19 ноября '08
31 октября Богдан Ступка завоевал статуэтку Марка Аврелия на Римском кинофестивале в номинации лучшая мужская роль. Алексей Тарасов встретился со Ступкой, чтобы поговорить о том, меняется ли что-то в работе украинских актеров после получения таких наград, о фильме Тарас Бульба, который выйдет в следующем году, а также о несовременности театра имени Франко, худруком которого является Ступка (10 вопросов, Афиша №47).
Что вы делаете в Киеве?
Работаю.
Каким образом полученная в Риме премия за роль в фильме Занусси Сердце на ладони изменила ваше представление о себе и киноискусстве?
Никак не изменила.
Гонорар не вырос?
В нашей стране гонорар не вырастает даже после получения Оскара.
Вы и без того ужасно востребованный актер.
Почему "ужасно"?
Прекрасно востребованный актер.
Ха-ха. Местами. Ха-ха-ха.
Зато в театре почти не играете.
Почему? Играю. У меня премьера недавно была, Легенда о Фаусте. А в прошлом году - Лев и львица.
Как вы в Фаусте на роль Мефистофеля согласились? Артисты обычно суеверные на этот счет - например, Янковский от Воланда отказался.
Во-первых, это задумка режиссера, что молодого Фауста мой сын (Остап Ступка - Прим. ред.) играет, а Фауст в старости - это Мефистофель. А во-вторых, в спектакле нет ни рогов, ни чертей. Не было у меня по поводу этой роли ни страха, ни еще чего-то.
Кошмары не снятся?
Нет, наоборот.
А что снится?
Если хорошо устал, то ничего. Бывает, снится, будто меня ударить кто-то должен… Сны меня предупреждают. Все это потом в жизни происходит, только в другой форме.
Что в последнее время сбылось?
Я вам не расскажу. Мужчина должен быть загадочным.
Журналисты постоянно спрашивают вас, почему вы все время играете генералов, хотя, по-моему, в последних фильмах Муратовой и Занусси вы предстаете в новом амплуа похотливого, простите, старикашечки, этакого старика Козлодоева.
Журналисты в искусстве очень мало понимают. Они выдумывают, пишут - Козлодоев, не Козлодоев. Придумывают что-то такое, чтобы быть оригинальными. И ничего обо мне не знают. Играть генерала, гетмана - разве это амплуа? Да нет, играется человек. Что это за амплуа такое - играть короля?!
Вот я и говорю, что у вас сейчас не короли, а седина в бороду, бес в ребро.
Это все враки. Никакого отношения ко мне это не имеет. Есть разные роли: трагедийные, трагикомические и комические - я могу играть и то, и другое, и третье.
В следующем году выходит самый большой проект с вашим участием - Тарас Бульба. Какие у вас предчувствия?
Это огромная роль, это тяжелая роль. И там не генерал, а полковник. Пока фильм не вышел, я не буду ничего говорить. Пусть люди посмотрят, журналисты. Поставят оценки, придумают, что это за амплуа. Я жду первого апреля, на День смеха будет премьера - в этот день родился Гоголь. А насчет предчувствий это все обман. Может быть ощущение, что ты прекрасно играешь, а ничего не получится.
Вам по роли положено скакать на лошадях, и я знаю, что вам даже подарили коня Ульриха, но вы почему-то ездить на нем отказываетесь.
Ульриха мне подарил Червоненко на сцене театра имени Магара в Запорожье, я был в белом - замечательно все прошло. А не езжу я потому, что больше на лошадь не сяду. Мне хватило восьми месяцев на Тарасе Бульбе, я наездился, чуть не попал под копыта, замечательные каскадеры меня прикрыли, спасли. На лошадь я больше не сяду.
А если предложат Возвращение мушкетеров-4?
Я откажусь.
От чего еще откажетесь?
От дурного сценария, глупого.
Кому-то может показаться, что у фильма Два в одном Киры Муратовой глупый сценарий.
По-моему, картину Два в одном многие не поняли. Я там играю одиночество мужчины, старика, который воет как кот. У Джона Апдайка есть произведение Одиночество бегуна на длинной дистанции, и мы в жизни все такие бегуны.
Что вы как художественный руководитель театра Франко думаете по поводу того, что вас критикуют за несовременность?
Вы в наш театр ходите?
Нет. Но когда я вижу на фасаде вашего театра афишу спектакля по Нечуй-Левицкому, мне почему-то не кажется, что это остроактуальная постановка.
Надо посмотреть. Вы же не видите и говорите, так нельзя. Нечуй-Левицкий - это украинская классика, это жизнь людей. Подойдите к кассе и гляньте, какая там очередь на Нечуй-Левицкого.
Такое впечатление, что театр Франко не хочет или не может быть модным.
А что такое "модный"? Я смогу с вами разговаривать только после того, как вы посмотрите пять-шесть наших спектаклей, а просто толочь воду в ступке для меня нет смысла.
Я знаю точно, чего в вашем театре нет. Где мультимедийность? Где вербатим?
Какой вербатим?
