Ара Гюлер

May 29, 2008 23:01


Вдруг буквально валом повалили импульсы, призывающие меня написать об Ара Гюлере. Сначала мы побеседовали с братом о его поездке в Стамбул. Потом была переписка, связанная с моим коротеньким рассказом о политической истории первой армянской республики (сам пост здесь).

Следующий импульс пришел из ЖЖ в виде поста френда
dabavog об армянской керамике Иерусалима и поста
vesta923 с фотографией армянской церкви где-то в Индии. Возникшие у меня ассоциации были настолько зыбкими, что мне даже трудно сказать, как привели они меня к Ара Гюлеру. Наверно, дело просто в том, что я уже думал о нем.

Ара Гюлер, видимо, самый известный фотограф Стамбула. И наверно, он больше, чем фотограф. Гюлер - летописец городской жизни. Есть еще одна немаловажная деталь: Ара Гюлер - армянин. Армянин, всю жизнь проживший в Стамбуле, посвятивший свое творчество этому мегаполису (тут у меня получилась игра слов: по-армянски Стамбул часто называют Полис, с ударением на «и», - это аббревиатура от Константинополя, «Костанднуполис»).

Вот одна из его работ:



А вот и сам Мастер (фото взято отсюда)



Впервые о Гюлере я услышал от писательницы Нурицы Матосян, автора блестящей книги об Аршиле Горки The Black Angel, прототипа одного из центральных персонажей фильма «Арарат».

После одной из своих поездок в Стамбул, Нурица позвонила мне и с восхищением рассказала о встрече с Ара Гюлером. Она была потрясена обаянием самого Ара, его фотографиями, атмосферой его дома, и вообще, кажется, всей его аурой. Кажется, она рассказывала также о том, что стены его квартиры покрыты автографами Дали, Пикассо, Параджанова, многих других знаменитостей.



Но настоящим открытием Ара Гюлера стала для меня книга другого писателя - «Стамбул» Орхана Памука. Издание, которое я читал, было богато иллюстрировано черно-белыми фотографиями Гюлера, показывавшими повседневную жизнь Города: в снег и дождь, летом и зимой, вечером и утром…



Сам я с ним ни разу не встречался. Даст Бог, как-нибудь, во время одной из моих поездок, мне удастся поговорить с этим человеком, фактически, полубогом фотографии, работавшим вместе с Анри Картье-Брессоном, Марком Рибо, признанным одним из лучших фотографов мира.

В Интернете немного его работ, но то, что есть, показывает, какой он потрясающий мыслитель, как видит он мир через фотокамеру, как оживают пейзажи и как много могут сказать глаза людей.



Родился Ара в Стамбуле, в 1928 году. А это значит, что в этом году ему исполняется 80 лет. Его отец был владельцем аптеки в Пере (ныне проспект Истиклял). Это был район, где жили христиане, преимущественно греки, и был он известен своими книжными магазинами, антикварными лавками, мастерскими... В 1955 году старый Пере был разгромлен, когда в Стамбуле шли греческие погромы.

В известных мне биографиях Ара Гюлера ничего нет о том, затронули ли эти погромы его семью.

Ара стал заниматься журналистикой в 1950 году, а в 1958 стал первым корреспондентом журнала Тайм-Лайф в Турции. Постепенно он начинает сотрудничать с другими известными изданиями, а в начале шестидесятых встречается с Анри Картье-Брессоном, который уговаривает его работать с агентством "Магнум".



А вот и сам Анри Картье-Брессон



Он снимал портреты (это называлось "фотоинтервью") Уинстона Черчилля, Индиры Ганди, Альфреда Хитчкока, Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Мерилин Монро, Марии Каллас... и многих других знаменитостей и суперзнаменитостей.

Бывал Гюлер и в Армении. Кстати, бывал и в Казахстане, но я не смог найти в сети фотографий, сделанных там.

И в конце этого сбивчивого рассказа -- пара фотографий. Хотел бы показать больше. И их на самом деле много больше.

"Если человек сделал за свою жизнь сто фотографий, это действительно великий фотограф. Для фотографа оставить после себя сто фотографий - выдающееся достижение. То же самое касается писателя. Что осталось из произведений Гюго? Сервантес наверняка написал больше, чем один роман, но остался только «Дон Кихот». Если меня будут помнить по двадцати-тридцати фотографиям, я буду считать это отличным достижением".

Ара Гюлер



"Присутствие фотографа должно быть незаметно. В противном случае композиция превращается в маскарад. Я всегда стараюсь быть очень сдержанным. Фотограф должен быть неслышным свидетелем".

Ара Гюлер



Армения, фото, Турция

Previous post Next post
Up