Британцы сегодня отдают дань всем воинам, погибшим на поле боя.
Королева возложила венок к Кенотафу - памятнику британцам, погибшим в Первой мировой войне. Сейчас, когда я пишу это, этого несколько тысяч бывших военнослужащих, в первую очередь, ветеранов Второй мировой войны, проходят парадом по Whitehall-у. Вместе с ними идут и гражданские ветераны войны, в том числе, вдовы погибших.
Этот день приурочен к 11 ноября -- дню, когда отмечается окончание Первой мировой войны.
За несколько недель до этого начинается традиционная ежегодняя кампания сбора пожертвований в пользу Британского легиона -- организации, которая заботится о ветеранах войн, в которых участвовали британские солдаты, и о членах их семей.
Каждому, кто пожервовал хотя бы несколько пенсов, дают бумажный или пластиковый цветок мака, который принято носить в петличке или прикалывать на плащ или пиджак. Эта кампания бывает массовой. Ветераны и добровольцы собирают пожертвования по всей стране, причем делается это с удивительным достоинством -- чтобы собирать деньги в помощь своим товарищам, их семьям и -- в том числе -- себе самим -- ветераны надевают свои тщательно выглаженные парадные мундиры и медали. Их окружает очень приятная аура.
У нас, в постсоветских странах, нет традиций благотворительности. Она создается с трудом, преодолевая огромное сопротивление и инерцию, рожденные советским прошлым, когда государство следило -- или должно было следить -- за всем. Оно также должно было заботиться о ветеранах. Сейчас этого уже нет. Я встречался и беседовал с ветеранами, которые чувствуют себя покинутыми и одинокими. По традиции советских времен они ищут поддержки у государства и обижаются, когда не получают ее, или получают так мало, что это унижает их.
Мне кажется, нам есть чему поучиться у этой традиции -- с достоинством помогать ветеранам.