Депутатам муниципалитета нельзя давать денег

Oct 13, 2014 11:52

Изначально речь шла о о том бесстыжем голосовании, на котором депутаты втрое увеличили себе компенсации на свои депутатские расходы. При нищем бюджете, постоянно сокращающем социалку, поднять себе денег с 20 тысяч ежемесячно до 60-ти - это надо совсем совести не иметь.
Из смешного - попытка утаить имена проголосовавших. Голосование было поименным, значит, по регламенту работы муниципалитета, фамилии должны быть прописаны в протоколе. И вот сначала протокола нет неделю (а по телефону сию тайну работники аппарата сообщить отказываются), а потом он появляется без результатов этого голосования.
Трусят огласки, причем не на уровне конкретных депутатов, а всем аппаратом во главе с председателем. Чуют, что дрянь сделали, но уже положенное в рот вынуть не в состоянии.
Жалкие и жадные.
Вся эта история только укрепила меня во мнении, что депутатам муниципалитета денег нельзя давать в принципе.
Никаких.
Ни компенсаций, ни намозолившего уже уши "депутатского миллиона".


У депутата муниципалитета две главных функции - законотворческая и надзорная. Третья - подчиненная этим двум - держать контакт со своими избирателями. Являясь своего рода "справочным бюро" своего округа они видят нужды и чаяния людей, преобразуя их в написание или корректировку законов и в обращения к исполнительной власти либо в контролирующие или правоохранительные органы.
Тут вроде бы всё понятно (кому буквы поесть - тех в расчет не беру).
Для выполнения этих функций деньги не нужны ни в одном месте.
Выполнению этих функций деньги могут только навредить.
В первую очередь наличие у депутата денег извращает понимание его деятельности избирателями. Вместо того, чтобы понимать, что у депутата они могут получить консультацию по решению своего вопроса, а также организацию решения таких вопросов в будущем, они являются к нему как к Деду Морозу, у которого под столом стоит бюджетный мешок с подарками. А у депутата функции раздачи денег населению не стоит. Они взяли её сами, потому что роль вельможи с мешком очень уж сладка.
Для тех, кто избрался, чтобы за бюджетный счет играть в Савву Мамонтова, объясняю ситуацию на пальцах.
Вот приходит старушка-ветеран и говорит: крыша течет, добиться ремонта не могу, помоги. Депутат открывает мешок с миллионом и кладет деньги на видное место: вот, бабуся, строителям денежка, починим тебе крышу. Слёзы умиления будут заботливо размножены в цвете для возмещенного бюджетом печатного сообщения избирателям.
Это - просто, приятно и абсолютно неправильно.
Правильно - разобраться, почему старушкам-ветеранам в нашем городе не чинят крыши. Есть ли обязанность у власти, есть ли льгота, есть ли деньги. Почему не сработало в данном случае, есть ли другие. А затем и начинается главная работа депутата - написать или исправить соответствующие законы и проконтролировать работу чиновников, которые отвечают за их выполнение. Контроль и нормотворчество - при должном подходе только через эти две функции лежит решение проблемы не только этой конкретной обратившейся старушки, но и других старушек, попавших в аналогичный переплёт. А наши депутаты норовят весело подедморозить, вместо того, чтобы кропотливо изучать, латать, понукать и смазывать скрипучую телегу исполнительной власти города.
На свой миллион построили детскую площадку?
Почему город не может построить детские площадки сам? Где что не срабатывает? Конечно легче сунуть денег, чем разобраться в сути проблемы.
На свой миллион отремонтировали школу?
А почему город не может ремонтировать свои школы, коль скоро это его функция, а не депутата? Давайте посмотрим, может денег недостаточно, или эффективность подкачала? Впрочем, зачем разбираться в проблеме, если можно сунуть денег конкретному директору, а другому сказать, извини, пряники кончились - и он поймет.
Депутатский миллион - это способ подменить работу именно представительной власти исполнительством.
Депутатский миллион - это способ закрыть вопрос деньгами.

