Спорные территория, церкви, люди в Нагорном Карабахе

Oct 06, 2018 20:37


Во время двухдневной поездки  в июне 2018 года в Арцах, неожиданно  побывал в низведенном для себя мире людей. А когда то одни, то другие  неожиданные события  стали чередоваться, то под бурными впечатлениями не смог потом не написать об этой поездке.



С мая этого года пришли новые времена в Армению. Народ воспрял духом, взялся восстанавливать страну, старые церкви в том числе. Планируя поездку в Бердзор, в Кашатагский район, я уже знал, что сначала будем участвовать в мероприятие в честь - восстановлении церкви Сурб Вартана, построенной в 5 веке на горе Амутех.

Проживая с молодых лет в России, меня в последние годы при пребывании в Армении есть большая потребность узнавать и участвовать в подобных событиях и много путешествовать.

2.


Восстановление старую церкви - событие для Армении редкое. Так как на фоне разрушающихся многочисленных старых храмов  в Армении, при президентах Роберте и Серже строились только новые церкви. Этим Ара, Гаго и прочие, как бы увековечили самих себя. Хорошо, что и настоящие благодетели, помогающие не ради своей  славы, оказалось никуда не делись!

Во все времена, земли Армении защищали больше всего характерная черта их бытия. Где бы армяне ни жили, (а всю свою историю они проживали в окружении иноверцев или под их игом), тем не менее, они всегда  свою историческую территорию  заполняли храмами, хачкарами, надгробными камнями, узорами и орнаментами, писали рукописи. Захватчики-иноверцы боролись и с теми и с другими. Они уничтожали население, оставшихся в живых со временем вытесняли или ассимилировали, разрушали всё, что напоминало об армянском происхождении, камни из стен древних церквей, хачкары, надгробные камни  разламывая, использовали для строительства своих домов и коровников.

И после захвата исторических  провинций Великой Армении - Арцаха и Сюника, в который и входит Кашатагский район, где в средние века существовали армянские княжества, повторяли тоже самое.
Казалось, варвары все сделали, чтобы следы армянского наследия  полностью исчезли.
Но, нет, армянские артефакты сохранились!
В 1989-93 годах, в результате освобождения Арцаха, азербайджанцы, проживающие в районах, которые сейчас озвучиваются как спорные (Кельбайджарский, Лачинский,  Кубатлинский, Джебраильский, Зангеланский, Агдамский, Физулинский), покинули обжитые места.
А армяне -беженцы из Сумгаита, Баку, Кировабада и из других городов и районов Азербайджана, поселились в этих районах. Сюда частично поселились и жители из ближайших районов Армении, в том числе  и те, кто эти земли освобождал.

После освобождения Лачинского, Кубатлинского, Зангеланского районов  был образован Кашатагский район. Центром района стал Бердзор, бывший Лачин.

Примечательно, что Кашатагским районом недолго руководил мой однокурсник Камо Мартиросян.
3.


Поехав в Бердзор с помощью редактора Кашатахской газеты «Меран» Зограба Ыркояна, который воевал здесь и знаток этих мест, хотелось изучить территорию, которые некоторые страны считают спорными.

По приезде в Бердзор, как и  было спланировано, на нескольких машинах и в каждой полно груза и людей, двинулись в сторону горы Амутех, на которой находилась церковь Сурб Вартана.
Асфальтная дорога, сделанная  сразу после войны, уже была разрушена до неузнаваемости. Ехали по возможности быстро. Попадавшиеся по пути селения, люди и живность встречались мало, многие дома были либо разрушены или заброшены, с пустующими  огородами.
Хотя недалеко от Бердзора попадалось и строящими новыми домами село.
4.


К сожалению, разруха и опустошенность обычная и горькая реальность в последние 10-15 лет, при правлении Роберта и Сержа в провинциях как Армении,  так и Арцаха.
Хорошо что неповторимая красота края отвлекала  меня от грустных мыслей.
5.


Дорога дальше шла то по горам, то по засеянным полям и по лесам тоже. Часть людей уже прибыла на место, поэтому мы ехали  безостановочно, очень торопились.
Остановиться, чтобы пофотографировать, не получалось. Но я не смог не остановиться,  чтобы это неизвестное мне дерево не сфотографировать.
6.


Кстати, с обратной стороне дерево смотрелось еще интереснее, так что хот на стенку вешай.
7.


