Сегодня День независимости Армении.
И я предлагаю сегодня вспомнить тех диссидентов советских времен, которые боролись за эту независимость, сидели за нее в тюрьмах и лагерях, но все равно продолжали мечтать о том времени, когда Армения сможет поднять свой трехцветный флаг, а армяне гордо слушать гимн независимой Республики Армения.
Это Паруйр Айрикян, отсидевший по тюрьмам и лагерям 18 лет, последний изгнанный из СССР диссидент. Его посадили в самолет, не сказав, куда везут, и привезли... в Аддис-Аббебу, где и выкинули из самолета без средств к существованию. Айрикян сейчас руководит Объединением национального самоопределения.
Это Вреж Маркосян -- "чемпион СССР среди политзаключенных" по количеству карцеров, которые он отсидел. Вреж был ближайшим другом украинского диссидента и переводчика Васия Стуса.
Это покойный Ашот Навасардян, отсидевший 12 лет, в после обретения независимости создавший Республиканскую партию Армении, которая сейчас правит страной.
Это Азат Аршакян, девять лет оттрубивший по советским лагерям и тюрьмам, ныне лидер Христианско-демократической партии.
Это Рафаэл Папаян, филолог, литературовед, член Хельсинкской группы Армении, пять лет проведший в Мордовии в лагере и ссылке.
Это Георгий Хомизури, несколько раз сидевший в лагерях, член Хельсинкской группы Армении.
Это Эдмон Аветян, лингвист и философ, дважды испытавший на себе "прелести" карательной психиатрии.
Это основатели (в 1966) нелегальной «Национальной Объединенной Партии Армении» Cтепан Затикян, Айказун Хачатрян, Шаген Арутюнян. Целью партии было добиться выхода Армении из состава СССР путем референдума. Степан Затикян был осужден и расстрелян по
делу о взрывах в московском метро, которое ставят под сомнение правозащитники.
Это и другие, кого я по незнанию или невнимательности не отметил. Прошу у них прощения.
Конечно, это наш праздник. Но в еще большей степени этот праздник принадлежит им.
А МЫ СТОЯ БУДЕМ ПИТЬ ЗА ВАС
Это было в тяжелую зиму 1994-95 годов. В конце ноября известный правозащитник и лидер Народно-демократической партии Георгий Чантурия собрал съезд своей партии. В то время партия набирала силу, становясь опорой оппозиции Эдуарду Шеварднадзе. Особенное уважение вызывал уход жены Чантурия, Ирины Саришвили, с поста вице-премьера правительства в знак протеста против вступления Грузии в СНГ.
Словом, съезд получился отменным. За день до открытия был большой банкет. Он состоялся в огромном ресторанном зале гостиницы «Сакартвело». Длиннющий стол змеился по всему залу. Банкет развивался в полном согласии с грузинскими обычаями. Однако был произнесен тост, который я не забыл.
Тост сказал не тамада. Некий мужчина взял микрофон и… «Я прошу всех встать!» Сидящие удивились. «Я прошу всех встать, это тост!» - объяснил он. Гости стали постепенно вставать, откладывая салфетки.
Когда все поднялись на ноги, он заговорил: «А теперь, все, кто подвергались репрессиям в советское время, сядьте!» Находившиеся в зале Чантурия с женой, отец Глеб Якунин, Сусанна Авакян, жена Паруйра Айрикяна, Азат Аршакян, многие другие - около четверти присутствующих - сели.
Вот вы тогда сидели, и сейчас будете сидеть. А мы стоя выпьем за ваше здоровье!» - сказал этот мужчина.
Через шесть дней Чантурия убили. Его машину, в которую он сел с женой, расстреляли из автоматов. Она чудом выжила. Чантурия похоронили 10 декабря, в день подписания Всеобщей Декларации Прав Человека.