе Гяндже, рядом дислоцировалась дивизия советской армии. Именно с помощью этой дивизии, тогда еще советских войск, Азарбайджанская сторона смогла переломить оборону армянских добровольцев.
Наши были не так вооружены, не было дорог, Армения была в блокаде и слаба после страшного землетрясения.
После нескольких лет партизанских и открытых боев, не смогли противостоять напору азербайджанской армии и ОМОНа СССР, да еще под артиллерийским огнем.

Жители Карачинара, и других сел Шаумянского района, после прорыва вражеских войск, в течении двух дней, в панике покидали свои дома, бросая свое имущество. Старики, дети, женщины пешком  по  грязным дорогам и лесным, мокрым тропам уходили от преследования. Настолько неожиданно происходила эвакуация, что бросали все.

На себе много не унесешь, главное - остаться в  живых. Много погибло мирных людей, от  артобстрела, от автоматных очередей. Отрезанные руки, головы, на улицах и дорогах труппы, сотни трупов коров и овец, сожжены дома....
(Всего на секунду надо представить, как под дождем, в грязи, в лесу, пешком, бегом, голодные, в страхе быть убитыми, бегут  родственники,  близкие вам люди, родители, малолетние дети, со слезами и страхом на лицах, чтобы никогда не захотеть пожелать подобного ужаса, даже врагам).

Я раньше не мог понять, каким образом десятки родственников и сельчан Сергея живут с ним в Краснодаре. Оказывается, все они беженцы той войны. Тогда Сергей работал в Краснодарском крае, куда был направлен после института.
Именно в то время, когда была блокада в Армении, война в Арцахе, катастрофическое землетрясение, тысячи жителей переезжали в Россию, тогда еще СССР.
Я всегда гордился, что мои соотечественники - армяне, освободились от Азербайджана, создали Независимую Арцахскую Республику, и еще оккупировали часть Азербайджанской территории, хоть и эти тоже ранее были армянскими. Эту территорию, сейчас называют зоной безопасности.

Я, не вникая в подробности истории побед, радовался тому, что  в этот раз армяне в целом, оказались в соответствии с символом Армении -"гранатом". И в национальном плоде, в этот раз, не попадались гнилые ягодки, что всегда в истории Армении случалось.
Просматривая кажущиеся победоносные результаты, я не ожидал узнать другую правду. Почему то, они не радовались этим результатам, как говорил Камо: «Нам надо вернуть Шаумянский район, любой ценой. Много еще сел и территорий Армении остались под оккупацией Азербайджана».
Хоть и есть много побед, но конкретно для Сергея ничего утешительного тут нет. После подробностей этих невеселых историй, мне стало очень жаль Сергея.

фото 8                    
Сергей Марянян всегда в задумках...


фото 9
Вот оказывается, почему было у Сергея странное поведение, молчаливость и замороженный взгляд вдаль.
Там за горами была его Родина.
.


Хотя у Сергея сейчас есть всё: и дом в центре Краснодара, как свойственно настоящему армянину, и хорошая семья, и много друзей, и  работа, но у него, оказалось, нет самого главного - Родины нет!
продолжение

автопутешествия, Арцах, Армения

Previous post Next post
Up