Прямо под горой Амутех в руинах видны  были бывшие азербайджанские коровники и дома. Остановились ненадолго, чтобы походить.
8.


В одной из них, то ли коровника, то ли дома на уровне фундамента стена было заложено армянскими хачкарами.
9.


Гора Амутех, (высота 1300м,) оказалась довольно симпатичной, со скалистыми зубьями,  травистой, приятной, чтобы по ней прогуляться.
10.


Далеко на самой вершине видно было небольшое строение - та самая церковь Сурб Вардана.
11.


После остановки под горой предводитель Арцахской епархии архимандрит Саак Шакарян  предложил, поднять на вершину глиняные черепицы для ремонта церкви.
12.


К  своему удивлению обратил внимание, что все участники послушно по команде вардапета Саака восхищенно взялись таскать черепицы наверх. Подумалось, безоговорочное послушание церковным служителям исходит, скорее всего из-за факторов армянской истории.

Я, как и все остальные, взял свою ношу  и хотя было очень тяжело, кряхтя доставил  её до вершины.
13.


На самом пике горы скромно красовалась та самая церковь Сурб Вардана.
Церковь, которую  иначе называют на Амутехе, оказалась небольших размеров,  8х5м, сводчатое,  однонефное сооружение, построенное явно из той же породы скалы. Стены  и потолок было сложены клинообразным способом.
Внутри здания было заметно бесспорное очертание  Армянской церкви.
14.


Надписей,  типа "тут был Ильхам", с внутренней и внешней стороны, отсутствовали. Были видны следы восстановительных работ и скорее всего надписи убрали с этих стен.
Часовня дышала древностью. Внутри был установлен хачкар, который стоял на засыпанной  землей камне, а  рядом следы беспорядочно оплавленных свечей. По преданию, именно этот камень под крестом  окроплён кровью полководца Вардана  Мамиконяна.
У стены стояла  икона, явно работа мастера великого уровня, во весь человеческий  рост, написанная на базальтовой плите с образом Вардана Мамиконяна.
15.


Полководец Вардан Мамиконян, причисленный  к лику святых, погиб в войне с персами в Аварайрском сражении в мае - июне 451-го года. Битва произошла в защиту христианской веры в Армении. Имея количественно в разы меньше бойцов, чем персы, армяне бились героически,  нанеся большой урон противнику, хотя и проиграли сражение, так как персы пустили в ход боевых слонов и это решило исход битвы.  Аварайрское сражение стало  для армян символом национального героизма, а спарапет Вардан -национальным героем.
Вардан Мамиконян получил  в бою смертельное ранение и погиб. Окропленный камень, на котором он лежал, воины подняли на одну  из самых высоких вершин горы, на гору Амутех. В последующем, та вершина стала святым местом, где со временем  на горе построили часовню. После очередного разрушения турками или персами  в 13 веке церковь снова восстановили.
По преданию, с церкви по скале стекала вода и у подножия  собиралась в чашу.  Паломники той водой с чаши лечили хвори. Церковь Сурб Вардана, вплоть до исхода армян из этих мест, являлась главным местом их паломничества. Последние 150-200 лет эти территории заняли азербайджанцы,  интенсивно количественно умножаясь, вытесняли армян и ассимилировали оставшихся.
О церкви Сурб Вардана и о других сотнях церквей, оставленных в захваченных территориях в Арцахе - Сюнике вспоминалось, когда армяне, при трехкратном меньшинстве 1989-93 годах выбили из обжитых мест азербайджанцев и вернули свои исконные земли.

Если иметь ввиду то, что азербайджанцы всегда уничтожили армянские святые места, церкви, каменные кресты, то в этой связи церкви Сурб Вартана повезло. Она осталась  в сохранности и только благодаря тому, что находясь в горах, в местах пастбищ, пастухи ее использовали для укрытия от непогоды.

Архимандрит Саак после окончания литургию, рассказал, что часовня считается как местом поклонения и святой защитой  дающей воину, и поэтому к ней особый почтительный подход.
16.


Вардапет Саак Шакарян оказался довольно интересным личностью. Я незаметно поймал пару кадров с его многозначающими жестами, как  этот:
"Армяне, Духов!"
17.


- Да Блогослови Господ и береги исконные земли армян от иноверцов!
18.


Пока обсуждались планы будущих работ,  я прогулялся по округе.
19.


