Forgotten Words. Cut & Paste.

May 29, 2009 15:54





Markey Funk - Forgotten Words
Part 2 - Cut&Paste


Вторую часть микстейпа я посвятил той музыкальной среде, в которой был рождён мой альбом, сделанный полностью из сэмплов музыки, изданной на виниле. Начиная со знакомства с DJ Shadow "Endtroducing......", Mo'Wax и Ninja Tune, я, в то время уже пробующий писать свою музыку, открыл для себя мир музыкального коллажа и манипуляции музыкальными фрагментами, одним словом - сэмплинга. Мне заняло совсем немного времени начать переслушивать отцовские пластинки на предмет интересных сэмплов. Тогда же я стал иногда покупать пластинки и в Минских коммисионках. Когда мы уезжали из Минска, я взял с собой те несколько пластинок, которые уже сэмплировал и которые с удовольствием слушал бы - так началась моя собственная коллекция. В этом микстейпе, как и в первом, мне не удалось вместить всю музыку, которая на меня повлияла, но, так или иначе, мне удалось упомянуть и ключевые треки, и ключевых авторов, и разные технические и музыкальные подходы.

Приятного прослушивания! :)

Треклист с историями:

01. Skalpel "Break In"
Дебютный альбом Skalpel на Ninja Tune и предшествующие ему два EP были для меня ярким примером того, как можно делать музыку на основе конкретной и музыкальной и технической концепции. Это лучшее посвящение польскому джаз-наследию, которое можно было бы сделать. Вместе с тем, их музыка, находясь на той же территории, что и DJ Food, DJ Shadow и многие другие, благодаря используемому материалу, имела особенный неповторимый звук и колорит. Нечто такое, что постоянно напоминает об эпохе варшавского договора. В то время, как сэмпладелия других путешествует по миру иногда даже внутри одной композиции, Skalpel неизменно остаются в Польше.

02. DJ Cam "Hip Hop Pioneers"
"Substances" был первым альбомом, который я услышал после "Endtroducing.....". Он дышал той же концепцией, но звучал совсем по-другому. Две темы с явной индийской эстетикой, абстрактно-джазовая "Angel Dust", джазовые лупы между композициями - наверное, именно благодаря этому альбому я в последствии стал пристальнее вслушиваться в джазовое содержимое коллекции моего отца.

03. Mumbles "Prema's Dilemma"
Калифорниец Mumbles был тем продюсером, о котором я узнал уже относительно поздно, благодаря его коллаборации с Cut Chemist. А когда открыл для себя его альбом S.E.V.A., услышал немало озвученных своих же идей. Это был уже не инструментальный хип-хоп с элементами психоделии, а психоделическая музыка, сделанная на основе сэмлов.

04. RadioTrip "Closer"
С RadioTrip мы познакомились в 2003-м году, когда встретились на отборочном туре диджейского чемпионата. Это, наверное, было одно из самых значительных знакомств за те 10 лет, что я живу здесь. Именно под их влиянием я стал серьёзным диггером. В ту ночь у них дома я услышал невероятное количество сэмплов, использованных DJ Shadow, Fatboy Slim и артистами Ninja Tune, они же загрузили меня несколькими пластинками и идеями для финала. С тех пор мои музыкальные приключения тесно связаны с ними. Я был первым, кто играл материал второго альбома их другой группы - The Apples, за границей. После презентации второго альбома RadioTrip, дома у Офера "Schoolmaster"а, я рассказал про застрявший в процессе сольный альбом, а через полгода, при его же поддержке, альбом был завершён.

05. Subsoniq "Subsoniq EP - Track 4"
Дебютный EP Subsoniq был первым релизом инструментального хип-хопа вышедшим в Израиле. Он же является первым израильским хип-хоп-релизом, вышедшим на виниле. С Ури мы первый раз познакомились, когда вместе с BangLaDeath играли на разогреве у Sole. Тогда у него только вышел полноценный альбом. Общаться мы начали после нашего второго знакомства, устроенного нашей общей знакомой Шарон в том месте на улице Аристобулус, которое он вместе с Итамаром "Spark O" только собирался открыть. Сейчас он уже занимается совсем другой музыкой, растит дочку и управляет одним из моих любимых заведений - "Uganda". А я, после 3 лет поисков и постоянных расспросов, всё-таки нашёл две последние копии его пластинки в Тель-Авивском магазине.

