Оригинал взят у
pretty_grace в
Центральный Дом Ученых (Пречистенка 16)Этот особняк, который стоит на углу улицы Пречистенки и Пречистенским (Мертвым) переулком интересует всех кто его видит.
В лабиринте чистых, спокойных улиц и извилистых переулков Пречистенки жило старое московское дворянство, громкие имена которого часто упоминаются в русской истории до Петра I. Тут были усадьбы Всеволожских, Вяземских, Архаровых, Долгоруких, Лопухиных, Бибиковых, Давыдовых, графов Орловых, а также Гагариных, Гончаровых, Тургеневых, чьи фамилии мы встречаем в книгах по истории России и многочисленных воспоминаниях современников.
Хотя в современных исследованиях утверждается, что сохранившееся до нас здание имеет в основе палаты начала XVIII столетия, документальных сведений о владельцах авторы не приводят.
В конце 18 века и до 1818 года им владел Иван Петрович Архаров, младший брат московского обер-полицмейстера Николая Петровича Архарова. Он был женат на княжне Екатерине Александровне Римской-Корсаковой.Широкое гостеприимство скоро сделало дом Архаровых одним из самых приятных в Москве.
Пречистенка сильно выгорела в пожар 1812 года. Дом Архаровых погиб в огне.
Так вот это пепелище в 1818 году купил князь Нарышкин Иван Александрович.
Он был камергером и обер-церемониймейстером». Женат он был на Екатерине Александровне Строгановой. Супруги Нарышкины имели трех сыновей и двух дочерей.
Быт в доме Нарышкиных был близок к тому, что было здесь при Архаровых. Но Нарышкины по своему рангу стояли выше Архаровых: кроме того, что они были родственниками царя, жена Нарышкина кичилась, что она была родственницей Голицыных и дочь их была фрейлиной. Поэтому и стиль в доме Нарышкиных несколько отличался от архаровского - здесь все было богаче, изысканнее.
Иван Александрович приходился дядей Наталии Николаевне Гончаровой (по жене своей как я писала выше) и был посаженым отцом невесты на венчании с Пушкиным, которое состоялось 18 февраля 1831 года в приделе еще недостроенного храма Большое Вознесение у Никитских ворот. Естественно, что поэт не раз наносил визиты Нарышкиным в их доме на Пречистенке.
Племянник Нарышкина Михаил Михайлович Нарышкин, полковник Тарутинского полка, был участником восстания декабристов и был приговорен к 8 годам каторги. Отбыв каторгу и частично ссылку, Михаил Михайлович поселился в деревне Тульской губернии и нелегально бывал на Пречистенке, у своего родственника - Мусина-Пушкина, к которому дом перешел от Нарышкиных.
Здесь в доме Мусина-Пушкина Михаила Михайловича Нарышкина посетил Николай Васильевич Гоголь, который тогда работал над вторым томом «Мертвых душ» и интересовался деятельностью декабристов в связи с темой о ссылке в Сибирь Тентетникова и переезда к нему Улиньки.
Позднее дом переходит к княгине Гагариной, потом к князьям Трубецким.
В 1865 году у Трубецких усадьбу приобретает на имя жены Александры Ивановны Коншиной миллионер-фабрикант Иван Коншин, принадлежавший к старинному роду серпуховских посадских людей, которые еще в ХVIII столетии производили полотно и парусину. В 1882 году, к 200-летнему юбилею текстильных предприятий, род Коншиных «в воздаяние их заслуг на поприще отечественной промышленности» был возведен в потомственное дворянство. И.Н.Коншин умер в 1898 году бездетным. Все огромное состояние, превышающее 10 миллионов рублей, он оставил жене - Александре Ивановне. Она ликвидировала промышленное предприятие мужа, продав фабрику его братьям, и стала жить одна в своем доме.
Первый раз Коншины перестроили особняк в 1867 году.
В 1910 г. особняк перестраивает архитектор Гунст, после чего дом 72-летней Коншиной превратился в один из самых шикарных особняков в Москве.
После перестройки стоимость владения оценивалась в 193.193 рубля, в том числе двухэтажного особняка - 92.802 рубля. На первом и втором этажах было по 15 комнат. На втором этаже помещались парадные, а также комнаты хозяйки и 2 комнаты для ее прислуги. Общая площадь каждого этажа составляла около 800 кв. метров.