Другой аспект вреда этой затеи - разрушение выборного процесса.
Возьмем любой округ, где избирается любой депутат. Он выходит на старт очередной избирательной кампании с детской площадкой, выпрошенной жителями у него, но построенной за бюджетные деньги. Со спортивным плоскостным многофункциональным сооружением, которое появилось после коллективного поклона избирателей депутату тоже, разумеется, за счет бюджета. С ремонтом школы, директор которой долго обивал пороги департаментов, а потом подал челобитную барину и получил из его рук бюджетную сумму. И с асфальтировкой дорог, которую должен был делать город, но там чего-то не срасталось с конкурсами, и депутат, не разбираясь, красивым жестом ввалил из "своего", а на деле - казённого миллиона.
Разумеется, каждая подобная трата любовно освещалась в депутатском издании, которое ему также не стоило ни копейки - эти траты он смело перекладывал на городской счет.
Как вы думаете, что может противопоставить этому обычный человек, пусть даже очень честный, работоспособный и профессиональный, который хочет избраться на это место? Как он может извлечь этого крошечного червячка из под толстого слоя бюджетного шоколада, которым тот старательно обмазывался в течение всего своего срока?
Депутатский миллион - это покупка депутата исполнительной властью.
Депутатский миллион - это покупка депутатом избирателей.

И вот вместо того, чтобы вникать в причину возникновения проблемы и решать все проблемы такого рода на уровне города, депутат любовно пристраивает выделенные ему казной деньги. Он бегает вдоль сооружающейся площадки, озабоченно тыкая бордюрный камень носком лакированной туфли, заглядывает в смету, показывает жестом ильича крановщику или прорабу, не забывая делать фотогеничное лицо или, на худой конец, селфи на фоне кипящей деятельности. Разумеется, сам себе депутат кажется центром бешеной работы, поэтому он с таким недоумением воспринимает вопросы об увеличении компенсаций. Весь живот его давно лежит на алтаре отечества, а смерды не ценят такого самопожертвования даже в какие-то жалкие 60 тысяч. Как же тут не надуться депутатской губе? Как не заплакать о проплаченном недругами наезде? Обидно же. Да и боязно - отберут мешок, и начнется буквально эпизод из "Служебного романа": меня старуха сослала в бухгалтерию... ну ничего, я ещё вырвусь оттуда на свободу...
Впрочем, кто ж у них отберет? Они вон те же компенсации сами себе назначают. Так что когда дело касается самих себя, то всю мощь своих законотворческих полномочий они чувствуют очень хорошо. А что до избирателя, то ему лучше художественно бросить косточку, чем помочь наладить жизнь.

На этом следует закончить тему "депутатского миллиона", которая определено отделена от темы компенсаций тем, что миллион этот поддаётся трактовке, тогда как компенсации все-таки имеют конкретного адресата с мандатом. Суть тут проста: "миллион" это ответвление бюджетной реки, разделенное с основным руслом так, чтобы оно по пути к горожанину могло вертеть меленку какого-то избранника; компенсация расходов - ручеёк, который к жителю вообще не попадает, оканчиваясь в личном кармане.
Поэтому здесь я заканчиваю рассуждение о вреде этих частных рукавов и запруд, переходя к вопросу о том, что за волшебные компенсации прописали себе за тяжкий труд по выемке подарков из мешка наши муниципальные деды морозы.

