Это не рассказ о здании или о замечательной архитектуре.
Это выражение моего восторга перед гением архитектора - ясным, прозрачным, детским, удивительным, открытым и бесспорным.
Я говорю об архитекторе Антонио Гауди. Для меня его гениальность бесспорна.
Впервые я побывал в Барселоне 1 января 1997 года, в круизе, выигранном на передаче "Что? Где? Когда?" Помню полупустой город, еще не проснувшийся после новогодний празднеств, знаменитую Ra Rambla почти без прохожих и -- где-то неблизко величавый и необычный собор -- Саграда Фамилия.
Меня все время тянуло к этому собору. И тогда, и сейчас. Храм притягивает меня -- я готов часами ходить вокруг него, или сидеть, глядя на это удивительное произведение, строительство которого началось в 1882 году и до сих пор не закончено.
Гауди описывают как странного человека. В детстве он страдал от ревматизма, из-за чего не мог играть с другими детьми и часто и помногу бывал один, и в его мире природа играла огромную роль, больше, чем у детей, занятых своими заботами. И это осталось в его творчестве -- в лучших зданиях Гауди видно, как он внимателен к деревьям, цветам, облакам, улиткам, ящеркам...
Он был истовым верующим, в молодом возрасте стал вегетарианцем, форму яйцы считал самой совершенной, ненавидел прямые линии и полагая, что круг -- детище Бога.
В молодости Гауди был франтом, прекрасно одевался регулярно ходил в оперу, на строительные площадки приезжал в карете... К старости он изменился, перестал следить за собой и в 1925 году, когда ему было 73 года, оставил свой трехэтажный дом в парке Гуэль и переселился на стройплощадку Саграды Фамилия. Он умер после того, как его сбил трамвай, когда он шел в церковь Сент Фелип Нери на ежедневную молитву и исповедь. Гауди потерял сознание. Из-за того, что он выглядел как попрошайка, его отказывались везти в больницу. В конце концов, полицейский отвез Гауди в больницу для нищих.
Ему там оказали лишь самую поверхностную медицинскую помощь. Когда на следующий день его нашел капеллан Саграды Фамилии, состояние здоровья архитектора ухудшилось настолько, что спасти его уже не удалось.
Говорят, Гауди плохо учился, но когда дело, наконец, дошло до вручения диплома, директор барселонской школы архитекторов сказал: "Мы выдаем диплом либо дураку, либо гению. Время покажет".
Гауди оказался гением. Семь его зданий включены в список мирового наследия ЮНЕСКО.
Алтарь собора Саграда Фамилия.
Потолок нефа собора. Кажется, что колонны -- стволы деревьев, а потолок -- листва, сквозь которую пробиваются солнечные лучи. Но если долго смотреть на него, то верх и низ меняются местами и уже начинает казаться, что вы смотрите на землю сверху, с "неба".
Я был так ошеломлен собором, что начисто забыл о своих навыках фотографирования. И совершенно об этом не жалею. Поэтому смотрите фотографии, сделанные растерянным дилетантом, и простите меня за их качество.
Строительство собора ведется только на пожертвования -- никаких государственных или церковных денег. Это, конечно, одна из причин того, что строительство не закончено спустя 140 лет после его начала. Даст Бог, его закончат при моей жизни, и я смогу, поехать туда и увидеть этот шедевр завершенным.
Так выглядит Саграда Фамилия сегодня. А на следующей фотографии -- как здание будет выглядеть, когда его достроят. Высокая башня в середине -- Башня Иисуса Христа. Ее окружают башни пониже -- одна в честь Богоматери и четыре в честь евангелистов. Двенадцать башен "следующего яруса" посвящены апостолам.
Да-да, если (собственно, когда, а не если) я снова попаду в Барселону, то первым делом отправлюсь в собор Саграда Фамилия.