В один из солнечных сентябрьских дней я посетил ярославский крематорий.
Крематорий появился в нашем городе сравнительно недавно, так что количество ярославцев, которые знают о его существовании, не очень велико. А внутри побывали вообще считанные единицы. Поэтому, раз уж мне удалось это сделать, я решил потрудиться и показать вам всё, что увидел.
Здание крематория предстало передо мной таким:
По дороге я всё время искал взглядом трубу, которая, как мне казалось, должна быть непременным атрибутом огненного погребения. Труб в том районе предостаточно - неподалёку находится Тенинская котельная - однако ни одна из них не имеет к крематорию ни малейшего отношения. Само здание - достаточно приземистое, выдержанное в таких тонах, что кажется, будто фотографии обработаны сепией.
Ничего подобного - это действительно лишь оттенки, свойственные природному камню.
Напротив главного фасада крематория расположены образцы ячеек колумбария, немного напоминающие ячейки камеры хранения.
Здесь на них могут посмотреть заказчики, но основное место их установки будет другим. Сейчас похожий колумбарий обустроен на кладбище в Селифонтово. На фотографии (это фото - не моё) видны уже занятые ячейки, на которых обозначены имена усопших, а также несколько безымянных табличек. Это - места, забронированные заранее.
Войдя внутрь здания сразу попадаешь в небольшой холл, из которого налево проход ведёт в ритуальный зал, а направо - в служебные помещения. Забегать вперёд мы пока не будем и повернём налево, куда обычно пролегает путь скорбящих родственников.
Слева находится место, предназначенное для церковной лавки. На прилавке видны кресты, которые, по желанию заказчика можно прикрепить на урну. А справа - витрина с урнами. Вот она, на отдельном кадре.
Цены, которые, возможно, разглядят наиболее зоркие из вас, весьма демократичные: верхняя граница представленных образцов - 9 тысяч рублей, ну а самая дешёвая - 2,4 тысячи.
Следующее помещение - ритуальный зал.
Гроб с телом усопшего заносят через двери, заметные в кадре слева, они выходят прямо на улицу, а его сопровождающие входят справа - из небольшого холла, который мы только что видели. В центре - постамент, на который устанавливается гроб с телом. Да - важный момент - при кремации гроб тоже необходим, правда здесь вполне уместным и приличным будет использовать самый дешёвый образец. За моей спиной - огромные, от пола до потолка, окна, а дверь впереди ведёт в помещение, где и происходит кремирование покойного. Родные и близкие туда не допускаются. За последним земным путешествием они могут наблюдать из специальной комнаты, куда можно пройти через большую дверь, заметную справа под портьерой. Скоро мы туда тоже заглянем, но сначала - обернёмся назад.
Это - вид на ритуальный зал в обратную сторону. Те самые окна, на фоне которых я отражался на прошлой фотографии.
По заверениям работников крематория, всё обустройство помещения сделано в строгом соответствии с требованиями православной церкви. Здесь на первом плане - весьма красиво выполненный литой постамент для гроба, а за ним, на передней стене зала - крест-голгофа и канон - специальная подставка для свечей.
Здесь надо отметить, что несмотря на общее нерасположение к огненному погребению, православные батюшки нечасто возражают против исполнения необходимых обрядов в случае кремации. Так вышло, что среди моих близких возможность кремирования по отношению к себе допускают в основном либо атеисты, либо люди неправославных конфессий. Тем не менее, я уверен, что дефицит места на кладбищах и дороговизна погребальных услуг рано или поздно сделает крематорий разумной альтернативой традиционному способу захоронения.
После панихиды гроб с телом усопшего через передние двери направляется в зал для кремации, а желающие наблюдать за процессом идут за двери, расположенные справа. За ней - небольшая комната с окном и диванами. Она называется - комната просмотра начала кремации.
Разумеется, не нужно думать, что через окно вы сможете наблюдать за тем, как гроб с телом лижут языки пламени. Но поскольку процесс кремации достаточно длительный (около часа), то ждать его окончания под дверью переминаясь с ноги на ногу было бы неправильным. Для этого и существует помещение, где можно удобно расположиться до того момента, когда гроб с телом усопшего отправится в последний путь. Этот момент в процессе огненного погребения приравнивается к моменту опускания гроба в землю.
Окно даёт возможность заглянуть в зал для кремации. Выглядит это так.
Чёрная консоль с кнопками - это задняя часть подъёмника, на который ставится гроб. Устройство поднимает его на уровень окна и задвигает внутрь. Дверь кремационной линии выглядит отверстием в стене, закрытым полированной стальной дверцей.
И ещё раз - чуть ближе.
Из прорезей в полу поднимается устройство, которое и отправляет гроб за стальную дверь. Вот так это выглядит "вживую", не через стекло комнаты для сопровождающих.
А здесь я отражаюсь в стальной двери, за которой скрывается гроб с телом.
Общий вид зала для кремации, где становится заметно, что крематорий рассчитан на две печи. Сейчас смонтирована и действует только одна - справа. Но слева всё готово для того, чтобы в дальнейшем собрать и установить вторую. Тогда там появится и подъёмник.
На этом заканчивается наше знакомство с крематорием "для клиентов".
И начинается обратная сторона.
Мы пересекаем границу того, что видят обычные посетители, и заходим туда, где бывают только работники. Надо сказать, что здание рассчитано на многократное увеличение мощности действующих здесь устройств, поэтому все помещения построены с запасом и избытком. Первым делом мы попадаем в зал, где установлена пока единственная печь.
Вот она.
А следом - расположенное по-соседству полностью готовое и обустроенное место для установки второй печи.