В ходе размышления о компенсациях у меня появляется четкое впечатление, что депутаты настолько по-разному относятся к необходимости оплачивать свои нужды, и к такой же необходимости оплачивать нужды других людей, что за это у них отвечают просто разные части мозга, мысли которых никогда не пересекаются.
Во-первых, компенсировать, они предлагают транспортные расходы. Удивительно, что им не приходит мысль компенсировать транспортные расходы кому-то ещё. Например, у пенсионеров, которые за копеечной выгодой вынуждены тащиться через полгорода, они бюджетную компенсацию снимают. Да мало ли у нас низкооплачиваемых граждан, которым можно было бы компенсировать проезд, если уж у нас в бюджете есть на это лишние деньги? Хотя, если честно, вообще совершенно непонятно, куда нужно ехать депутату муниципалитета, у которого все встречи и объекты должны располагаться в собственном округе и в здании мэрии. Нет смысла долго писать о том, что город, который не может компенсировать проезд инвалидам и малоимущим, не имеет права делать это для здоровенных отъевшихся мужиков; а также что отчетность по этой статье для города прозрачной быть не может по определению. Скажу лишь об одном нюансе. Эта статья не подразумевает компенсации расходов на общественный транспорт - слуги народа попросту не предусмотрели такой возможности. А пятилитровый двигатель какого-нибудь Рэйндж-Ровера Вог знаете сколько жрет?
Во-вторых, расходы на связь. Страшное дело, сколько при нынешней дороговизне уходит денег на мобильники. Только вот вопрос - а много ли в Ярославле избирателей знает мобильник своего депутата муниципалитета? И почему тогда они должны платить за его беседы с неизвестно кем? Остальные вопросы из пункта первого по списку - очень хотелось бы понять, как депутаты будут отчитываться по этой статье? Надеюсь, им придется ежемесячно сдавать поминутный биллинг с фамилиями абонентов?
Здесь я проведу черту, чтобы отделить первые два пункта бюджетных запросов высокопоставленных сирот от двух других. Они отличаются тем, что в данном случае мы имеем простое, как мычание, и беззастенчивое, как игра в напёрстки, стремление депутатов иметь оплаченный бензин своего автомобиля и оплаченный трафик своего мобильника.

Еще три пункта трат имеют другую природу, позволяющую некоторым особенно бесстыжим депутатам выдавать их за как будто бы чуть ли не вынужденные с их стороны. Словно бы они и рады таких расходов не иметь, но избиратель так и прёт, так и просит, потрать, родимый, свою копеечку на вот это всё, да смотри не разорись - мы проследим, чтобы тебе, кормильцу, бюджет всё до копеечки возвернул. Разумеется, наш народ всегда, якобы, сам себя просит перепороть, чтобы быть посмирнее.
Разумеется, это траты на приемные. Жители округа заваливают депутата челобитными, в которых умоляют первым делом после победы на очередных выборах немедленно снять себе офис, не забыв компенсировать аренду из бюджета. Только странное дело: пока идёт избирательная кампания, вся эта публика, одевшись победнее, старательно снуёт по дворам и подъездам, встречаясь со своими избирателями. А как только вожделенный мандат оказывается в кармане, так сразу же оказывается, что придти к населению во двор депутату уже не с руки. Статус уже не позволяет встретиться с избирателем в помещении муниципалитета, либо в кафешке, либо, страшно сказать, как до выборов - у первого подъезда, после работы или выходным вечером, когда народу дома побольше. Разумеется, теперь избиратель должен являться к ним в приемные часы, иначе как все эти людишки поймут, кто тут начальник с миллионом?
Отдельные сироты с мандатами произнесли сравнительно искренний плач ярославны на тему "ах где ж нам, болезным, с гражданами встречаться, как не в специально снятом офисе?" Здесь мы возвращаемся выше, чтобы посмотреть, как развратил народных избранников тот самый миллион, что они решение проблемы видят только в том, чтобы выписать на её решение денег, да побольше. Вместо того, чтобы, собравшись на заседание, обсудить вопрос, который касается некоторого количества горожан, и вынести законодательное решение (например, обязать предоставлять депутатам для приема на два часа в неделю бесплатные помещения в школах, опорных пунктах милиции, дворцах творчества, точках общепита, наконец), они, долго не думая, прописывают себе денег. А чё думать-то, дать ему денег, и дело с концом - думают они, встречая первого просителя. А остальным разводят руками - да вот, брат, не повезло тебе сегодня, миллион кончился. И тот уходит, понимая - да, не повезло. С офисами депутатам легче - на себя денег достанет при любом раскладе.
Ни на какую аренду офисов денег депутатам не нужно.
Если у них не хватает ума решить эту проблему без денег, то к решениям по нашему нищему бюджету их нельзя допускать на пушечный выстрел.
Проблема нашего бюджета в том и состоит, что денег мало, а сделать нужно много. Если эти деятели не в состоянии разобраться с такой проблемой относительно приема граждан - пусть ищут себе профицитный город и избираются там.

