(Заметка для тех, кто в теме.)
Первый раз я побывал у горы Неройка в конце 90-х. Несколько нас человек на урале-вахтовке поехали туда по старой дороге. Тогда уже для Полярно-уральской экспедиции, были не лучшие времена. Их уже несколько лет как присоединили с
Сосьвапромгеологии.Страна перестала нуждаться в сырье предприятия, на котором работало 400 человек. Часть из них уволились и уехали, а часть занимались добычей коллекционных друз в Неройке, и худо бедно жили.
А для ХМАО как раз наступили золотые времена. Цена на нефть неожиданно попёрла очень высоко, налоги в бюджет округа поступали миллиардами долларами.
Приполярный Урал оказался одной из тех территорий, куда власти решили вложить часть из этих миллиардов. Ну, чтобы, как тогда трубили, округу в перспективе ”слезть с нефтяной иглы”. ага .. Кстати, до сих пор округ сидит на той игле.
Отказывая ПУЭ даже в мелких подачках с бюджета до лучших времен и отобрав у нее лицензию на месторождения, округ начал строить 100 км авт. дорогу к базе Неройка. И почти одновременно начали стройку двух заводов - для первичной переработки кварца в Усть Пуйве, и в дальнейшем в городе Нягань.
Назвали
проект “Полярный Кварц”. События происходили так стремительно, что называя проект "Полярный" "специалисты" не успели уяснить, что дела то происходить в Приполярном Урале.
Планы у властей были бешеные. Ну, чтобы потом перегружать миллионы тонн переработанного кварца, и другие полезные ископаемые из недр Урала на баржи, запасы которые сами в цифрах надули, у Саранпауля отгрохали грузовой причал.
Запасы богатства недр в Приполярном Урале надули и надули, что власти прикинули, что не успеют всё это вывести по рекам.
И они начали еще строить ЖД магистраль вдоль Уральских гор. Как тогда писали, "чтобы завалить заводы в городах Урала дешевым сырьем, в том числе жильным кварцем".
Программа называлась
Мегапроект "УП-УП".
Правда, в сравнение с проектом "Полярный Кварц"
Мегапроект "УП-УП" строили исключительно в кабинетах высоких начальников. При этом усвоили сколько миллиардов вражеских зеленных, это уже гос тайна. При том, как будто проект "УП-УП" на этот ЖД потерялся.
Те годы, были времена денежные, но деньги как пришли, так и ушли. Плохо, что
развалили работающего добывающего предприятию ПУЭ. Заводы в Усть Пуйве (два недели в году не считаем), в Нягане, не заработали. Поезда мимо Саранпауля так и не проходили. Миллион тонн кварца и другие богатство недр Приполярного Урала потолочного происхождении никуда не вывозили.
Грузовой причал к эл. сетям даже не подключали. А недавно один из башенных кранов в грузовом причале устал стоять и упал. Точнее помогли упасть и пустили на металлолом.
А построенную гравийную дорогу до Неройке за два десяток лет так и никогда не чистили от снега, из-за отсутствия необходимости.
И вот.
Недавно прошёл слух, что в Саранпауле пройдёт какое-то заседание на тему развития туризма. После, ее участники и какие то важные чиновники поедут в Неройку, там, несколько дней будут развивать туризм.
Кстати,
в Неройку каждое лето с Ханты-Мансийска на нескольких вертолетах прямым рейсом прилетают на несколько дней развивать туризм.
Так как гости как будто очень высокого ранга, вот и для них почистили дорогу.
Зная, что появилась такая редчайшая возможность, мы на двух машинах неделю назад поехали покататься. Решили, в случае чего, не заехать на территорию базы, чтобы не встречаться с важными господами.
Поверить было сложно. За два часа с Саранпауля доехали до базы.
К нашему большому удивлению в территории базе в огромных расчищенные площадки для парковки, не видели не одной машины, и снегохода. Только сторож, который подъехал к нам.
Он рассказал, что гости приехали позавчера вечером, и почему то на следующий день после нескольких часов нахождении, резко собрались и уехали.
Видать
они быстро развили туризм, и уехали - подумали мы.
Мы тоже долго не задержались, так как чувствовали очень неловко. Как никак база Неройка частная, семейная, монопольная, многоразово грантовое, с шлагбаумом и запрещающими знаками.
Дорога к Неройке, это единственная в Ханты-Мансийском округе ведущая к горам Урала.
Так что, если у кого есть возможность и желание, поторопитесь, пока дорогу на Неройку не замело.
У высоких гор, будь это Манарага, Сабля, Народная или Неройка, где я кстати много раз побывал, всегда человек чувствует себя великолепно.
И классно, когда сидя в машине слушаешь прекрасную музыку (к несчастью не знаю чью музыку), беззаботно едешь в горы, хочется, чтобы такая дорога не закончилась никогда и вела до самой вершины горы мира.
Click to view