Найти пропавшие церковные колокола

Sep 30, 2021 06:32


Их было 6 шт. Даже известно вес каждого из них. Большевики пришли в деревню, церковь закрыли, кресты спилили, утварь сожгли, а колокола по реке увезли в город. Благо, баржа затонула, от деревни 100 км, вместе с колоколами и отодранными металлическими надгробиями с кладбища, представляющие в те времена ценный металл.



В годы индустриализации, на масштабных стройках в народном хозяйстве СССР требовалось много бронзы. Колокола с Щекурьи тоже по той причине вывозили на переплавку.
Здание церкви использовали в хозяйственных нуждах, в 60-годы частично переделав, в ней устроили клуб.

Разговоры о колоколах я слышал давно. На буровом участке бурильщик с Щекурьи рассказывал:  Тогда Щекурья,  называлась село «Щекурьинское», была центром всех юрт, которых на реке Хулга и Ляпин было много.
Через их село по Сибиряковскому тракту хотели или перевозили зерно в Печору для голодающих. В центре села стояла церковь Богоявления Господня. Художник Константин Панков родом с этой деревни.
... Баржа с колоколами села на мели на выходе с Щекурьи на Ятрию. Большевики всех мужиков с деревни собрали вытаскивать баржу воротом, чуть не отодрали днище.
Возможно по той причине, в районе между Метлёнги и деревней Ламбовож, баржа утонула, вместе с грузом. ..

Прошли годы, того бурильщика в живых нет, нету и других людей в Саранпауле, помнящих те и  другие события.
...
Согласно архивным записям и из разговоров старожилов, церковь Богоявления Господня в селе Щекурья построили то ли в 1870, то ли в 1883 году. Колокола были отправлены с Тобольскую епархию, в архивах которой сохранилась запись, вес колоколов (368кг, 71кг , 54кг, 22кг и два по 12кг.)

Известно ,что после прихода к власти, большевики по всему СССР провели безбожную практику по повсеместному искоренению религии. Бога должны были забыть в СССР, храмы закрыть, в место звона колоколов должна была звучать сирена с заводских труб.

В отдалённой деревне Щекурья, закрытие храма происходило не так оперативно, как в городах.
Предположительно 1937 году, комсомольцы - безбожники вытащили оставшуюся утварь из церкви, церковную литературу на улицу, колокола сбросили на землю, спилили кресты и в костре сожгли, колокола и отодранные металлические  плиты с кладбища, погрузили в деревянную баржонку.
Верующие прихожане, ранее успели забрать с храма кое какую утварь и иконы. Это было возможно, так как безбожники ведь были сыновьями этих же верующих.

Поэтому у многих жителей в Щекурье, как у семьи старожилов, Володи Кустышева с тех пор хранится образ иконы с той церкви.


Язык с большой колокола непонятна, по каким то причинам остался в деревне. Почти 80 лет этот язык (длина 1,2 метра, вес 16 кг) лежал на берегу реки и служил якорем для мостика не реке, на котором деревенские черпали воду.
Несколько лет назад, опасаясь, чтобы вдруг не украли на лом, жители забрали с берега и отдали на хранение в музей. Надеясь очень, что оттуда экспонат не исчезнет.

А колокола скорее всего ещё лежать там же, на дне реки.. Если баржонку со временем ледоходом и течением могло снести, то колокола со дна никуда не делись. Осталось их найти и поднять вверх. Хотя они уже не подлежат реставрации и с них уже не будет звучать колокольный звон.

Многие спросят. Для чего поднимаю эта тема, кому колокола нужны, кто будет искать?
Отвечу.
Я об всём происходящем в этом краю пишу, а о колоколах считаю архиважна написать.
Дело в том, что у людей всегда есть потребность знаний о своих предках и истории своего края.
Да, колокола уже не будут подлежат реставрации. Но и без этого они станут достойной и главной достопримечательностью поселения, важнейшими свидетелями боготой истории края этого.
А как найти, это уже техническая задача. Если не сегодня, то завтра, станет возможной. В наши времена находят граммовые копейки под толщей земли, то и будет когда-то технологически возможным найти сто килограммовые бронзовые колокола в русле реки.
А поиском могут заниматься не обязательно жители села, а общества и клубы краеведов, археологов, историков и конечно церковь.

Главное сейчас, чтобы с памяти людей история о колоколах Щекурьинской церкви, не исчезла.

А может я ошибаюсь?

Епископ Югорский и Няганский Фотий совершил богослужение в Щекурьинском православном храме Богоявления,


Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Фокин Павел богослужение в Щекурьинском православном храме Богоявления


Церковь, Саранпауль, ХМАО ЮГРА, общество, происшествие, история

Previous post Next post
Up