06. Cut Chemist "Spoon"
"Audience's Listening" был самым ожидаемым альбомом 2006-го года. На определённом этапе казалось уже, что этот альбом не выйдет никогда. Но всё-таки это произошло, причём - в очень правильный момент. Альбом оказался отдушиной для тех, кто не услышал сэмпладелии на "The Outsider" DJ Shadow. Плюс, открыл для меня Cut Chemist не как супер-эксперта в брейках и груве со всего мира, каким я его знал уже долгое время, но и как разностороннего музыканта с широким спектром вкусов. Оказалось, что в то время, как Shadow тяготел к мрачной и мелодичной стонер-психоделии, медленным грувам, взрослой лиричности, Chemist был больше приверженцем грязного гаражного звука, быстрых ритмов и тинэйджерской эстетики.

07. Edan "Just Listen"
Думаю, что без его альбома "Beauty and the Beat" врядли я бы пришёл к концепции "Windrose" и врядли стал бы глубже исследовать психоделию вообще. "Just Listen", вышедшая на сборнике Lex Records, была моим первым знакомством с его творчеством. Она же, только в более триповом варианте, открывает вышеназванный альбом.

08. Chief Xcel "Multitude"
Большая любовь к DJ Shadow не могла не привести меня к SoleSides/Quannum Projects. Blackalicious "Melodica" был тем рэп-альбомом, который оформил мои предпочтения в хип-хопе и до сих пор Gift of Gab для меня является лучшим МС в мире. А "Multitude" - единственная инструментальная тема Chief Xcel.

09. Frayker "Threads"
Понятное дело, что когда я понял, из чего сделана музыка Shadow, мне сразу же стало интересно - как звучали оригинальные композиции. В СолСике я находил целые профайлы с систематизированными папками первоисточников. А на просторах интернета существовал единственный блог, глубоко исследующий источники сэмплов Shadow, а иногда - и его ближайших последователей - Fraykerbreaks. Все композиции (а позже - и целые микстейпы) автор блога оцифровывал из собственной коллекции, рассказывая немного и об альбомах, из которых эти композиции были взяты. Однажды Frayker выставил в блоге две собственные темы, а через 3 месяца закрыл блог навсегда. Покопавшись по сети я набрёл на какой0то его профайл, где был указан его электронный адрес. Ни на что не надеясь, я отправил письмо... и через два дня получил ответ... а ещё через несколько писем он прислал мне ссылку на свой альбом целиком в высоком качестве. И этот альбом стал одним из моих любимых и ценных в моей коллекции. Он же, наравне с несколькими другими, вдохновил меня на завершение собственного. Если вы посмотрите в буклете - там заслуженно значится его имя в благодарностях.

10. DJ Shadow "Lost & Found"
Конечно, я не мог не включить композицию самого Shadow. Опус "Lost & Found" никогда не выходил ни на одном альбоме. В нём использован первый сэмпл, который я распознал сам - ударные из песни U2 "Sunday Bloody Sunday" с их единственного альбома, который мне нравится и на котором я вырос - "War". Я долгое время не мог себе и предствить, что эта тема длится больше 10 минут - на кассете нет тайм-кода, а тема проносится, как одно мгновение.

Поверх темы я поставил монолог Grandmaster Caz с секретной дорожки альбома Z-Trip "Shifting Gears". Долго пытаясь отобрать наиболее интересную тему с самого альбома, я всё-таки пришёл к тому, что этот фрагмент по своему весу и значению перевешивает весь альбом целиком. Наверное, это лучшая поэма, когда либо написанная про хип-хоп-культуру.