Ладно. Какие цели ставит перед собой ваш театр?
Хорошие спектакли, на которые ходит публика. Сейчас мы делаем Слезу Господа, (показывает на экран телевизора в кабинете) вот идет репетиция. (показывает толстую книгу в зеленой обложке) А еще есть вот такое произведение…
(читает) Шедевры русской литературы XX века.
Да. И есть такой Николай Космин, родился в Бердычеве, живет в Москве.
Я такого не знаю.
Вот видите. А он стоит первым в шедеврах русской литературы. А вы не знаете. Ха-ха. А вторым стоит кто? (показывает)
(читает) Чехов.
(язвительно) Антон Палыч, все о нем слыхали, да? Архиерей - знаете такое?
Не знаю.
Фильм же был Ныне прославился сын человеческий (драма Артура Войтецкого со Ступкой в главной роли - Прим. ред.).
Не видел.
Как интересно.
Почему вы не ставите современных драматургов?
(трясет книгой) Это современный человек! Это Космин! Ему 56 лет!
А почему не хулиганов - каких-нибудь братьев Пресняковых?
Это я на малой сцене буду ставить. Я читаю братьев Пресняковых, интересные они. Есть режиссеры, которые хотят это ставить, а я мат-перемат не хочу видеть на сцене.
Кирилл Серебренников вам не нравится?
Я смотрел его Изображаю жертву во МХАТе. Это ужасно. Это ужасно из-за мата.
Вы разве сами не употребляете мат?
Я его слышу в жизни. Прихожу в театр - и там мат. Я хочу речь красивую услыхать.
Так вы, получается, сноб.
Это вы сноб, я не сноб. Почему вы мат ставите во главе неснобизма? Это вы сноб, потому что вам нравится мат! А мне не нравится!
Есть лицемерие в том, что в жизни вы материтесь, а со сцены ничего такого слышать не можете.
Я очень редко употребляю мат!
Какое ваше любимое выражение?
Шляк би вас трафив.
Ничего нецензурного. Вы малую сцену под эксперименты собираетесь отдавать?
У меня есть курс третий, и я хочу на основе этих ребят создать театр-студию Ивана Франко, где можно делать любые эксперименты, даже крайние. Хотя я не поклонник крайних экспериментов, потому что человеку надо дать возможность понять, что он человек, а на "гэ". Какую-то надежду в жизни.
Как мне кажется, современный театр…
Да ладно вам! Ребята, где вы учились?! "Я чувствую", "мне кажется", "это современно". А что такое "современно"?!
То, что сегодня происходит.
Сегодня столько гадости, сегодня столько лжи, столько брехни! Это современность?! Это ужас, а не современность!
И что вы предлагаете?
Так вы журналисты все это и делаете! Вы делаете передачу Свобода слова - у нас столько свобод уже в Украине! Есть одна и есть вторая - уже две Свободы! Две Свободы не могут быть, это несовременно! Это вы все организовываете: в газетах, в журналах!
Значит, журналисты во всем виноваты?
Не только. Но в основном журналисты, потому что они все записывают. Им дают интервью, а они ляпают, ляпают, ляпают. Ты приезжаешь на Запад, и тебе говорят: "Боже, какой театр! Какой современный восточноевропейский театр!" Это говорят в Париже, это говорят в Вене. А мы тут своих бьем (стучит кулаком по столу): "У нас ничего нет!" Это модно стало или это такая политика? Кто это делает? Вашими руками, вашим пером. Вы должны посмотреть спектакли, а потом говорить!
Почему вы Жолдака не пригласите поставить что-нибудь в театре Франко?
Не знаю. А зачем мне его приглашать?
Это был бы великодушный жест - он вас ругает, а вы ему даете площадку.
Он ставил у нас когда-то. Прошли спектакли, один еще играется.
Даже МХАТ, который был последним оплотом академизма, ударился в эксперименты.
Дорогой мой, вы же не видели ничего! Сходите хотя бы на четыре наших последних спектакля: Кайдашеву посмотрите, Льва и львицу посмотрите. Как вы живете в этой стране, в этом городе? Вы про МХАТ знаете, вы живете Серебренниковым! Вы ничем больше не интересуетесь! Вам до лампочки Нечуй-Левицкий! Вам до лампочки этот театр Франко! Вы не ходите, вы не смотрите, вы на другой культуре выросли! Так не живут! Европа так не живет! Европа очень умная, она бережет традиции, бережет фундамент, воспитывается на этом фундаменте. Как вы можете говорить "немодное"?! Вы же не видели ни одного спектакля?!
Не видел, но осуждаю.
Это политика какая-то. Обгадить, да? И вы вступаете в эту игру. Обгадить, не видя. Это ужасно.
http://kiev.afisha.ua/news/1285906__________________________________
По-четверте. Для гурманів. Блог журналізда. Запис про Ступку.
ЦЕ я копіювати не буду, йдіть самі читайте.
По-п'яте. Хоч-не хоч, пригадалися всі останні обговорення сучукрліт, в т.ч на Телекритиці і в жж. До чого б то?