Jun 20, 2007 22:25
Президент Казахстана распустил нижнюю палату парламента.
Причем распустил по просьбе самих же депутатов. "Мы считаем, что нынешний мажилис не должен выступать в роли тормоза реформ, то есть ждать истечения срока своих полномочий в 2009 году", -- заявил от имени большинства депутатов Нурбах Рустемов.
Как водится, аналитики стали комментировать и просьбу депутатов, и немедленный роспуск парламента. Но я не видел пока комментариев, авторы которых говорили бы, что роспуск парламента -- чрезвычайно редкий шаг, на который президент может пойти только в условиях глубокого политического кризиса. А такого кризиса в Казахстане нет.
Я не видел пока комментариев, авторы которых говорили бы, что что в результате внеочередных выборов в Казахстане что-либо может реально измениться. Да, конечно, в нижней палате будет больше депутатов, и у них будет больше полномочий. Но будут ли они самостоятельны в принятии решений и применять свои полномочия на практике?
И будет ли новый парламент реально чем-то отличаться от нынешнего? Да, в мажилисе прежнего состава было 77 депутатов, из которых 76 поддерживали президента Назарбаева. И что теперь? Комментаторы тут практически единодушны: оппозиция в стране раздроблена и слаба, а срок выборов так близок (18 августа), что у нее практически нет шансов объединиться и подготовиться к ним.
То есть, получается, что все эти изменения -- просто "косметика"? Тогда для чего они?
То и дело в разных комментариях мелькают два обстоятельства: желание Казахстана возглавить ОБСЕ в 2009 году и проблема преемника. Да, очень лестно было бы президенту Казахстана возглавлять эту авторитетную международную организацию. Но убедительного ответа на вопрос: приближают ли эти изменения Казахстан к председательству, -- я пока не встречал.
А может, умные и взвешенные комментарии мне просто не попались, потому что я не знал, где смотреть?
А преемник... После отлучения "бывшего зятя" Рахата Алиева от политической жизни в стране и насильственного развода его с дочерью Назарбаева Даригой, -- вопрос открыт. И все теряются в догадках.
Но все эти размышления наводят на мысль: неужели серьезные политические события в Казахстане -- следствие того, что происходит не в реальной жизни, а в голове президента?
Ох, не знаю...
выборы,
Центральная Азия,
политика