Двое из участников сидя на вершине пели то одно то другие песни, как будто тренировали голоса.
20.


Внизу от церкви, метрах  в 20-ти на скале обнаружилась чаша с водой. Треснутая скала как будто специально создала условия для сбора води. Несмотря на летнюю жару и не очень прозрачный её вид, я рискнул и попил воды с ладоней. Вода оказалась сладкой и с каким-то странным привкусом.
21.


Не знаю, связано ли это было со святой водой или нет, но после этого, я почувствовал сильную любовь к этому краю.

Природа в округе горы Амутех было своеобразна и восхитительна, только полуденное солнце не располагало к фотографированию в даль.

Скоро поступила команда спускаться вниз, где в честь сегодняшнего дня организовали выездной пир. Застолье не смущаясь, расположили прямо на траве. Оказалось второпях, один из участников забыл  взять скатерть, посуды, .. на отсутствие которых никто не обращал внимания. Еда и прочие не смущаясь навалили на траву,

Чуть далее, от места застолья, в большой кастрюле варилось мясо, которое вскоре оказалось перед нами на столе, на земле, на траве. Говяжья хашлама таяла  во рту. Скоро еще подали пожаренный мастерски шашлык, как это  всегда умеют готовить  в Армении. Да впридачу 25 литровая канистра гранатового вина, количеством которой козалось будет многовато.

Со мной на машине приехали несколько артистов с Бердзора, которые провели мини, точнее сказать,  мега выездной концерт.

22.


Без фанеры и фальши,  микрофонов и акустических залов, в красивейшем окружении  пространства зелёных гор, началось застолье на душистой  траве, мимо пролетающих пчёл и бабочек. И в этой обстановке музыка аккордеона, зурны, барабана- дхола и голоса самобытных исполнителей из  провинции в Арцахе, эта искра в  глазах у каждого из них, вызывали душевный восторг.  Играли и пели в  сто раз лучше, чем известные городские артисты.

23.

Почувствовал, как я наполняюсь необъяснимым восторгом, хоть и нахожусь в окружении незнакомых мне людей.  Мне тогда  только хотелось, чтобы это застолье на траве продолжалось вечно. Вспомнился слова с фильма "Я требую продолжение банкета!"

Только в Арцахе, как ни в чём не бывало, можно увидеть певицу, при исполнении песни с  куриной ножкой завернутом в лаваше в её руке, эннел тнакан хави будов..))
24.


Но, зато каким голосом задушевным  мелодией пела ..))  Точно, станет заслуженным артисткой в Армении.
Было неожиданным услышать такое исполнение от какого то провинциального певца, я даже растерялся, что делать: фотографировать или записать исполнение.

25.

Я в этой компании был незнакомый гость и чувствовал себя немного скованно, хотя с интересом, как бы «со стороны» наблюдал за людьми из Арцаха, их поведением и нравами.
А тут, надо же, обращаю внимание постоянный и напряженный взгляд на меня одного из присутствующих.
Не хотелось неприятности, зная людей с Арцаха как воинственными и умеющие кровью защищать свои территории. Не зря же азербайджанцы боятся с ними связыватся.
26.


Подумал, наверно я что то не так сделал, может из-за того что певицу с Бердзора Пируза Арзуманян фотографировал..)) Ну, как эту красавцу не фотографировать?
27.


Как потом выяснилось, тот мужчина глава общины из ближайшего села Ерицаванк, Зарзанд Микаелян. Сверлил он глазами мне, сверлил, потом накатил пару стопку водочки, и героическим видом подошел комне. Я на всякое случае фотоаппарат положил на стороне, а телефон спрятал на задный карман.
Он начал с вопросами: «Ты тот самый  Усик с Таратумба?  Ты помнишь меня - Зарзанда с Караглуха (соседнее село, там учился 9-10 классах )?  Я старше был, часто вас - непослушных «кулаками воспитывал», помнишь?»

Вопросы были неожиданными, но не вспомнить звучное и грозное имя Зарзанд, я не мог.
Мне моментально стало ужасно приятно от нахлынувших чувств, куча школьных вспоминаний встали передо мной; вдали от моего села, вдали от прошедших школьных 40 с лишним лет, стоял перед мной бывший мой соперник, при том самый опасный и тогда злой, и я готов его с радостью обнять. Но только я не помнил, чтобы  в школьные годы меня били ! Всё было как раз наоборот.
Быть не побитым в школьные годы, было одним из моих главных жизненных достижений, чем в глубине души, и в вспоминаниях всегда  гордился. Несмотря на интригу момента я не растерялся и сказал ему: «Я сейчас, сейчас, телефон у меня звонит»,- и отошел в сторону.