11. Primal Scream "Trainspotting"
"Trainspotting". Фильм, который не смог для меня превзойти по культовости собственный саундтрек. Заглавная тема долго существовала для меня без картинки, а когда выяснилось, что она озвучивает сцену в парке с пневманическим ружьём, то картинка тем более за ней не закрепилась. Как можно такой глубокий психоделичный блюз-хип-хоп (нет, вы не убедите меня, что это трип-хоп - такого жанра не существует) ставить в такую... мммм... абсолютно непсиходеличную поверхностную сцену?

12. Omid & Nobody "Wading Venus"
С творчеством Nobody я познакомился относительно недавно и уже на волне заинтересованности в психоделии. И хотя его кавер на "Porpoise Song" из моего любимого альбома (и фильма) The Monkees меня не сильно впечатлил, меня по-настоящему зацепил именно его прошлогодний альбом с проектом Blank Blue.

13. Free Design "Where Do I Go (Madlib Remix)"
И ещё один очень важный калифорниец. Пожалуй, то этого ремикса, творчество Madlib для меня всегда было разделено на хип-хоп и джаз, которые никогда не пересекались. А тут он сделал тему, в которой была и психоделичность Quasimoto, и фри-джазовость YNQ, и элементы, которые вообще не встречались в его музыке прежде. При всём моём скептичном отношении к мьюзиклу Hair, помимо того, что версия Free Design сама по себе намного интереснее оригинала, в переработке Отиса Джексона младшего она по-настоящему засияла. Неспроста именно она открывает сборник ремиксов на песни Free Design.

14. Pizzicato Five "Lesson 3003 (Part 1)"
Вот этот трек для меня был... как правильно сказать... откровением. Это был японский шибуя-инди-поп конца 90-х, доведённый до абсурда через безбашенные виниловые манипуляции. Это только пару лет спустя я понял, почему это "Lesson...", когда услышал Double Dee & Steinski. При этом, я думаю, авторы оригинальных "уроков" до сих пор не в курсе существования такого трибьюта. Эта тема навсегда стоит для меня в одном ряду с творчеством Kid Koala, как пример не просто весёлой музыки, а - ОЧЕНЬ весёлой, искрящейся юмором и абсурдом.

15. Pitchshifter "Genius (Luke Vibert Remix)"
Я никогда не слышал оригинала этой песни, потому что после знакомства с ТАКИМ ремиксом, оригинал мне уже был неинтересен. Люк Вайберт, человек-оркестр, который в то время не мог спокойно спать, если не вставит в одну композицию, как минимум, 4 разных брейка. Заняло время понять, СКОЛЬКО сэмплов на самом деле использовано в этом ремиксе. На мой взгляд - прекрасный способ трансформации тяжёлого пауэр-попа в чуть ли не полярный жанр.

16. Coldcut "Atomic Moog (Cornelius Remix)"
Понятное дело, что на вершине сэмплового пьедестала, свесив ноги, вместе с Shadow сидят Coldcut. Но данный ремикс был выбран мною не только по этому. Японец Cornelius от альбома к альбому быть может не потрясает редкими сэмплами, из которых состоит его музыка - он сэмплирует свои инструменты - но его манипуляции сэмплированным материалом иногда выходят за рамки разумного. И этот ремикс, которому уже 11 лет, до сих пор звучит свежо.

В определённом месте я вставил вступление из ремикса DJ Shadow на "Gloaming" Radiohead, в котором он нарезает знаменитую речь Джорджа Буша о необходимости атаковать Ирак, оставляя только ключевые слова, соединяющиеся в ритм: "terror, terror, terrorists, terror.... poisonous weapons, deadly gases, weapons, the instruments of mass death, nuclear, nuclear, nuclear weapons, nuclear program, nuclear scientists... ". Один из интересных примеров звукового коллажа явно политического характера.

17. The Irresisitble Force "Playing Around with Sound"
Одна из моих фирменных фишек Ninja Tune - композиции на образовательную тему. