Оленеводство как оазис спокойствия

Mar 05, 2015 17:24

«Где то за горами, в далине  между гор, должно стоять стойбище оленеводов. Нам только туда, нам без них уже никуда. Наши припасы закончились из-за долгого путешествия, а тут еще  не прекращающийся дождь.
Оленьи люди нас накормят, приютят, помогут. Одолевая голод, холод, усталость, через боль от разбитых ног, и опасения, а вдруг их нету там, поднялись на хребет, откуда увидели вдали наше заветное аварийное пристанище, объект  пищи, тепла и продолжение нашей жизни..» - строка из рассказа...





фото 2


В прошлом посте обещал продолжение об оленеводстве. У меня много фото про них. Так что поделюсь..
 Много лет назад, наслушался о громких  планах развития России во всех сферах в ближайшем будущем, и втч в оленеводстве, подумал, когда то придет время и эта сфера изменится до не узнаваемости. И тогда мои фото останутся свидетелями в истории.
 С такими мыслями всегда старался их фотографироват и в несколько дней  подряд подходящая время весной ехал то на машине, то на треколе в стойбищу 120км, чтобы присутствовать в процессе разборке чума и их каслание.
фото 3 Влюбленная пара касачей по утренним солнцем готовились любовью заниматься. С любезностью позировались перед мой фотоаппаратам.



фото 4


Как обычно, в декабре Саранпаульские оленевод спускаются с гор в тайгу, где меньше зимние ветра и снег  рыхлый, и оленям проще добывать себе корм.
Весной, они качуют в горы, на летние пастбища, где меньше мошкары и комаров.
Кочевание оленей десятилетиями проводится по  одним и тем же маршрутам (варга).
Для удобства кочевания, на их пути строятся избы, стойбища, загоны, карали. Для проживание  устанавливают чум.
Чум для оленеводов, это постоянное жилище-дом, для круглогодичного их прибывания, проживания.
Многие оленеводы родились в чуме, и умрут в них.  Обычно у оленеводов нет своих домов в селах, и городах.
Если при социализме для них строились дома и квартиры, то сейчас такие программы нет. Они все заработанное  в жизни, таскают с собой.
Чум является наиболее приспособленным жилищем для северных, суровых условий.
Принято считать, что в чуме всегда тепло и уютно. Но это для привыкших к жизненному укладу оленеводческих людей.
В середине жилища  зимой устанавливается огромная печка-буржуйка.  Для обогрева чума необходимо большое количество дров.
Дрова заготавливают предварительно, и подвозят нартами.. Как перестает печка греть,так сразу чувствуется нападение вражеского холода со всех сторон.пр
В жилище оленеводов все просто, примитивно, нет ничего лишнего, всё приспособлено для того, чтобы жизнь проходила в своем размеренном ритме, связанном с постоянным «Путешествием длиною в жизнь».
Технология изготовления каркаса чума из шестов и покрытий, выработана столетием.
Если в летний период чум накрывают простым брезентом, то зимой обычно  специально для этого сшитыми  оленьем шкурами, мехом  наружу.
Основа чума состоит из множества деревянных длинных  шестов. Их количество зимой больше, чем летом. Чем больше установлено шестов, тем крепче стоит чум.
фото 6 Один взгляд в потолок чуми, и сразу холодно становится. Всегда дира в потолке чума.