Хорошо, что в любой точке Арцаха есть сотовая связь, правда звонить в Армению роуминг дорогой, как будто с Марса звонишь, из-за махинации бывших президентов Армении.
Звоню моему однокласснику, который живет в Таратумбе и хорошо помнит все школьные годы, рассказываю про Зарзанда. Он подтверждает, что было наоборот, что это я его его бил и даже тогда, когда они трое устроили мне засаду в райцентре.
Возвращаюсь к беседе и как будто медленно начинаю припоминать те события, намекая, что было все наоборот. Зарзанд начинает теряться, что мне совсем не хотелось. И вскоре мы оказались в объятьях друг друга, как родные друзья после столетней разлуки.

Ну, как после такой приятной встречи не выпить пару фужеров гранатового вина со своим некогда непримиримым  соперником, хотя я был за рулем.
28.


На обратной дороге, по правую  сторону  реки, у села Цашкаберд, Кашатагского района, заехали посмотреть армянскую церковь. Церковь Кронкская, вырубленная в скале, датируется 12-13 в.
29.


Рядом  с церковью и напротив неё в мягких породах скал было вырублено много жилищ для  людей.
Часть передней стены церкви Кронская была явно  взорвана. Не трудно было догадаться, что это азербайджанцы перед отступлением в 1989-93 годах подорвали её,  в надежде стереть следы армянской древности.

Увидеть в Арцахе, на так называемой спорной территории  нечто подобное пещерному монастырю Герхард, было для меня открытием. Оказывается армяне, находясь постоянно в опасности и гонениях, в недоступных от врагов местах, в пещерах Армении и в Арцахе строили много храмов и жилищ.
30.


31.


В этот день сюрпризы еще не закончились.

Певеца Пируза согласилась под аккомпанемент Artur Movsesyan с Бердзора петь в машине, украшая нашу поездку. Ее исполнение, а она пела десяток разные песни, было самым лучшим музыкальным исполнением, когда-либо звучавшим в моей машине. Жаль, рука на ходу треслась и видео получилось не очень,.

Facebook post
Уже поздно, после гостеприимного ужина у Зограба ложусь спать. Утром предстоит побывать в неизведанных местах спорных территорий Кашатагского района в Арцахе, где как мой предводитель обещал, показать много исторических армянских памятников, если время позволить..

Примечательно, что в том направлении куда мы поехали, чуть дальше по той же дороге, в селе Мшени, оказывается, от слов Зарзанда, живет Ара Саргсян, близкий мой родственник.
Мы с Ара больше дружили как друзья. Не виделись мы больше 20 лет. Я изверг давнишний, зная что поедем к нему, не стал заранее ему звонить, чтобы предупредить, хотя номер телефона уже узнал.

Дорога к пещерной церкви Анапата и к селу Мшени, где живет Ара, было также разбитая. При каждом ухабе и яме непрелестно вспоминались бывшие президенты Роберт и Серж.

Церковь Анапата построена в начале 13 - 15 веков. Находится в стороне от дороги, час пешком пройти по нелегкому и неизвестному каждому маршруту по склону вниз. И хорошо, что не так ее легко можно найти. Гос. органы Армении и Арцаха не взяли её под охрану и всякие черные кладоискатели, следы (зарытые ямки) которых уже были, будут и дальше разрушать христианское наследие Армении.
32.


Церковь Анапата вырублена в скале и наполовину было разрушена.
33.


34.


35.


Зограб знающий расказывает. От его слов догадываюсь, что эта церковь будет открытием для широкого круга людей. Не имея опыта, беру у него интервью.
Оцените!
36.

Facebook post

К сожалению, азербайджанцы уничтожили много. Вандализм на лицо: на стенах храма повсюду видны следы уничтоженных фресок, но принадлежность к армянской церкви, алтарь, сохранились полностью.
Зато повсюду появились свежие надписи азербайджанцев, типа: «Здесь в 1961 году был  Гасан, Гусейн, Агиль, Джалал, Гейдар, Ильхам Алиев ...».
37.


