Памятник эпохи безрассудства, - Полярный кварц.

Apr 13, 2015 16:05

Россия - великая страна, способная дать отпор любому внешнему врагу, что не раз доказывалось историей. Но мы сами себе умеем быть такими коварными врагами, что никакой внешний противник и не сравнится.





Статья о том: “Хотели как лучше, а получилось как всегда”, а на деле как Приполярный Урал стал черной дырой для десятки миллиардов бюджетних рублей, мешая этим развиваться чему-то действительно полезному.

После горбачевских лет в России изменилось много чего, "перестройка" спутала карты многим предприятиям.

И для Полярно-уральской экспедиции, которая на восточном склоне Приполярного Урала в удаленном на сотни километров от авто- и железных дорог селе Саранпауль десятки лет разведывала, добывала, измельчала до определенной фракции жильный кварц и доставляла его по реке баржами, обеспечивая промышленность СССР необходимым сырьем, пришли не лучшие времена. ПУЭ (считалось предприятием государственной важности) хот запустила мини-перерабатывающий цех для кварца, но с  заказами менше стали поступать. Страна временно перестала нуждаться в сырье предприятия, на котором работали 400 человек. Благодаря которому в деревне Саранпауль появились двухэтажные дома и центральное отопление, поселение стало перспективным, а жители - зажиточными.

Несмотря на эти трудности, экспедиция выживала,  занимаясь попутно добычей коллекционных друз из горного хрусталя, образцы которого стали гордостью мировых геологических музеев. Иностранцы из Германии, Америки, Польши с набитыми долларами карманами были постоянными гостями в селе.

Правительство ХМАО, под чье подчинение предприятия перешла после “перестройки”, не могло помогать, бюджет в то время еще был невелик.

Но пришли для ХМАО золотые времена, когда цена на нефть поднялась, а государство разрешило оставлять в округе налог на ВМСБ (воспроизводство минерально-сырьевой базы). У округа появились большие деньги и право самим решать, как именно их потратить для своего развития. Восточный склон Приполярного Урала оказался одной из тех территорий, куда решили вложить бюджетные миллиарды, чтобы округу в перспективе ”слезть с нефтяной иглы”.

У властей ХМАО появилась программа развития промышленности в горах Приполярного Урала. Согласно ей, если есть золото в Приполярном Урале - то нужно там построить горно-обогатительную фабрику. Если добывать кварц - то перерабатывать его внутри округа до конечного продукта, готового к использованию. Если есть уголь - прямо на месторождении построить ТЭЦ и продавать электроэнергию потребителю. Если есть горы, значить там должны быть алмазы и надо построить фабрику по их огранке. Инициатором всех начинаний стал глава округа А. В. Филиппенко.

И пошло-поехало... Желания градоначальника взялась претворять в жизнь категория людей, которых я ласково назову "специалисты по освоению и растрате". Когда на Россию как манна небесная свалились нефтагазовые миллиарды, страна не готова была, просто не могла эффективно ими воспользоваться. Повсеместно в России появились эти "специалисты".

Если в те годы при отсутствии интернета и телевидения в отдаленном селе Саранпауль было трудно следить за ходом окружных программ, то вот практическая ее часть проходила перед моими глазами.

Раз начинания были подкреплены немалыми деньгами, то от желания до воплощения проходило совсем немного времени, а сами они поражали масштабами.

1. В 100 км от села, в горах у верховья реки Халмерью, построили многомиллиардный золоторудный комбинат за пару лет. С непонятно какими соображениями и обоснованиями и с сомнительными запасами рудного золота в том месте.

2. При отсутствующих заказах на жильный кварц и простое Полярно-уральской экспедиции непонятно из каких соображений к месторождению кварца на горе Неройка начали строить 100 километров автомобильной дороги.

3. Чуть позже округ запустил пилотный проект - ООО “Полярный Кварц”. Отказывая Полярно-уральской экспедиции даже в мелких подачках и отобрав у нее лицензию на использование месторождения, округ начал строительство двух заводов - для первичной и дальнейшей переработки кварца - в горах и в городе Нягань. ПУЭ, скоро без работы, расформировалась.

4. И "Чтобы перегружать сотни тысяч тонн переработанного кварца, и другие полезные ископаемые с недр Урала на баржи..." в селе Саранпауль построили огромный грузовой причал.

5. Во время активной фазы окружного мегастроительства, их перещеголял по дерзости Мегапроект "УП-УП" (мое статья в окружном газете)  с утопическими планами построить жд магистраль вдоль Уральских гор с тем, "чтобы завалить заводы в городах Урала дешевым сырьем, в том числе жильным кварцем". Инициаторам стал полпред президента в УрФО, Латышев П.М. ((Подробное, в моей статье о Мегапроекте "Урал Промышленный - Урал Полярный" в Независимой Газете))

По мелководным рекам Северная Сосьва, Ляпинь баржа за баржой завозили стройматериалы, технику, оборудование для строительства дорог, причала, завода по переработке кварца.

