Это я по одному в день на фейсбуке выкладывал, чтобы актуализировать празднующим.
А сюда кладу оптом; вдруг понадобится, а оно - вот!
Факт №1
9 мая стал Днём Победы благодаря Приказу Верховного Главнокомандующего за подписью Сталина. При этом в самом тексте Приказа указывалось, что Акт о безоговорочной капитуляции был подписан накануне, 8 мая. Таким образом, День Победы - это первый официальный мирный день для нашей страны. В этот день произошло множество великих и уже именно мирных событий.
В этот день Юрий Левитан объявил о том, что Германия капитулировала. Это произошло в 2 часа 10 минут по московскому времени, так что в столице праздник начался уже ночью. В утренних газетах вышел подписанный накануне Указ Президиума верховного совета СССР об объявлении 9 мая выходным днём, так что на улицах было полно народа.
В этот день в Москву прибыл русскоязычный экземпляр подписанного в Карлсхорсте Акта о капитуляции.
В этот день по случаю Победы был дан салют.
В этот день был подписан приказ Верховного Главнокомандующего о том, что война окончена. Но Акт о капитуляции был подписан накануне, то есть формально война закончилась днём раньше.
Факт №2
Германия формально капитулировала ещё 7 мая, в 2 часа 41 минуту ночи. Подписание Акта о безоговорочной капитуляции немецких войск состоялось в Реймсе, на северо-востоке Франции, где был расположен штаб командующего союзными войсками генерала Эйзенхауэра. Эта церемония и подписанный на ней документ в отечественной историографии традиционно упоминается мимоходом, но на Западе именно Реймсская капитуляция считается окончанием Второй мировой войны в Европе. Разница церемоний в первую очередь в подписавших. Дёниц, после стремительной убыли руководителей третьего Рейха являвшийся главной Германии, пытался добиться сдачи только на западе, поэтому и послал в ставку Союзников ратовавшего за такой исход начштаба ОКХ Йодля. Но Эйзенхауэр не стал марать руки сепаратным соглашением и вызвал ближайшего русского. Это был представитель СССР при союзном командовании генерал Иван Суслопаров. Как главком союзников Айк не стал подписывать Акт лично - по рангу ему был равен начальник ОКВ Кейтель, а то и сам Дёниц. Поэтому от союзников документ подписал начштаба командующего Союзных войск Уолтер Смит, а также замначштаба французской армии Франсуа Севез. Таким образом, под бумагой не стояли подписи первых лиц, а капитуляция была оформлена на уровне несамостоятельных фигур - начальников штабов. Это вызвало включение в текст "пункта №4", гласившего, что позднее стороны могут подписать и другое соглашение о капитуляции. Такое подписание произошло в самом близком будущем.
Факт №3
Главная для нашей страны капитуляция была подписана почти двое суток позже реймсского Акта, незадолго до полуночи 8 мая. Сталин, узнавший о реймсской церемонии задним числом, потребовал подписать Акт в более торжественной обстановке и более значимыми лицами. Такой вариант предусматривался изначально; даже с журналистов, присутствовавших в Реймсе, взяли слово, что они расскажут о той капитуляции только после полуторасуточной паузы. Текст в Карлсхорсте был во многом тот же, включая ставший бессмысленным 4-й пункт; лишь добавился русскоязычный экземпляр. Зато место французского провинциального городка занял пригород Берлина, столицы врага, взятой Красной Армией. Немцев представлял формальный начальник Йодля, глава ОКВ (т.е. всех вооруженных сил Германии) Кейтель, а также главы ВМФ и ВМС. Эти лица уже соответствовали рангу Эйзенхауэра, но простодушного Айка придержал Черчилль, ведь его участие делало берлинский акт очевидно значимее реймсского. В Карлсхорсте союзников представлял замглавкома - Артур Теддер. СССР был представлен Жуковым, не только командующим 1-м Белорусским Фронтом, но и главой Генштаба, а также, что здесь было важнее, заместителем Сталина как Наркома обороны.
В западной литературе капитуляцией Германии считается реймсский документ, а берлинский - его ратификацией, вступлением бумаги в силу. В отечественной акцент по понятным причинам всегда делался именно на Карлсхорсте, где СССР был принимающей стороной.
Факт №4
Война закончилась отнюдь не самоубийством Гитлера. Фюрер наложил на себя руки 30 апреля, после трёх пополудни. На ход боевых действий это никак не повлияло - о смерти фюрера немецкое командование решило сообщить только противнику. Геббельс, действуя как преемник на посту рейхсканцлера, попытался договориться уже от своего имени. Сдаваться без оговорок он не хотел, поэтому наши возобновили штурм центральных кварталов Берлина. Вечером первого мая новый рейхсканцлер последовал за прежним, сделав, наконец, капитуляцию возможной. Но основная часть немецких вооруженных сил подчинялась верховному главнокомандующему Дёницу, находившемуся в северной части разрезанной надвое Германии. Тот попытался сдаться лишь на западе или хотя бы оттянуть время, чтобы дать возможность уйти от страшных большевиков возможно большей части немцев. Сепаратный договор был союзниками отвергнут, значительной паузы немцы тоже не выторговали, однако командиры "на местах" нашли обходной вариант. В частности, отчаянно сопротивлявшийся войскам 1-го Украинского фронта Венк сумел договориться со стоявшим за Эльбой американским командующим 9-й армией Симпсоном. Тот отверг сдачу армии, но пообещал принять гражданских и раненых, самостоятельно пересекших реку (мосты строить запрещалось). Разумеется, раненые и не очень раненые немцы потоком бросились через Эльбу, пока в десятке километров от берега части посвежее фанатично дрались за каждую кочку. Поэтому в тот момент, когда Союзники уже вполне могли расслабиться и праздновать победу, наши продолжали войну.
