Портрет с выставки

Mar 13, 2023 11:06

Портрет с выставки "Русское классическое искусство 18 - начала 20 веков" из раздела "Архангельская коллекция русского искусства"



Портрет великой княгини Марии Николаевны, 1850-е годы, холст, масло, имя художника неизвестно.

На портрете изображена великая княгиня Мария Николаевна, старшая дочь российского императора Николая I. По воспоминаниям современников, великая княгиня походила на отца как сильным характером, так и внешним видом. По давней традиции Царского дома, царских дочерей выдавали замуж за наследников европейских королевских фамилий. Тем не менее Мария Николаевна заявила, что не собирается покидать Родину и выбрала себе в супруги Максимилиана Лейхтенбергского, находившегося на службе в России. Муж княгини был высокообразованным и ученым человеком. Он обладал одной из лучших коллекций произведений искусства в Европе, был знатоком истории искусств и возглавлял Академию художеств в качестве ее президента.

Любовь к живописи и страсть к коллекционированию Мария Николаевна унаследовала от отца. После ранней смерти мужа она возглавила Академию художеств, став ее президентом. Анна Тютчева, фрейлина при царском дворе, описывала княгиню как «одаренную недюжинным умом и удивительно тонким пониманием живописи и скульптуры». Она указывала, что Мария Николаевна «большой вклад внесла в расцвет русского искусства».

Княгиня изображена как молодая решительная и сильная женщина. На ней русское официальное придворное платье. Актом 1834 года император Николай установил образец придворного одеяния. Во время его правления платья были стандартизированы по стилю и отделке. Цвет платья зависел от статуса придворной дамы. Парадный наряд состоял из верхнего платья, обычно из бархата или другого ценного и дорогого текстиля. Спереди был разрез, открывающий белую нижнюю юбку. Придворные дамы были обязаны носить головной убор, которым мог быть кокошник (повязка) с вуалью. На Марии Николаевне расстегнутое платье с длинными рукавами «по-боярски»; повязка Великой Княгини украшена речным жемчугом.

На данный момент имя художника неизвестно. Аналогичный портрет, созданный художником Тимофеем Неффом, был найден в одном из залов Академии художеств, где размещались портреты президентов Академии. Это дало основания предположить, что картина, представленная на выставке, является авторской копией оригинала. Однако технологическая проработка полотна не подтвердила это предположение.
--------------------
https://ar.culture.ru/en/subject/neizvestnyy-hudozhnik-serediny-xix-veka-portret-velikoy-knyagini-marii-nikolaevny-prezidenta-akademii-hudozhestv-1860-e

Романовы, русская история, Живопись

Previous post Next post
Up