Главный фасад акцентирован шестью плоскими пилястрами ионического ордера и фронтоном. Однако в мелкой декоративной лепнине фриза, обрамления окон прослеживается влияние эклектики. Дом выходит в сад с беседкой, огороженный со стороны улицы высоким каменным забором с арочными нишами, балюстрадами и вазами наверху. Пилоны парадных ворот украшают скульптуры львов.
Наиболее эффектно выглядят интерьеры дома, в создании которых архитектор проявил себя как крупный мастер.
Особенно роскошен Зимний сад (ныне - парадная столовая) с остекленным эркером и световым фонарем, эффектно отделанный объем которого был встроен со двора.
Мрамор был выписан из Италии, бронзовые украшения - из Парижа. Громадное стекло было заказано также в Италии. Его везли в Москву в специально оборудованном вагоне. Вставить этот «уникум» на уготовленное для него место можно было только в процессе строительства.
Мраморные скульптуры были получены из Парижа - о чем на скульптурах имеется пометка.
Прекрасно представляя, что пресыщенную московскую публику удивить непросто, Александра Ивановна выбрала стиль классической роскоши.
Богатая лепнина потолков, причудливые люстры, изумительный наборный паркет (в ряде помещений сохранившийся до сих пор) - всё это давало благочестивой вдове ощущение праздника в последние четыре года ее жизни.
Бальную залу отделяла от музыкального салона колоннада, и таким образом можно было устраивать настоящие большие концерты. Для любителей покурить были устроены "мужские кабинеты" с комфортными диванами и приглушенным светом.
Дом Коншиной был начинен всякой современной техникой - водопроводом и канализацией, и даже специальной системой вытяжных пылесосов через вентиляционные отверстия. Эти новинки в обустройстве жилья были приманкой для многочисленных гостей. С шиком была устроена ванная (сантехнику, по традиции, привозили из Англии) - как и в других богатых особняках, здесь имелось специальное устройство для подогрева простыней, в которые оборачивались после водных процедур.
Бронзовые украшения привезли из Парижа, Стекла и мрамор, скульптуры из Италии, электротехнику из Британии. Освящение особняка происходило на именины хозяйки, 23 апреля 1910 года.
А.И.Коншина была старообрядкой, при ее доме всегда держали открытый стол для странников, старообрядцев-приезжих, нищих. Угощая прямо в столовой, Коншина перед началом трапезы приглашала всех в домовую моленную, бывшую рядом со столовой. Одинокая и больная хозяйка недолго прожила в великолепном дворце: в сентябре 1914 года она умерла.
В начале 1916 года наследники продали дом Коншиной за 400 тысяч рублей крупнейшему русскому предпринимателю и банкиру, действительному статскому советнику Алексею Ивановичу Путилову.
В то время он был председателем правления Русско-Азиатского банка и входил в руководство свыше полусотни крупнейших акционерных предприятий и фирм. Но после Октябрьского переворота все его движимое и недвижимое имущество, в том числе купленный у Коншиных дом на Пречистенке, было конфисковано.
В 1922 году в стенах особняка Коншиных-Путилова открылся Дом ученых. Начался новый этап истории примечательного памятника на Пречистенке.
В настоящее время в здании располагается Центральный Дом Ученых. Директором Шкаровский Виктор Степанович был избран в 1990 году тайным голосованием из 11 кандидатов. Регалии его можно перечислять бесконечно - Доктор философии, Доктор педагогических наук, Почетный доктор РАЕН по отделению военной истории, культуры и права, профессор Академии Естественных наук Российской Федерации, Почетный профессор Московской финансово-юридической академии, награжден множеством наград, медалей и орденов.
Этот удивительный человек, с которым я имела счастье познакомиться лично, все свое время, силы и любовь посвящает Дому, в котором происходит множество мероприятий для тех, кто посвятил себя науке. Его заботливыми руками отреставрировано множество мелочей, привлечено множество талантливых и радеющих за науку людей. Еженедельно проводятся не только заседания научных секций, но и концерты. Впервые я пришла в Центральный Дом Ученых по приглашению своей знакомой, раньше ничего не знала об этом удивительном месте. Как же я восхитилась этим оплотом настоящей интеллигенции, этим уходящим очарованием танцующих пар, этими уютными пирожками в ресторане…
Когда я хочу удивить кого-то, я назначаю встречу в Доме Ученых. Невозможно остаться равнодушным к этому островку живой красоты, великолепным гостиным, в любой из которых можно располагаться совершенно спокойно, к мрамору и статуям в ресторане и ватрушкам с чаем за 10 рублей :)