Факт №5
Война закончилась не падением Берлина. Бои в столице Германии были завершены 2 мая, когда по приказу явившегося на Потсдамский мост с белым флагом коменданта Берлина Вейдлинга капитулировал Берлинский гарнизон. Однако параллельно боям в столице Германии крайне напряжённые действия вели обходившие её с юга части 1 Украинского фронта. В их полосе оказалась мощная франкфуртская группировка, дважды вырывавшаяся к западу. У Эльбы 12-я армия Венка, "поодиночке" сдаваясь американцам, продолжала сопротивление против советских войск вплоть до 7 мая. Кроме того, на второстепенном Дрезденском направлении даже после неожиданных успехов было решено лишь обеспечивать фланг главного движения - на Берлин; поэтому там немецкий Рейх пребывал в относительном спокойствии. Восстание против немцев в Праге началось только 5 мая, и те даже практически сумели его подавить. От полного разгрома чехов спас наспех развернувшийся от Берлина 6 мая 1-й Украинский. Войска 2-го Белорусского фронта на севере встретились с англичанами только 3 мая -уже после окончания боёв в Берлине.
Факт №6
Военные действия немецких войск не прекратились с наступлением полной и безоговорочной капитуляции Германии. Продолжали сопротивление части, не получившие приказа правительства Дёница о прекращении огня, или не пожелавшие ему подчиниться. В Чехии было много частей СС, не подотчётных командованию вооружённых сил и не желавших сдаваться русским, они воевали до 12 мая. Ещё южнее, в Словении, бои шли аж до 15 числа, но в них уже не принимали участия ни немецкая, ни советская армии - югославские войска добивали местных коллаборационистов, пытавшихся уйти на Запад. Что до других родов войск, то последний сбитый в Европе самолёт записал на свой счёт советский лётчик Георгий Голубев - после 19 часов 9 мая над Прагой он уничтожил Do-217. Последний морской бой произошёл в районе датского острова Борнхольм, гарнизон которого решил капитулировать только перед англичанами. Около пяти вечера 9 мая советские торпедные катера догнали немецкий конвой, уходивший на запад. Немцы отбились - в последний раз за эту войну. Следующих беглецов в ночь на 10-е катерники развернули обратно уже без боя.
Факт №7
Берлин брали войска Георгия Жукова и Ивана Конева. Именно эти два военачальника после войны оспаривали между собой звание главного маршала Победы. Берлин целиком находился в полосе наступления 1-го Белорусского фронта, которым командовал Жуков - до пригородов от его войск было чуть больше 50 километров. 1-й Украинский под командованием Конева должен был наступать южнее, 2-й Белорусский Рокоссовского - севернее столицы Германии. Однако именно перед Жуковым находился мощный укрепрайон, который немцы собирались удерживать любой ценой, туда шли основные резервы, в том числе и с других направлений. 2-й Белорусский, не успевая закончить перегруппировку из-под Данцига, начал наступление позже, а вот 1-й Украинский сумел воспользоваться манёвром и уйти гораздо дальше северных соседей. Оставив в тылу крупный котёл с 9-й армией, Конев оказался южнее Берлина. Это дало ему шанс войти в город "сбоку" и обогнать прорывающего Зееловские высоты Жукова. Линия разграничения между фронтами была изменена и проведена через центр столицы, но в конце концов от "самой мякотки" войска 1-го Украинского всё-таки отрезали. После войны дискутировался вопрос о том, не следовало ли лучше наносить основной удар именно Коневу, потому что лезть через укреплённый кратчайший путь в итоге оказалось отнюдь не быстрее. Вместе с тем уровень потерь обоих фронтов был примерно одинаковым. Впрочем, если учесть, что Коневу приходилось постоянно выделять войска для решения двух оставленных в тылу "головняков" - 9-й армии Буссе, дважды вырывавшейся из кольца на запад, и 12-й армии Венка, пытавшейся деблокировать на словах - Берлин, а на деле - Буссе, то претензии Ивана Степановича к Георгию Константиновичу не кажутся надуманными.
Тем не менее, все эти распри случились уже после войны. Май 45-го в Берлине встретили войска Георгия Жукова и Ивана Конева.