фото 7


Пол в чуме покрыт крашенными деревянными досками, на них расстилают оленьи шкуры.
В дневное время все это сворачивают. В ночное время постель разворачивают.
Непривычно зимой увидеть между досками на полу снег, или летом земля и трава.
Но стоит как прилечь на шкуру оленей, как моментально от уюта и приятного тепла изменяется чувствия опасение и страха.
В чуме отсутствует много обычных жизненных предметов как для городских или сельских условий проживание.
Для кочевого образа жизни оленеводов в повседневной их деятельности требуется минимум предметов и утвари. Часто в их обиходе предметы служат двойным назначением.
Например, в специальных деревянных коробах красного цвета находится домашняя утварь. Эти же коробы служат  еще  вместо стульев.
Керосиновая лампа всегда всегда висит на крюке в центре чума.
В чуме проживает, как правило, две  или три семьи.
В чуме есть три зоны. На правой стороне столовая и где гостей принимают, за печкой, это зона чум- работницы и кухня, на левой стороне хозяева отдыхают.
Вокруг печки со стороны чум-работницы , нельзя проходить к столу и обратно. И это не удобно, так как там всегда стоять кухонный утварь, и продукты.
 Для приготовления пищи пользуются в основном алюминиевой посудой.
Со стороны, кажется в современном мире не этично, вредно . Однако именно алюминиевая посуда для таких условий подходит, она долговечна, не крошится как эмалированная , легче.
 И  самое главное, они дешевле, что немаловажно для сегодняшних нищих оленеводов.
фото 8 Оленеводы в своем доме- чуме



фото 9   Оленевод в малице, и тобоках  в чуме



фото 10


фото 11 Лётчики в чуме горах


фото 12 Рукомойник


Иногда туристы, путешественники отзываются хорошо об оленеводах, а бывает и  жалуются на их не гостеприимство. Не пустили, не накормили, не помогли.. в таком роде.
Для тех людей хочется написать, что оленеводы и не обязаны кому либо помогать, кормить, приютить. Оленеводы не МЧС -ники, они не дежурят  в горах ради Вас.
И подойдя к ним, заходя в чум не забывайте о том, что это их дом,  у них свой уклад жизни, правила поведения отработаны веками и не меняются в современной жизни.
Заходят в чум тогда, когда Вас пригласят. Иначе нельзя.
Представьте как к вам в квартиру, или в дом без вашего приглашения заходят чужие вам люди.
Принято так, если вас пригласили в гости в чум, то если вы взяли с собой что то в подарок, например водку, то надо передать хозяйке - чум работнице..
Обычно после готовки в чуме, хозяйка приглашает гостей через своего мужа, или мужчин заходить в чум на «чай».
Не один раз мне с группой приходилось побывать в гостях у них.
Оленьи люди  не против хорошо и долго закладывать за горло водку, и по той причине не желательно им давать за услуги или как презент спиртное.
Если все таки табу нарушено, то бутылку передают хозяйке. Она уже решает, налить вам за столом или нет.  Обычно чум-работница мерным стаканом разливает по всем кружкам. Обычное явление, когда стол ломится изобилием.  У этих людей так принято, они последнее достают для гостей. И это называется «заходите на чай».
 Угощая оленеводов алкоголем, надо готовится к неприятностям. Минимум приставанием «Дай бутылку, налей еще» ,а максимум очень опасными угрозами, с переходом к активным действия.
фото 13 Снегоходисты в гости в оленеводам



фото 14 Оленеводы сравнивают снегоходы с оленями упряжками


фото 15
Чум-работница мерным стаканом разливает водки по всем кружкам



фото 16 Стол ломится изобилием, они последнее достают для гостей.


Мужская одежда оленевода состоит из малицы, меховых чулок (тобоки).
Малицу шьют из оленьих шкур мехом внутрь. Малица состоит из  капюшона, и пришитых рукавиц к рукавам. Поверх малицы одевают еще  защитный  костюм,  который предохраняет  от грязи, сырости, и дополнительно от мороза.
Тобоки  (обувь) шьют мехом в наружу также из оленье шкур. Для удобство и дополнительного тепла еще на ноги одевают наски-чижи.
Вся одежда и обувь из меха требует сложный уход. Только знающие люди оленеводы могут их хранить в не легких условиях.
фото 17 Оленевод кормить подручного чумского оленя.



фото 19 Устал оленевод, угощался, пуст отдохнет.. Ему не страшно -15 холода..



фото 20 тобоки сушатся..



