23 апреля, то есть за день до того, как армяне всего мира будут отмечать трагическую дату -- 99-ю годовщину геноцида армян в Османской империи, неожиданно выступил с заявлением премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
И в этом заявлении он выразил соболезнование внукам армян-жертв «событий начала 20 века».
«Мы желаем, чтобы души армян, погибших в событиях начала 20 в., покоились с миром, а их внукам передаем свои соболезнования», -- заявил турецкий премьер.
Это, конечно, очень важное заявление. Впервые в истории турецкий политический лидер высказывает соболезнование жертвам 1915 года. Будем откровенны -- это заявление сейсмической силы. Но это, конечно, не признание факта геноцида. А что же это?
Для ответа на этот вопрос давайте посмотрим: почему Эрдоган принял это заявление, и почему именно сейчас.
Факторы
Внешние факторы сложились неблагоприятно для официальной позиции Турецкой Республики. Комитет по внешним отношениям Сената США в начале апреля принял резолюцию, признающую массовые убийства армян геноцидом.
Кроме того, ожидается, что Барак Обама выступит 24 апреля с «влиятельной» (influential) речью, осуждающей геноцид.
А в пятницу президент Армении Серж Саркисян выступил с речью, в которой прямо обвинил Турцию в срыве армяно-турецкого процесса, начавшегося с «футбольной дипломатии» и подписания двух протоколов о нормализации отношений. Протоколы должны были быть ратифицированы парламентами двух стран, причем была устная договоренность сторон, что Турция первой ратифицирует эти документы, а вслед за ней (в течение 48 часов) то же самое делает и армянский парламент.
Турция документы не ратифицировала, более того, выдвинула условие (вернее, согласилась с требованием Азербайджана), согласно которому ратификация протоколов может пройти только в случае урегулирования карабахской проблемы. Иначе говоря (будем реалистичны), «когда рак на горе свистнет».
Вот что сказал Серж Саркисян: «Мы прекрасно осознавали, с кем имеем дело и какую тяжелую проблему пытаемся решить. По ходу мы увидели, что другая сторона переговоров - трудно назвать их партнерами - попыталась поставить предусловия, по-своему интерпретировать какие-то процессы, а затем и некоторые пункты документа. Но на сегодняшний день можем констатировать, что именно по этой причине процесс зашел в тупик и сегодня заморожен».
Будем откровенны: это прямое обвинение в адрес Турции. А через несколько дней пресс-секретарь президента Армении Арман Сагателян сказал, что ожидается новое заявление президента, которое будет «созвучно символике года».
В Армении многие поняли это как угрозу отозвать подпись под протоколами и, следовательно, выйти из армяно-турецкого процесса.
Кроме того, Турция основательно просчиталась с Кесабом. Устроив атаку исламистов на Кесаб, Эрдоган, видимо, не учел, что этот городок населен армянами. Или же учел, но просчитался. И это тоже усилило внешнее давление на его правительство.
Таким образом, заявление Эрдогана с соболезнованиями, конечно, является ответом на внешнее давление.
Если же говорить о внутриполитической ситуации, то выборы прошли, партия Эрдогана их выиграла, сам он, судя по всему, готовится в президенты… Так что все более или менее спокойно. А еще - соболезнования армянам вызовут шквал комментариев и обсуждений, тем самым отвлекая общественное мнение от коррупционного скандала.
А что именно сказал Эрдоган?
Давайте отметим сразу: он не признал факта геноцида. Он придерживался давно известной официальной турецкой позиции, согласно которой в годы Первой мировой войны «всем было плохо».
«Человеческий долг - понять и разделить ту горечь, которую испытывали армяне, равно как и все другие граждане Османской Империи в тот период», -- сказал Эрдоган.
Разумеется, армяне Османской империи испытали горечь, ужас, убийства, гонения, изнасилования совсем не «равно как и» все другие граждане страны. Это старый тезис, известный с начала 20-х годов, который турецкое правительство не перестает муссировать.
Обратите внимание: сразу вслед за своим выступлением Эрдоган сказал журналистам, что на деле выразил соболезнование не только внукам армян, а внукам всех граждан Османской империи - «туркам, боснийцам, албанцам».
Он назвал мусульман, населявших империю. Эрдоган ничего не сказал о греках, ассирийцах и других христианских народах, которых тоже массово вырезали и изгоняли.
Кроме того, Эрдоган повторил тезис о необходимости совместной комиссии историков, которые должны заняться изучением событий начала ХХ века. Идею с этой комиссией Эрдоган безуспешно проталкивает, если мне не изменяет память, с 2000 года.
А тем временем, подобная комиссия уже была. Она была создана в США и называлась WATS - Workshop for Armenian and Turkish Studies. Это была настоящая комиссия, в которую входили настоящие историки, а не «официальные» отрицатели исторических фактов. И, конечно, WATS не сомневался в том, что события 1915-1923 годов были геноцидом. В эту комиссию входили, в частности, Танер Акчам и Роналд Сюни.
А теперь попробуйте догадаться: попадет ли Акчам в официальную турецкую комиссию?
Ну, а как воспримется речь Эрдогана?
Думаю, мнения относительно геноцида, его признания и непризнания, армяно-турецких отношений, открытия границ, протоколов, подписанных и сразу же замороженных, так поляризованы, что заявление турецкого лидера никого не переубедят. Те армяне, кто думали, что туркам нельзя доверять, прочитают в заявлении такие смыслы, которые лишь укрепят их в своем мнении. Те же, кто хотел бы нормализации отношений, увидят призыв к ликвидации разногласий и шаг к примирению.
И так далее - каждый лишь укрепится в своем мнении. И это касается не только армян, но и турок. И многих азербайджанцев, которые сейчас отрицают геноцид армян еще более рьяно, чем турецкие националисты.
Администрация Обамы, конечно, один из прямых адресатов заявления. И реакция будет. Она, думаю, будет положительной, но ненадолго, потому что такие заявления надо подкреплять делом.
А будет ли дело-то? Сомневаюсь…