Для строительства объектов, оторванных от цивилизации на 1000 км, требовались огромные финансовые вложения, которые, тем не менее, без проблем находились.

Поначалу радовали репортажи по центральным каналам телевидение России, новые термины, перспективы, цифры: "Ежегодная добыча рудного золота будет измеряться тоннами...  Автодорога в горы поможет развивать промышленный кластер в Приполярном Урале... Производство по обработке особо чистого кварцевого концентрата для электронной, оптической и наноиндустрии, а также солнечной энергетики... Это будет самый современный завод в мире... Обеспечим 100%  мировой потребности... Будут созданы тысячи рабочих мест... Бюджет округа перейдет от нефтяных доходов к промышленным... Государство - частное партнерство..."

Но если эти красивые слова непосвященными людьми слушались с гордостью, то специалистами-геологами - с возмущением. Откуда взялись тонны запасов золота и десятки тысяч тонн кварца? Зачем строят дороги в горах и кому понадобилось такое количество кварца? Зачем построили огромный дорогостоящий завод по огранке алмазов в Ханты-Мансийске, если даже предположений не было об их наличии в горах Урала?

Нетрудно догадаться, что цифры попросту были взяты с потолка. Похоже, некому было возразить, усомниться, так как двигателем в этих начинаниях были важные государственные чиновники. Хотя были и откровенные недоразумения, поневоле заставлявшие сомневаться.

фото 2. Строительство экологически вредного завода для первичной обработки жильного кварца в горах, на берегу Усть-Пуйвы, с его грандиозными масштабами и общежитскими корпусами на сотни человек не находило технического и логического обоснований.


Настораживало отсутствие плана дальнейшей переработки и четкого представления о конечном продукте за исключением анекдотического обещания удовлетворить всю мировую потребность.

Даже давая название предприятию “Полярный кварц”, проявили непростительную географическую безграмотность. Ведь находится-то оно в Приполярном Урале, а не в полярном. При этом проект, который презентовали в Лондоне и главный офис которого располагался в московском особняке на Тверском, в месте своей непосредственной реализации арендовали у местного оленеводческого совхоза комнату площадью меньше, чем чум.

И в итоге после 15-20 лет строительства "Полярного кварца" что мы имеем?
(Пристально высматривая в горах Приполярного Урала перспективы для развития промышленности, окружные "надзорники" в упор не замечали  старательский бесспредель...)

Если про золоторудный комбинат, давно проданный как металлом за копейки, благополучно забыли; если дорогостоящий завод по огранке алмазов в Ханты-Мансийске так и без дела стоить, если на грандиозном причале даже не запустили башенные краны и они скоро упадут, а его территория потихоньку зарастет деревцами и тоже забудется; если про проект железнодорожной магистрали вдоль Урала напрочь забыли; если стокилометровая автодорога в горы обслуживается, хотя грузы по ней не везут и не будут возить, то "Полярный кварц" еще как будто бы действует!
И каждый год финансируется на несколько сот миллионов рублей, в основном для зарплат редким сотрудникам и руководству.  При этом недостроенный завод в горах разрушается, а в Нягане так и не знают, что дальше делать.
И их вряд ли будут достраивать, так как тогда тут же возникнет вопрос: “А для чего построили эти заводы?”

фото 3,4 Опасно находится рядом драбыльного цеха. Один из административных корпусов "Полярного кварца" в горах




Ни одного частного рубля так и не вложено в эти проекты, хотя их авторы громко об этом говорили.

Несколько десятков машин в гараже "Полярного кварца" в Саранпаулье, который арендуют огороженном зверином клетками территория в бывшем звероферме, у оленеводческого совхоза, тихо ржавеют или используются для частных нужд местного руководства. На добыче и продаже коллекционных друз из хрусталя сейчас в места тех 400 человек ПУЭ, обогащается тот же один-единственный человек в селе, а база Неройка и Усть-Пуйва стала гнездом браконьерской охоты на диких оленей.
фото 5, 6




За это время, пока российские “специалисты” “осваивали” нефтяные государственные сверхдоходы, в некогда отсталом Китае “два китаёзы” в рваных одеждах за две пачки доширака в день с песчаного дна реки выкачивают песок, сепарируют его, отделяя чистейший и уже дробленый природой до нужной фракции кварц, заготавливают таким образом за день несколько тонн. В тысячу раз дешевле, быстрее и качественнее, чем в нашем "Полярном кварце". Россия  в этой технологии отстала от них на десятилетия. Хуже всего то, что в эти годы шли по ложному пути и по пути разрушения того, что у нас уже было.