Факт №8
Раньше всего война закончилась для войск 3-го Украинского фронта. После трудных боёв за Вену, завершившихся 12 апреля, в полосе действий войск маршала Толбухина наступило относительное спокойствие. Южнее немцев теснила югославская армия, а после начала боёв за Берлин они и сами стали жаться поближе к фатерлянду. Такой отток вызвал проблемы у фронтов, располагавшихся севернее, ведь скопившиеся в Чехословакии войска пришлось добивать им. Вторым отвоевал 1-й Белорусский фронт Жукова. Самый центр Берлина, включая наиболее долго сопротивлявшийся правительственный квартал со всеми знаковыми объектами типа Рейхсканцелярии, здания Гестапо и Рейхстага, зачищала армия этого фронта - 8-я Гвардейская генерала Василия Чуйкова. Уже 2-го мая с капитуляцией Берлинского гарнизона на всей полосе 1-го БФ воцарился мир. С Запада уже было установлено соприкосновение с Союзниками, а с севера и юга продолжали воевать Рокоссовский и Конев. 2-й Белорусский закончил бои северным флангом 9 мая на оставленном далеко позади датском острове Борнхольм, днём раньше выйдя на всю длину линии соприкосновения с союзниками. После 9-го числа, узнав о капитуляции, начали сдаваться оставшиеся далеко на востоке сидельцы Курляндского котла, обложенные Ленинградским фронтом Говорова. А вот Украинским фронтам пришлось воевать "до самого конца и немножко дольше". Эсэсовцы, засевшие в Чехии, всё никак не могли сложить оружие. Войска 1-го Украинского наступали на последнюю занятую немцами европейскую столицу с севера, с востока к ней пробивался 4-й Украинский Ерёменко, и с юго-востока - 2-го Украинский Малиновского. Для этих фронтов бои за Прагу закончились только к 12 мая.
Факт №9
Нацистский Рейх, как ни странно, существовал довольно-таки долго после Победы, которую над ним одержали. Напомню, фюрер (вождь) немецкого народа - это официальное название поста, который занимал Гитлер. Он его придумал для себя сам в 1934 году, когда уже являясь рейхсканцлером забрал полномочия скончавшегося рейхспрезидента Германии Пауля фон Гинденбурга. В завещании, вступившем в силу 30 апреля, посты снова разделялись - рейхсканцлером назначался Йозеф Геббельс, а рейхспрезидентом Карл Дёниц. Уже вечером 1-го мая Дёницу потребовался новый канцлер. Им стал Шверин фон Крозиг, бессменный министр финансов Третьего рейха. Правда, он упорно отказывался заступать на пахнущую смертью должность, так что её пришлось переименовать в нейтрального англоманского премьер-министра. Но после капитуляции все забыли и про премьер-министра, и про рейхспрезидента. До нового правительства Германии никому не было дела почти две недели. Только 23 мая союзники вспомнили о далёком северном Фленсбурге, и находившееся там высшее руководство всё ещё гитлеровской Германии пригласили с вещами на борт немецкого лайнера Патриа, стоявшего в местном порту. Там располагалась Контрольная Комиссия союзников, которая и арестовала явившихся деятелей. Дёниц, Йодль и Шпеер вскоре оказались на скамье подсудимых в Нюрнберге, а лайнер Патриа - в СССР. Корабль был передан Советскому Союзу в счёт репараций и долго эксплуатировался под именем "Россия", уйдя на разделку лишь в 1985-м. Вы хорошо знаете, как он выглядит - это судно играло роль теплохода "Михаил Светлов" в фильме "Бриллиантовая рука".
Факт №10
Парадов Победы в 1945-м было четыре. 9 мая не проходил ни один из них.
Первый парад прошёл у Бранденбугских ворот в Берлине 4 мая, сразу после окончания боёв в городе. Торжественным маршем прошли войска 5-й Ударной Армии, штурмовавшей центр немецкой столицы. Зрелище было скромное, поэтому и упоминают его редко. Тем не менее, именно оно является самым первым Парадом Победы.
Самый известный Парад Победы прошёл только полтора месяца спустя. Для того, чтобы собрать победителей, требовалось время. К тому же на войне было не до шагистики, поэтому герои за время боёв разучились ходить строем. В итоге парад прошёл 24 июня 1945 года. В нём принимали участие сводные полки от каждого из фронтов с севера на юг, а также сводный полк ВМФ. Авиаторов не было, запланированный пролёт 570 самолётов не состоялся из-за проливного дождя. Хорошо ещё, что к вечеру погода наладилась, сделав возможным салют.
Ещё один Парад Победы прошёл 7 сентября в Берлине. Он был совместным с Союзниками- по площади у Бранденбургских ворот прошли войска Англии, Франции, СССР и США. При этом Советский Союз играл самую выигрышную роль. Воины Красной Армии прошли по площади первыми, а советская бронетехника парад закрывала. Организаторы сполна воспользовались таким порядком: "гвоздь программы" - подразделение новейших советских тяжёлых танков ИС-3, замыкавшее колонну, впечатлило и коллег ко коалиции, и публику.
Ну и, наконец, последний из Парадов Победы 1945 года прошёл 16 сентября, после капитуляции Японии, в Харбине. Это зрелище было сродни первому берлинскому параду; на нем предстали войска, только что закончившие бои. Однако шествие было гораздо масштабнее, да и Харбин не был так разрушен, поэтому парад наблюдало огромное количество местных жителей.