Это становится традицией.
Каждый раз, приезжая в Ереван, я посвящаю один из выходных поездке за город, причем каждый раз по новому маршруту.
На этот раз мне удалось осуществить давнюю мечту - снова побывать в Бжни, где я последний раз был еще, страшно сказать, в 1978 году. В недальнее, но замечательное путешествие мы отправились с друзьями и френдами
uzogh и
vayri_katu Деревне Бжни повезло. Хотя она известна минеральной водой «Бжни», некоторое время успешно конкурировавшей со знаменитым «Джермуком», туда мало кто ездит. "Повезло", потому что Бжни не стала туристической меккой, хотя и находится менее чем в часе езды от Еревана, буквально в паре шагов от популярных Цахкадзора и Анкавана.
И слава Богу. Туристический бизнес накладывает на исторические места отпечаток современной провинциальности, который мне не очень по душе.
Главная достопримечательность Бжни, конечно, церковь Богородицы, построенная в 1031 году. Со временем она стала центром крупного монастырского комплекса, некоторые постройки которого сохранились и по сей день. В XI веке в этом монастыре проходили выборы патриарха армянской апостольской церкви.
Бжни связана с крупнейшими именами армянской истории. Она упомянута в хронике Лазаря Парпеци (а это V век), родившегося, кстати, не так далеко, в деревне Парпи.
В Средние века Бжни переходила от одной княжеской фамилии к другой, побывав во владении князей Пахлавуни, Багратуни, Закарян… А в конце XIV века через деревню прошли войска Тамерлана.
Это удивительно красивый монастырский комплекс. Он ничем не уступает самым "туристически активным" средневековым памятникам Армении. И осень, конечно, лишь добавляет красок и красоты этому месту.
На утесе, который рассекает деревню на две части, была крепость. Кое-какие строения этой крепости сохранились, а стены даже были сравнительно недавно укреплены.
И там, наверху, в крепости,
uzogh увидел нескольких людей, забравшихся в потайной ход и копавших там...
Эти искатели сокровищ и гробокопатели есть буквально во всех армянских деревнях, где находятся исторические памятники. Я слышал истории о "сокровищах", закопанных в углу деревенской церкви или под заброшенной крепостной стеной во время геноцида, нашествия Тамерлана, турецких войн, арабских и огузских завоеваний... К сожалению, местные Томы Сойеры не ограничиваются одними рассказами. Они берутся за лопаты и идут портить близлежащие историечские памятники. И еще хорошо, если они ограничиваются лопатами -- бывало, что памятники просто подрывали динамитом.
Но вернемся к церкви Св. Богородицы.
У стен церкви множество хачкаров. Поскольку хачкары всегда стоят "лицом" (то есть, декорированной частью) на запад, фотографировать их в утренние часы неудобно -- получается против солнца. Но я все равно рискнул сделать несколько кадров. И уже потом, дома, разбирая фотографии, я вдруг заметил, что этот комплекс хачкаров и обломков декорированных камней, я снимал еще в 1978 году. И где-то в моем ереванском архиве должен быть тот старый кадр, который я еще тогда проявил и отпечатал.
А вот, собственно, и сами хачкары.
Не меньшие (а может, и большие) восторги вызвала у меня церковь Св. Геворка XIII века.
Она выглядит не так массивно и красиво. На самом деле, она, скорее, представляет собой пример церкви бедной. Но что вызвало мои восторги: именно такими были первые христианские церкви. Это были базилики с деревянной крышей, которую подпирали деревянные же колонны.
Мы с френдом
uzogh долго спорили: что было здесь в советское время: зернохранилище, или коровник, но так и не пришли к общему мнению. Но то, что при советской власти это здание использовалось для каких-то подсобных нужд, сомнений не вызвало.
А это -- деревянная капитель церкви с барельефами, раскрашенными красной краской. А ведь этой капители может быть 700 или даже 800 лет...
Вид от церкви Св. Геврока на крепость.
И разве можно было упустить ворота такого замечательного цвета? Никак нельзя!
И
vayri_katuпообещала написать пост о нашей поездке. Пока я его не видел, но не сомневаюсь: он будет!