Уже много лет власти не знают, как поступить с "Полярным кварцем". То он  принадлежит ХМАО, то его передали корпорации "УП-УП", то как будто корпорации "Нано"... Попытались даже "втюхать" иностранным инвесторам. Прилетел японец в Саранпауль, посмотрел и уехал со словами: “Япона мать!”

Сейчас злополучное предприятие как будто бы принадлежит "Корпорации развития".

В руководстве "Полярного кварца" - постоянная перетасовка, бывало даже их таинственные исчезновения, только вот "пасадок " пока еще нет. Если собрать все материалы, то можно снимать интригующий финансовый боевик. За эти 15 лет всякое бывало в проекте "Полярный кварц" , но одно у них не меняется: получать финансирование от государства.

Иначе как анекдотом следующий случай не назовешь. В августе 2014 года в селе Саранпауль проходило выездное правительственное совещание при участии в том числе и руководителей, курирующих "Полярный кварц". На нем губернатор Комарова дважды спросила: "Для чего и куда будете использовать конечный продукт вашего завода?" Внятного ответа в зале так и не прозвучало. Чиновники от "Полярного кварца" к такому вопросу явно не подготовились за 15 лет.

Если бывший губернатор ХМАО А. В. Филиппенко стал инициатором создания промышленного кластера в Приполярном Урале, то потом проекты косвенно или прямо продвинули и поддержали П.М. Латышев, Н. А. Винниченко, Б. В. Грызлов, Н. В. Комарова.

Рассуждая своим деревенским примитивным мышлением, прихожу к версии: все эти государственные высокие чины, стараясь сделать полезное для страны и для своих регионов, становились локомотивами идеи, не будучи осведомленными об истинном положении дел и вводились в заблуждение, становились жертвами лжи и обещаний "специалистов".

Иначе не объяснять, например, слова Игоря Холманских, полпреда президента в УрФО: ”Полярный кварц” находился в глубоком кризисном состоянии, и мало кто верил в возможность его запуска. Однако уже сейчас можно говорить о том, что проект реанимирован. Корпорация выполняет наказ президента страны о выпуске в России необходимой для оборонной промышленности продукции". Уверен, он даже не подозревает, в каком плачевном состоянии находятся дела “Полярного кварца”. Можно представить, как воспринимаются подобные высказывания людьми, которые видят истинное положение дел на месте.

Что делать?
Во-первых, перестать отрицать тупиковую реальность.
Перестать вваливать бюджетные деньги в такие очевидно мертвые проекты, как "Полярный кварц".
Разобрать, взорвать, сжечь, бесплатно раздать эти ненужные объекты. На остатках металлоконструкций и объектах повесить таблички с надписью: "Памятник эпохи безрассудства. Охраняется государством"

фото 7.
.

При ликвидации единоразово раздать миллионы рублей каждому "специалисту"  как компенсацию, чтобы проект больше не лоббировали. Без иронии, так дешевле будет.

С рабочим классом и вовсе легко: он в этом проекте вообще не задействован, поэтому и закрытие на простых трудягах никак не отразится.

Нужно так сделать, чтобы "Полярный кварц" и ему подобным проектам не вернулись в ближайший  десяток  лет, из опасение что те же самые “специалисты” возглавят его, и “освоят” еще  десятков миллиардов.

В качестве зрелища для народа надо хотя бы одного "специалиста"  наказать.

Только начинать не с меня, за то что об этом написал! Я пострадавшая сторона. Много лет назад на сотни тысяч рублей (сегодняшними деньгами миллионы) оказал услуги подрядной организации, которая строила завод в горах.  Так как с ними заказчики не рассчитались, они в свою очередь "кинули" меня.
Я пострадал еще больше, веря планы властей и представляя в светлом будущем силуэты многоэтажных домов и разной другой инфраструктуры в мегаселе Саранпауль. Надеясь занять свою нишу в перспективном городе, расширился и обосновался здесь. В результате застрял в абсолютно бесперспективной деревне, где полно искусственно созданных проблем в связи с этими мегапроектами. Сейчас сижу без дела, остается только в ЖЖ посты писать.

Я не рыдаю из-за тех миллиардов: не мои, никаких намеков. Было время, "бабла" было много, "осваивали" его как поблагорассудится.

Но вот это беспредельное, безнаказанное "освоение" не только не создало ничего хорошего, но и разрушило то, что уже было до "специалистов по освоению..".

Уверен, таких мегатуфтопроектов в России  много. Того, что было сделано в эпоху безрассудства, уже не исправишь.

Но надо же сделать так, чтобы подобное не повторялось.
Иначе при определенной ситуации все эти мертвецы, подобные “Полярному кварцу”, снова воскреснут, возглавляемые бессмертными “специалистами”.
А с такими “друзьями” даже слабый внешний враг окажется опасным.

ХМАО ЮГРА, политика, помятники эпоха безрассудство, Приполярный Урал, губернатор

Previous post Next post
Up