Мы первые на вершине горы Народная, у Манарага

Jun 07, 2015 14:43

Начало
март, 2008 год
В 7.00 подъем. На улице - 35, без ветра, и солнце светит ярко. Видимость на редкость удачная. Наша цель, вершину горы Народа видно очень хорошо. Там на вершине что-то блестит. Я знаю, что это стела, но другим об этом не говорю и еще разыгрываю, связываю с мистикой и опасностью.. А они спокойно, -Поднимемся, увидим..
Оставляем сани в лагере. Берем с собой веревки, лебедки, термосы, еду и т.д. Нереально предположить, с какими трудностями сегодня мы будем, иметь дело.

фото 2.

Отъезжаем в 9.00. В 10.00 уже стоим у подножия Народа. Мы в горы приехали с добрыми намерениями, увидеть и радоваться красоте Приполярного Урала с вершины горы Народа, с самой высшей точки. Горы не должны нас наказать. Пусть не пускают к вершинам, но главное, чтобы с командой ничего не случилось. До какой высоты поднимемся, даже я не предполагаем. Это первая попытка на снегоходах подниматься в самую высокую точку Уральских гор. Это будет успех, мы первые туда поднимемся.
Мы первые. Это что то. Но пока рано радоваться..
Погода в любую минуту может измениться. Поэтому стараемся побыстрее подняться, с ходу, с разведкой.

Расстояние от подножия до вершины по пешеходным маршрутам, где-то 5-6 километров. Мы сокращаем расстояние, проезжая по ущелью, которое засыпано 10-ти метровым пластом снега. Уже ближе к вершине после очередного опасного участка появляется участок ложбины, засыпанный камнями. Экстремалы, почувствовав и уже видя вершину, совершенно забывают об опасности и, обгоняя друг друга, рвутся вверх. Народ торопится к вершине Народа. Такое ощущение, что боятся, что кому-то не достанется кусок вершины.
Андрей Мальков с Кургана на опасном склоне опрокинулся с снегоходам вместе. Сам успел отскочить, и поддержат снегоход от дальнейшего опракидивание.

На высоте 1806 метров в 2000 году установлен православный крест. В 11.00 23 марта 2008 года 11 снегоходов с 13-тью участниками мы стояли в том месте.

До абсолютной высоты осталось 89 метров. Могли мы и до вершины подняться на снегоходах, в крайнем случае, могли 2-3 снегохода на себе поднять без проблем, но не стали. Лично я и многие, видя крест, успокоились. С божьей помощью добрались на эту высоту, и было грешно подняться выше креста. Это уже была крыша для нас. Пешком до вершины поднялись за пять минут. Вот и мы на абсолютной вершине гора Народа. С вершины Народа видны горы Карпинского 1803 м, Мансинер 1778 м, Манарага 1820 м.

Со снегов горы Народа (Народная) начинается река Народа, одна из красивейших рек Урала, и бежит она в Азию. Она является гордостью уральских рек, с интересными перекатами, когда-то было полна ценной рыбой - хариусом. С горы Народа начинается и река Манарага, которая, протекая мимо горы Манарага, становится рекой Кось-Ю. Хоть гора Манарага считается красивее и называется царицей уральских гор, в гору Народа поднимаются гораздо больше туристов.

Когда стоишь на вершине, ощущение подобно победителю.
Вроде бы...
Вспоминается слова гимна нашей экспедиции.
.........................
Мы, конечно, взойдем по Народной к вершине,
Чтобы цели достичь и себе доказать:
Средь земной суеты мы остались мужчинами.
Можно звезды потрогать, мирозданье обнять.
..........................................
Помню, Андрея спросил:
- Ну, как, Андрей?
А он:
- Мы пришли и ушли, а горы останутся.
Спускаясь вниз с вершины к кресту уже грустным, невольно сравнил свое ощущение с грешным желанием, когда долго стараешься добиться любви, казалось бы, недоступной красотки, а после интерес пропадает.
Мудрец (Дериошев Сергей, самый старый участник) возле креста мне говорит: «Ну, ты авантюрист». Я не стал сопротивляться.

К сегодняшнему нашему успеху еще добавил свой полет на параплане Виктор Завалипич. Этот человек вообще без страха. При ветре он поймал для параплана попутный поток и после несколько попыток полетел с вершине Народа. Взглядам сопровождали полет Виктора с доброй завистью до предполагаемого места его посадки, и экспедиция двинулась вниз. Его встретили в 30км от место полета, прямо на нашем снегоходном тропе..

Согласно программе экспедиции в наших планах было еще побывать у горы Манарага. Самые старшие и самые мудрые из нас трое участников дальше с нами не стали ехать, и они вернулись в лагерь.
Так что у подножье горы Народная мы разошлись в разные направление. Примерное расстояние от того места до горы Манарага где то 30 км.
На равнину реки Манарага можно было спуститься следующим маршрутом: подняться с верховьев реки Балбаню, переехав к Лимбекаю и сразу спуститься по ущелью к реке Манарага. На карте было видно, что очень круто и опасно. Но сила авантюры толкала нас вперед.
По этому маршруту как раз шёл след одинокого волка. Значит, и мы правильно едем, значит самый подходящий путь перехода с восточного на западный склон. Большие лапы, но короткие шаги, идет из Сибири в Европу. Значит, идет тихо, не торопясь, наверное почту несет...
Скоро мы оказались наверху ущелья Оленый Ручей. Остановиться, посмотреть - значит, передумаем. Я первый спускаюсь, за мной все. Через десятки метров понимаем, снег на Европейской стороне склона мягкий и тяжелый, теплый и поэтому уже нелюбимый. В Европе оказалось весна наступила.
Снегоходы даже на крутом склоне местами зарываются, толкая вперед метровый слой снега. Но уже поздно, нам уже не развернутся. Понятно, нам назад подняться по этому маршруту будет нелегко.
На равнине реки Манарага сказочно красиво. Оказалось река Манарага зимой  не замерзает. Провели там несколько часов. О том, чтобы подняться на гору Манарага, речи уже не было. При такой погоде нереально. Снегоходы на месте зарываются, стоять на снегу сложно, тонем по шею. Остается только на ее фоне сфотографироваться и подождать, пока наш след на обратном пути в гору подмерзнет.