Село Мшени расположилось на склонах гор огромными территориями, все дома окружены ореховыми и всякими фруктовыми деревцами. С далеко видно, по всему склону в скалах пещерные жилища.
38.


Не доезжая до Мшени, немного в стороне от дороги стояла неприметная церковь. Если бы не Зограб, то я вовсе не заметил бы. Хотя времени было мало, но мы заехали посмотреть. Хотелось, в очередной раз, собственными глазами  убедиться, что некогда на этих территориях, которые сейчас озвучиваются как спорные, или оккупированные, или «Зона безопасности» НКР,  (Кельбаджарского Лачинского, Кубатлинского, Джебраильского, Зангеланского, Агдамского, Физулинского) исконно жили армяне.

Церковь, названия которого не помню, построенная в  15-17 веках, оказалась формами похожа на церковь Сурб Вардана, правда пропорционально размерами больше. Внутри присутствовала церковная утварь, иконы. Явно церковь посещают. Состояние здания было аварийным, ухоженности никакой настолько, что я не стал внутри фотографировать.

Спрашиваю Зограба, - А как сохранился столько время при азербайджанцев? А, он, - Когда мы село освободили, там было пекарня..
39.


Нелицеприятный вывод - многие армянские объекты, при азербайджанцах сохранились лучше, чем при армянах после освобождении. Причина банальная: азербайджанцы, уничтожая внутренние армянские фрески, иконы, использовали эти здания как коровники, пекарни, склады. И по понятным причинам здания берегли.
При «своих», когда к власти пришли Роберт, Серж и Бако в Арцахе, властям не до церквей было. Исторические объекты десятилетиями не ремонтировались из-за созданную коррупционную систему. Придуманные разные требования, не позволяло меценатам и благодетелям заниматься благотворительностью - восстановлением исторического объекти. Кроме того, селения  опустошались, верующей общины везде стало мало, чтобы самым приводить в порядок храмы, некому стало вести церковные службы, тертернера Русастан хопаны гнацин.

С грустными выводами едем к Ара.
Дом Ара пришлось нам долга искать.  В переулке его дома встретились прелестные арцахских свиней. Они нас и привели к его дому.
40.

Facebook post
Потом узнал что Ара, некогда бывший преподаватель химии в университете, 20 лет тому назад бросив преподавание, переехал в это дальнее селение работать в школе учителем и преуспел в животноводстве. Сотни хрюшек свободно паслись в его хозяйстве, собирая разные фрукты из-под деревьев.
На сигнал машины Ара вышел со своего двора нам на встречу, и я пошёл навстречу к нему. Я долго не стал разыгрывать; то что было задумано, стало неловко и я сразу, с ходу его спросил: - А ты знаешь Усика из Таратумба?
41.

Facebook post

Несмотря на их бытовое неустройство, отсутствие интернета, естественно без ФБ, ОК, ВК, они жили счастливее, чем миллионы армян (в том числе и я), в благополучной среде в других странах. Во дворе, не обращая на нас внимание, играла девочка дошкольного возраста, что при возрасте Ара за 60, было похвально.
Стало грустно, когда Ара рассказал, что в сельской школе, где он преподаёт математику, совмещая литературу, языки, физкультуру, рисование, осталось от 50 детей всего-то 12. Люди уезжают, уехали и его дети. Но после Бархатной революции, как будто возвращаются, тем более в России у дела не очень.

Не знал, что разогретая тушенная свинина в домашней  заготовке может быть такой вкусной. Кто это написал, что тушёнку в нашем возрасте кушать вредно? Это к домашней не относится.
Грех было бы нам не пить с такими закусками сливовую водку (дамбули арах) перегоняемую особым, только Ара известным способом в его хозяйстве. Не зря он в университете преподавал химию.

Сидеть бы и сидеть с Ара и говорить обо всем, но я торопился. В этот день должен был доехать до Еревана, чтобы на завтра к обеду улететь на север, в Россию.
Ара, как и положено настоящему гостеприимному армянину, нам с собой силком затолкал в багажник по пол литра дамбули арах и по одной трехлитровой банке тушенки из арцахской свинины. Вдобавок мне еще банку похики (фенхель) положил.

Вскоре мы без остановки возвращались в Бердзор, чтобы после того, как высадит Зограба, дальше торопиться в Ереван.
Не ожидал, что еще будет события, которая у меня развернет мое сознания..