Следующая статья расходов, которую депутаты решили себе компенсировать - газета. Здесь все вообще просто: горожане имеют право знать о работе своего депутата, но никто не вправе навязывать им это знание, вдобавок, за их же деньги. Поэтому если депутату нужно доносить себя в прессе, а своих денег на это ему жалко, есть шикарный способ выйти из ситуации. Подписка! Каждый, кто хочет знать, на фоне какой из построенных за счет бюджета площадок его избранник фотографируется в этом выпуске, какой важный круглый стол почтил он своим участием и какую бабушку осчастливил куском казённого пирога - платит денежку и получает свой экземпляр. Возможно, тираж в девять экземпляров ударит по чьему-то самолюбию, однако лучше лопнет один мыльный пузырь, чем один нищий город.
Ну и помощники. Странно, столько волонтеров кругом на всяческих мероприятиях, а депутатам просто никто помогать не желает. К нам на радио общественники ходят каждый четверг, и все чего-то активничают без денег. Может быть, проблема депутатов происходит от неумения заинтересовать и кривой привычки всё в этой жизни получать за деньги?
В итоге все статьи, расходы по которым депутаты намерены переложить на городской бюджет, не так уж и важны. Важен принцип - если ты хочешь работать для города - работай, а не ной про лавэ на карман.

Само стремление бесхитростно и предельно понятно - оплатить СВОИ траты из ОБЩЕГО кармана. Причем особо подчеркну - строгость отчетности здесь значения не имеет, главное - это возможность безвозмездно потратить бюджетные деньги. Отмоют, подделают, смухоморят - неважно. Важно, что деньги давать депутатам нельзя ни на что, иначе в депутаты пойдут не за работой, а за деньгами. Впрочем, уже идут, собственно.
Протестовать против человеческой жадности бессмысленно, поэтому закончить я хочу другим.
Хотите тратить казенные деньги - спросите горожан. Решать вопрос о тратах бюджетных денег на себя самих в своем узком кругу попросту нечестно. Хотите брать больше - организуйте референдум или опрос, проведите общественные слушания или хотя бы громко заявите об этом вашим избирателям. Затем - публично защитите каждую статью своих трат.
А не решайте вопрос на своем 38-местном междусобойчике.

В завершение повторю основные тезисы текста.
Денег депутатам давать нельзя.
1. "Депутатский миллион" разлагает муниципальную власть, формируя неверное представление о целях и задачах работы депутата как у избирателей, так и у избранных.
2. "Депутатский миллион" разлагает институт выборов, создавая неравные условия для кандидатов.
3. Компенсировать расходы депутатам вредно, поскольку вместо того, чтобы искать пути решения проблемы, они выписывают себе денег.
4. Компенсировать расходы депутатам решением депутатов же значит создавать мерзкий прецедент самоназначения вознаграждения.
5. Компенсировать расходы депутатов в нынешней бюджетной ситуации всеобщего урезания попросту безнравственно.
Я бы, пожалуй, повторил предложение, звучавшее когда-то на федеральном уровне: определить уровень дохода депутатов госдумы должно было Учредительное собрание, созванное единократно. Чтобы достаток всей избранной публики не зависел ни от исполнительной власти, ни, тем более, от них самих.

В качестве постскриптума позволю себе напомнить голосование, которое прошло на нашей радиостанции в минувший четверг. Я спросил у наших слушателей, одобряют ли они решение депутатов муниципалитета увеличить себе компенсацию расходов по своей деятельности до 60 тысяч рублей ежемесячно.
В опросе приняли участие 127 человек. 7 - одобряют, 120 - осуждают, то есть 95% высказались против.
Затем я задал другой вопрос.
Я спросил - а если бы у вас была такая кнопка, нажав на которую вы могли бы увеличить компенсацию своих расходов, пусть не втрое, а, к примеру, в два раза. И вы знаете две вещи: во-первых, эти деньги пойдут вам из городского бюджета со всей его нынешней дырой и разрухой, и во-вторых, об этом никто не узнает, ваше решение останется при вас.
Трудно противостоять соблазну в таком положении, правда?
Однако позвонили все равно многие. Всего - 99 человек, и проценты распределились как 88% на 10%. 88 человек не нажали бы на кнопку.
Даже со скидкой на нормальное для любого человека желание казаться лучше, чем есть, процент приличный.
То есть в аудитории нашей радиостанции этот вопрос точно не прошел бы так, как его провели депутаты ярославского муниципалитета.

Злобудень

Previous post Next post
Up