В этой редчайшей красоты речной долине не бывает туристов в зимнюю пору, разве что лыжники путешественники.
Река Манарага, с открытой водой на ярком солнце на фоне гор, настолько красива, что не в моих силах описать. Уверен, что за несколько кадров профессиональные фотографы готовы туда прилететь на вертолете. Делаю несколько кадров, мною сделанные фотографии сейчас напечатаны во многих журналах.

Ущелья Олений Ручей нам легко не сдался. Но такого не ожидали. За гору высотой 400 метров боролись более 6 часов.

Подъем по этому ущелью была проверка на выносливость участников. Каждый снегоход по одному на веревках подняли на вершину. Волжские бурлаки в гробу перевернулись бы, увидев такое. Почти уже на вершине, полумертвые, лежа на снегу и пополняя тысячи потерянных калорий горстями снега, Андрей Веретохин из Тагила спрашивал,
- А зачем мы с горы спустились? А кто вспомнил слова с песни гимна экспедиции:
..............................
Чтобы цели достичь и себе доказать:
Средь земной суеты мы остались мужчинами:

........................................
Вернулись в лагерь в час ночи голодные и холодные. Отпотевшие одежды от холода и ветра замерзли на нас так что было трудно двигать части свое тело без помощи друг друга. Мы тогда были похоже киндер- сюрпризов, но размерам побольше сидящие на снегоходах. Но такая состояния не повлияла на нашем здоровье. Так как с внутри нас грел очень большое количество нагревательный напиток..
Заключение...
Приближался утро. Слышались первые шорохи в палатке, кто то хлопнул дверцами печки. Через закрытый спальник, на который сверху накинута было куртка, до носа доходил приятный запах дымка. С пробуждением к активной работе моему телу уже не хватало кислорода, поэтому руками приоткрываю щель в спальнике для поступления свежего воздуха. Первый глоток и уже ясно. В палатке - 20. Это означало, что дежурный проспал свое дежурство. Еще пять минут и с появлением первых волн тепла осторожно выпрямляю окоченевшее тело. Чувствуется как по сосудам с трудом начал движение перемороженное кровь. Становится уютно и тепло. Мысли как будто с бездна возвратились  и сразу поднимают мое настроение. "Все живы, и здравие. Есть потери, но при таком масштабе авантюры можно сказать, что это незначительные потери, а так, небольшие жертвы для большого дела. Разбились несколько саней: пластиковые и самодельные из нержавейки. У Рамила есть проблемы со стойкой и лыжами. Раз ночью доехал до лагеря, значит, и до дома доедем. Леха, наш оператор, разбил передок моего Поляриса. Восстановили, в отличие от той берёзы, которая, к сожалению, восстановлению не подлежит. Одни мелочи. А сколько хорошего. Сколько фотографий. Алексей, наш Михалков местного значения, сделал шестичасовые съемки. Если какую-то часть этих съемок покажут по телику, представляю, внимание скольких туристов привлечем к красоте Приполярного Урала. Еще недавние планы вчера реализованы, и уже стали приятными воспоминаниями, которые будут нас радовать всю жизнь. Мы вчера покорили гору. Друзья по "покорению" все живы и здоровы. А этот факт самый важный." ...

...И грудь грела чувство гордости. Ту-ту-ту. Рано. Нам еще надо вернуться домой. Там внизу, в трехстах с лишним километрах отсюда, находится поселок Саранпауль. Там свет и тепло, семья и работа, конкуренты и покупатели. Одним словам, ЗЕМНАЯ СУЕТА."
А в палатке стало тепло. Спать и спать. Однако внутренний будильник после вчерашнего чая заставляет выйти из спальника за палатку. А возложенные на меня обязанности вынуждают меня подняться одним из первых. Косить не получается.
Встали в 7.30. За палаткой погода ожидается быть паршивой.
А нам уже по фигу, мы домой поедем, мы уже команда.....

......................................................
Моя благодарность участникам экспедиции «Зимняя  экстремально-приключенческая экспедиция  Урал  Приполярный»:
Дериошев Сергей Николаевич, город Пермь

Хасанов Рамил,  город Чайковский.

Брюхов Юрий, город Нягань.

Вакуев Алексей, поселок Саранпауль.

Семешкин Анатолий,  город Нижний Тагил.

Веретехин Андрей,  город Нижний Тагил.

Мальков Андрей,  Город Курган.

Завалипич Виктор,  город Югорск.

Завалипич Владимир,  город Югорск

Каменский Олег,  город Югорск.

Мироничев Игорь,  город Днепропетровск.

Мерзляков Андрей, город Ижевск.