В Бердзорском серпантине каждый проезжий наверняка замечал, что по всему периметру дороги посажены тысячи деревцев  аккуратными шеренгами и они все ухожены. Хотя в Арцахе есть сотни новых многогектарных садов, но здесь они явно бросались в глаза и я спросил Зограба.
Оказывается это заслуга заслуженного профессора, декана кафедры востоковедения  ЕрГУ Гургена Меликяна, полковника военной службы, известная личность своими  благотворительными действиями в Арцахском освобождении и после. Это он организовал посадки многих тысяч саженцев в Арцахе, и до сих пор он этим занимается, каждый раз проезжая из Еревана сюда ради этого.
И тут же Зограб говорит, что машина профессора стоит на обочине, что означает он снова здесь.
Рассказ Зограба уже было достаточно, чтобы понять масштаб личности этого великого человека и помечтать, что как было бы здорово, если бы здесь было и мое дерево. Останавливаюсь, идем к профессору, чтобы познакомиться, чтоб потом мне гордиться знакомством с такой личностью.
42.


Наверно в жизни случайности случаются не случайно, а с особой закономерностью.
И надо же, после того как мы познакомились с Гургеном Меликяном, оказалось в машине у его помощника есть один единственный саженец и профессор с ходу предложил мне его посадить.
43.


44.


Через 15 минут в Арцахе, в городке Бердзор уже было посажено мое ореховое дерево. Кажется, что в процессе посадки деревца ничего сверхестественного нету.
Оказалось, есть!

45.


И особенно после великолепной речи великого и настоящего армянина.
46.

Facebook post
Придётся теперь каждый раз с удовольствием бывать здесь, ухаживать за своим деревом.
Вернутся туда, где посажено свое деревцо.
Нет, все таки концовка моей поездки в Арцах было не случайной. Все в этой жизни предрешено не нами.

Под цунами приятных впечатлений, я на дороге в Ереван неоднократно останавливался, чтобы снова и снова послушать исполнение провинциальной певицы в моем айфоне, посмотреть речь профессора при посадке саженца, как мы обнимались с Ара, и изучать карту мест посещение на следующих раз остатки после варварство азербайджанцев десятки армянские историко-культурных памятников Кельбайджарском, Кубатлинском районах...

Только мотершинные слова возмущения Ара, когда то моего интилегентнейшего родственника, про бывших президентов Армении Роберта и Сержа :
"После освобождения армянских территорий от азербайджанцев, вместо того, чтобы осваивать возвращённые земли, поднимать экономику, они коррупционеровали страну, обогащались на фоне обнищания своего народа, вынуждали миллионы армян покидать родину, доводя страну до демографического коллапса".
"Серж и Кочарян больше разрушали, чем землетрясение в 1988 году в Армении".
"Не смотря на то, что они сделали все чтобы я за 20 лет нахождения в этом селе так и не смог оформить свою землю в собственность, но я никогда отсюда не уеду" ..

Вспоминаю упреки азербайджанцев: "При нас, азербайджанцах, хотя бы вы - армяне, тоже как-нибудь  жили. Без нас вы исчезнете как народ, вы сами себя уничтожите, что сейчас в Армении при Серже происходит."
После двух дневного поездки, время которого столько я видел, я не мог мысленно не согласится с ними.

Хорошо, что на армянской земле есть и настоящие армяне, такие, каким был мой однокурсник Камо Мартиросян, каким есть вардапет Саак, родственник Ара Саргсяна, Зограб Ыркоян, бывший мой соперник Зарзанд, нераскрытая певица Пируза, профессор Гурген Меликян и другие, на которых держится Арцах и Армения.

Вскоре  я оказался в вечернем марахухе (тумане) в Горисе.  Ехать дальше, тем более торопясь, означало согласиться с неизбежным возможным концом всего. Хотя в Армении у меня всегда теряется страх потери жизни, но желания жить в родных краях больше преобладает.



Тем более наличие гостиницы рядом у дороги, где можно было продолжать предаваться  душевным впечатлениям, и особенно под действием дамбули араха ( сливовой водки) в багажнике и элитной закуски похики- фенхеля от Ара, укрепили в мысли: Россия подождет, незачем куда-то торопиться от этих красывих и родних мест.

Церковь, проза, Арцах, природа жизни, Армения

Previous post Next post
Up