День Первой республики

May 28, 2008 14:44


В эти дни южнокавказские страны отмечают дни своей независимости, обретенной в 1918 году - практически одновременно.

В Армении этот праздник называется День Первой республики.

Это было первое армянское государство за семь веков. Просуществовало оно всего два с половиной года.

Как жила эта страна? К чему стремилось ее правительство, какие вопросы решало?

Иногда мне кажется, что этот период - один из самых малоизученных в армянской истории. О Тигране Великом, об Армении эпохи Юстиниана или о Киликийском царстве мы знаем больше, чем о совсем недавнем прошлом.

Я не историк и, возможно, я не прав. Поэтому буду рад, если меня поправят.

Но если я прав, то, конечно, виной этому советская историография. На протяжении почти всего двадцатого века полагалось считать, что правительство Армении было некомпетентным, плохим, буржуазным, а приход Красной армии спас бедных армян от полного истощения и вымирания.

Сейчас полагается воспевать первую республику, опять-таки не особенно вдаваясь в то, как и чем она жила.

А ведь должно быть очень интересно! Представьте: Российская империя развалилась. Разногласия между большевиками и меньшевиками в Петрограде привели к тому, что губернии Закавказья остались бесхозными. Но не совсем. И в Армении, и в Грузии, и в Азербайджане были образованные люди, мечтавшие о национальной независимости, о том, как хорошо им будет жить, если над ними не будет имперской власти.

Эти люди были прекрасно образованы, закончили лучшие университеты Европы. Они (наверняка) образовывали кружки в Тифлисе, Баку, Петербурге или Москве, где обсуждали будущее своих - пока еще воображаемых - стран, их устройство, конституции и так далее.

И вот, свершилось: Грузинская Демократическая Республика декларировала свою независимость 26 мая, Демократическая Республика Армения и Азербайджанская Демократическая Республика сделали это через два дня - 28 мая. Правительства Грузии и Армении находились в Тифлисе, Азербайджана - в Гяндже. В Баку в те дни властвовала коммуна.

Провозгласив независимость, новые республики столкнулись с неизбежным: надо было чертить границы. А как? Ведь до этого Кавказ делился на губернии и уезды? Причем эти губернии и уезды были созданы петербургскими чиновниками, часто думавшими о собственной выгоде больше, чем о людях, живущих там. И уж конечно, эти чиновники не предполагали, что в какой-то момент Кавказ отколется от Российской Империи, да и что самой империи скоро не будет.

Споры о границах начались очень скоро.

Но до того, как я скажу об этих спорах, посмотрим, какой была Армения.

Она включала в себя Эриваньскую губернию и Карсскую область. Практически вся Карсская область была заняла Османской империей, тоже разваливавшейся. Занята была и южная часть Эриваньской губернии, включая гору Арарат. Армения еще не оправилась от геноцида, случившегося всего три года назад. А это значит, что в стране было множество беженцев, царила нищета, было голодно.

Армения унаследовала от России войну с Османской Турцией. За несколько дней до объявления независимости, турецкая Армия Ислама перешла в наступление на западной границе Армении, взяла Александрополь (Гюмри) и вплотную приблизилась к Эчмиадзину и Эривани, где еще оставались десятки тысяч беженцев. Но армянские отряды оказались слишком крепким орешком: они смогли в трех сражениях остановить превосходящие силы. Это были сражения при Сардарапате, Баш-Апаране и Каракилисе.

Независимость Армении как раз и была провозглашена в день победы.

Грузия, ставшая независимой на пару дней раньше, попросила протекции у Германии. И получила ее. Вскоре в Грузию прибыли немецкие войска, остававшиеся там до 21 года. Они, главным образом, отражали нападения большевистских сил из Абхазии.

Настало время вспомнить о границах между тремя закавказскими странами. Имперское деление на губернии никого не устраивало. Все три страны предпочли бы иное деление. Насколько я понимаю, каждую из стран устраивало бы, чтобы там, где титульная нация была в меньшинстве, сохранялись бы российский границы, а еще плюс к этому хотелось получить территории там, где их было большинство.

В ход пошли исторические и этнические аргументы. Между Арменией и Азербайджаном началась война за Карабах. Кроме того, Азербайджан, образовавшийся на территориях Бакинской и Елизаветпольской губерний и Закатальского округа, стремился иметь общую границу с Турцией. Населенный преимущественно азербайджанцами Зангезур представлялся прекрасным связующим звеном. Турция помогала Азербайджану, даже флаг которого сначала повторял флаг Османской Турции.

Арменией и Грузией война шла за борчалинский уезд. Когда она разразилась, правительству Армении пришлось уехать из Тифлиса. И хоть Александрополь находился в более выгодном месте, на перекрестке торговых путей, переехать решили в Эривань, потому что там было дальше от границы с Турцией и, следовательно, спокойнее.

Выиграв войну у Грузии, Армения проигрывала Азербайджану, тем более, что тот пользовался поддержкой Турции. Генерал Андраник требовал большего внимания к Карабаху и ситуации на востоке, тогда как большинство в правительстве интересовали западные границы и изыскание возможностей обрести хотя бы те земли, которые входили в состав России. Для очень многих вхождение Арарата в состав Армении было вопросом недель, если не дней.

Андраник, окончательно разругавшись с правительством, отправился в Зангезур, где объявил о создании Армянской Нагорной Республики.

Представляете, какой, говоря нынешним языком, был бардак?

И как интересно наблюдать за тем, как идеи вековой давности, история противоречий того времени повторяются в наши дни. Будто и не было семидесяти лет советского владычества.

Грузия, Армения, история, Кавказ, Азербайджан

Previous post Next post
Up