В дни каслания- кочевания у оленеводов много хлопот. То отремонтировать надо сношенные нарты, то потягивать их ремнями, то завезенное продукты на летный сезон распределять по ним.
То  ослабшим оленей после интенсивного перегона стада накормить, чтобы их на ноги поднять.
То стоящие долгое время в снегу прилипшие нарты оторвать с мест.
Еще временный загон соорудить с помощи нарт, чтобы завтра оленей там напрягать.
Излишне шесты уложить, то всякое ненужное тоже подобрать. Нарты по рядом построить. Работа хватает..
 И еще пока рядом села Саранпауль, успеть попрощаться, и узнать в бухгалтерии, почему за год в своем личным счете денег не добавился...
 Ну и конечно еще успеть водки попить.
фото 21 На летный сезон продукты



фото 22 Олень после интенсивного перегона не может на ноги подняться ...



фото 23 Временный загон



фото 24


фото 25


Деревянные ящики, смонтированные в нартах, предусмотрены для различного предназначения.
 Если в оленеводческой бригаде работают разные семьи, что часто так бывает, то у каждой своя утварь, посуда, нарты для перевозки. (Хоть и много чего мне понятно, но я не могу представить проживание в тесном пространстве двух или трех семей.) Есть и нарты для общего пользования печки, полы, шесты.
фото 26 Ящик с замком. Значить там особые  ценности (сладости, водка, золота, брильянты ..)



фото 28 оленье галстуки


В селе Саранпауль оленеводством начали заниматься 150 лет назад, и как тысячелетия назад, они ведут кочевой образ жизни.
В каждом стаде специально приучают  оленей (ездовые) для езды и перевозки под  упряжки.
Чем больше стада, тем больше рабочих оленей.
Перед тем как разобрать чум, оленеводы сначала улаживают основные снаряжение по нартам, крепка потягивают.
фото 29 Оленеводческие матрасы, и покрывала



фото 31 Упакуются


фото 32 Собакам на


фото 33 Пятиминутка


После рабочих оленей с леса сгоняют в специальные временные загоны. Откуда по четверке оленей запрягают под упряжку. Уже потом подцепляют к нартам (сани).
Нарты бывают транспортные и ездовые.
Установка, разборка чума делается в строгой последовательности и в установленном порядке.
Устройства чума кроме прочего, рассчитано еще для быстрой и легкой перевозки по тайге  и горам.
Разборку чума начинают после того, когда уже всех оленей запрягли нартами.
Сначала снимают покрытия чума.
Меховые покрытия укладывая в нарты, иногда в них заворачивают какие то предметы, для надежности во время длинных перевозок. Затем убирают шесты, укладывая их в длинные нарты.
  фото 34
Есть олены несогласные от порядков царивший в оленье стаде. Они часто от загона убегают, если надежные охранники-собаки  их не останавлывають. Однако потом они возвращаются, так как их стадийный инстинкт не позволяет уходит подальше от стад.



фото 36


фото 37


фото 38


фото 39


фото 40


фото 42


фото 43


фото 45 Все олени уже напрягали..


фото 46   Разборка чума


фото 47


фото 49 Табор уходит в горы


фото 50 Будущий счастливый оленевод



фото 51 Уходят, чтобы через год опять вернуться.


Несмотря на трудные условия, в оленеводстве как  оазис спокойствия.
Если кому то городская жизнь достала, или  хочется от сегодняшней непонятков уйти , то могу их устроить в оленеводы...
Гарантирую, денег не заработайте, но нервы восстановите.

А сейчас экзамен о проверке знаний об оленеводстве.
Вопрос;
Весной в снежнем лесу стоят два оленя. Один из них с рогами, а второе нет.
Кто из них самец, а кто самка???
..........
 Продолжение про оленей и оленеводов будет.
Дикие олени в Приполярном Урале

Саранпауль, ХМАО ЮГРА, оленеводство

Previous post Next post
Up