Шедевр Павловска - Севрский туалетный прибор.

Apr 20, 2023 21:16

С большой радостью (Государственный музей-заповедник «Павловск») сообщает о возвращении в экспозицию Парадной спальни главного шедевра коллекции - Севрского туалетного прибора.




Около года предметы из уникального прибора, выполненного в 1782 году в технике «ювелирного фарфора» на легендарной мануфактуре под Парижем, находились на реставрации. Сервиз был преподнесён Великому Князю Павлу Петровичу и его супруге от имени французской королевской четы - Людовика XVI и Марии Антуанетты.

первый этап реставрации севрского туалетного сервиза был завершен летом 2022 года

image Click to view



Это лишь второй раз за историю дворца, когда сервиз покидал своё родное место. Первый раз в 1941 году, когда Севрский туалетный прибор был отправлен в эвакуацию, обозначенный в списке предметов как шедевр «№1».

На экспозицию предметы из туалетного прибора возвращаются партиями: сейчас под футляром на специальном столе размещены 34 отреставрированных предмета. Остальные, сервиз состоит из 72, пока находятся на реставрации.

Несомненно, самый роскошный элемент ансамбля - настольное зеркало, задрапированное королевской мантией, которую разводят в стороны две нимфы. Внизу представлены амуры, сверху композицию венчает двуглавый орёл со скипетром и державой под короной с крестом. В ходе реставрации мастера разобрали зеркало на составные части, расчистили загрязнения всех фарфоровых элементов, воссоздали утраченный крест, устранили дефекты в конструкции мантии.

В процессе работ реставраторы обнаружили марки выдающихся мастеров Севра - создателей туалетного прибора. В частности, фигурки из бисквитного фарфора создавал Луи-Симон Буазо, а эмальерные работы выполнял Жозеф Кото. Марки написаны золотом от руки, что говорит о высокой художественной оценке предметов.
-----------
Об истории Севрского туалетного прибора и реставрационных работах рассказывают научные сотрудники музея-заповедника «Павловск» Елена Гуменюк и Анастасия Надежкина.

image You can watch this video on www.livejournal.com



-----------
Как писали "Санкт-Петербургские ведомости" в 2022 году -

Туалетный прибор из 72 предметов создан в ювелирной технике накладных эмалей, выполнен в единственном экземпляре и никогда не повторялся. Мария Федоровна заботилась о сохранности бесценного подарка и, по преданию, никогда им не пользовалась. По прибытии в Павловский дворец прибор установили в ее опочивальне на специальном столе и накрыли стеклянным футляром. Технология создания эмалевого декора на фарфоре сложная. Лист золота помещался на свинцовую подложку, сверху накладывалась бумага, а затем пластина с гравированным рисунком. Отпечаток на золоте создавался ударом по этой конструкции металлического или деревянного молотка. Фигурный золотой листочек вырезали и на нем в определенном порядке помещали эмали, которые закреплялись на золоте во время обжига. Так создавался эффект просвечивания золота через эмаль, а также имитации драгоценных камней. Золотая фольга с эмалями крепилась к поверхности фарфора во время обжига при низкой температуре. В итоге получались нарядные, как будто украшенные россыпью драгоценных камней изделия из фарфора. Рельефный декор, исполненный в технике ювелирного фарфора, очень уязвим. Видимо, еще при перевозке из Парижа в Павловск в 1782 году, а затем при эвакуации в 1941 году в Горький, Новосибирск и возвращении обратно предметы туалетного прибора были повреждены. Безвозвратно утрачены некоторые элементы декора, бисквит впитал пыль, эмалевый декор местами отслоился. Сейчас завершена реставрация девяти предметов. Особо сложной была работа с двумя вазами, украшенными бисквитными лепными букетами цветов. Выявились многочисленные отслоения цветного эмалевого декора, сильные загрязнения букетов, а у одной из ваз - небольшое отклонение от центральной оси. Реставраторам пришлось аккуратно разобрать всю конструкцию и последовательно, цветочек за цветочком, извлечь из букета. Внутри ваз обнаружились деревянные полусгнившие стержни - опоры для гипсовых вставок, на которых крепились элементы букетов и толстые ветки из бисквитного фарфора. Из описи Павловского дворца 1848 года известно, что букеты на вазах уже в то время были повреждены. Возможно, тогда же проводилась реставрация: цветы и бутоны закрепили на деревянных палочках-пеньках, толстых фарфоровых ветках и веревочках. В процессе работ мастера обнаружили, что при предыдущей реставрации некоторые детали букетов были перепутаны, теперь их переместили на свои места. Для выпрямления одной из ваз ее разобрали на составные части. Выяснилось, что внутренняя пробка конструкции, соединяющая ножку и тулово, треснула, из‑за этого произошел небольшой крен. Для устранения дефекта выточили латунную втулку и заменили треснувшую пробку.
----------------------------------
На сайте музея - https://pavlovskmuseum.ru/about/palace/masterpieces/2485/

- Севрский туалетный прибор - признанный шедевр коллекции Павловского дворца - преподнесен от имени французского короля Людовика XVI и королевы Марии-Антуанетты великой княгине Марии Федоровне во время посещения великокняжеской четой Севрской мануфактуры 13 июня 1782 года. Сопровождавший великокняжескую чету князь А.Б. Куракин, описывая это событие, отметил: «Их высочества изволили ездить поутру смотреть фарфоровую в Севре фабрику, где их встретил граф Д'Анживелье, начальник оной фабрики, по осмотру всех мастеровых комнат вошли в магазейн, в котором стоят все вещи, сделанные на продажу. В оном нашли уборной стол с зеркалом и со всеми принадлежащими к оному вещами отменной искусной и приятной работы, и под российским императорским гербом голстинским и вюртембергским, который стол граф Д'Анживелье именем короля просил ее императорское высочество принять…»....

посуда, русская история, Петербург

Previous post Next post
Up