Чтобы в печи шло горение, необходимо горючее и воздух. И то, и другое подводится в рабочую зону в больших, но строго рассчитанных количествах. На нескольких кадрах вы можете увидеть жёлтые трубы, по которым к печи подаётся газ. Помните, я в начале говорил о расположенной рядом Тенинской котельной? К той же газовой магистрали подсоединён и крематорий.
Вторая составляющая - воздух.
Его гонят в печь вот эти большие насосы.
Ну а из печи продукты горения уходят в большую трубу, которая расположена с правой стороны печи.
Высокая труба, которую я считал обязательной принадлежностью и опознавательным знаком крематория, такой печи не нужна - тяга в ней образуется искусственно, поэтому над зданием ничего не возвышается, а вытяжное устройство на крыше сравнительно невелико.
Теперь посмотрим на то, что представляет собой сама печь. Вот так она выглядит с рабочего места оператора.
Это я так громко выразился - оператор. На самом деле устройство полностью автоматизировано и ручного вмешательства в работу практически не требуется. Этот аппарат самостоятельно определяет необходимые параметры горения и сам рассчитывает количество топлива, температуру, скорость и время рабочего процесса. Более того - печь изготовлена на заводе в Чехии, и предприятие в режиме реального времени удалённо следит за её работой, при необходимости корректируя заводские настройки. Всё это происходит почти без вмешательства присутствующего здесь человека. Тем не менее, кое-где без работника не обойтись.
Слева от печи на специальных стойках находятся длинные скребки, которыми можно почистить печь изнутри. Вот тут уже требуются человеческие руки. Ну и, конечно, моют и чистят помещение тоже люди.
Крупным планом снял специальное окошечко, через которое рабочий может посмотреть внутрь печи. Это больше перестраховка, обычно достаточно показаний датчиков. Тем не менее, такая возможность существует, что называется, "на всякий случай".
После завершения кремации (на это обычно требуется минут 60-70) прах также автоматически перемещаются в специальный контейнер, который виден в нише. Перед тем, как попасть в урну, должен пройти ещё один важный этап. Содержимое контейнера очищается и измельчается в специальном устройстве. Вот оно.
Сделать это совершенно необходимо по двум причинам. Во-первых, кремировать тело до состояния горстки пепла слишком сложно - в нём существуют достаточно плотные кости, фрагменты которых достаточно велики. Их нужно измельчить, чтобы прах поместился в урну. И, во-вторых, из печи извлекают не только останки покойного, но и не сгоревшие части гроба, а также иногда - металлические импланты. Их отделяют при помощи так называемой "магнитной ловушки", являющейся частью механизма, расположенного внутри этого шкафа.
Другая его часть - эти металлические шары.
Именно они измельчают останки до состояния праха. Их запускают в контейнер, который потом интенсивно трясут в магнитном поле. В результате все металлические части, не имеющие отношения к телу, отделяются, а всё, что остаётся от усопшего в итоге попадает в урну. Вот она - на следующем кадре.
Сюда ставится та урна, которую выберут клиенты. В данном случае на этом месте стоит простой контейнер.
Затем сопровождающие получают урну с прахом и покидают стены здания.
Здесь тоже есть множество интересных нюансов. Они касаются нашего федерального закона о погребении и похоронном деле. Этот закон обязывает всех жителей страны хоронить своих близких наиболее консервативным способом - закапывая их тела в землю в границах кладбища. Это влечёт за собой необходимость покупки места, оплаты копки могилы и установки памятника. Но главное, на мой взгляд, что если ваш близкий человек хочет быть похороненным со своими родителями на историческом и уже закрытом кладбище, или в каком-то дорогом для него месте, не имеющим отношения к похоронному делу, то закон это однозначно запрещает.
Другое дело - прах, остающийся после кремации. Его можно без особых сложностей подхоронить к могилам предков, или закопать под любимой яблоней в своём саду. Можно оставить урну в колумбарии, который вы видели при входе в крематорий, можно хранить её дома. Урну с прахом можно перевозить всеми видами транспорта, прах можно разделить между близкими родственниками. В конце концов возможны и такие варианты, как развеять прах с воздуха над любимым местом, или совершить погребение в воду. Воля покойного и его близких тут практически не ограничена.
Учитывая то, что Ярославль сейчас имеет большие трудности с землёй для кладбищ, и в ближайшем будущем они будут только усугубляться, фронт работ крематорию обеспечен.
Слева от здания находится небольшой "парк скорби", где хоронят тот прах, который по разным причинам не могут забрать родственники.
Вот так он выглядит.
Тенинская котельная на заднем плане.
И об ещё одном преимуществе огненного погребения, которое я оставил напоследок.
Стоимость кремации в ярославском крематории на данный момент составляет около 15 тысяч рублей.
Неудивительно, что крематорию время от времени предлагают подключиться к похоронам невостребованных тел. Это серьёзно сокращает бюджетные затраты.
Между прочим, с этой стороны видно и трубу, которую я безуспешно искал взглядом при подъезде к крематорию. Вот она, на крыше. Та, что потоньше, как я понимаю. Словом, ничего примечательного.
Ну и напоследок я скажу ещё о двух важных моментах.
Далеко не все помещения крематория представлены на фотографиях. Разумеется, я не стал снимать бытовые комнаты, где работники переодеваются, едят, спят и моются - всё это есть, причём санитарный режим на объекте весьма жёсткий, поэтому всё сделано на совесть. Кроме того, я уже писал, что здание построено с заделом на расширение, поэтому его площади сейчас кажутся избыточными. Есть и ещё одно, невостребованное пока помещение, которого нет на фото. Это - холодильник, рассчитанный на то, что когда-нибудь из усопших может образоваться очередь. Интересного внутри ничего нет - сейчас оно пустует, а кафельные стены и холод плохо смотрятся на фото.
Вот так выглядит ярославский крематорий.
По-моему, вполне хорошо.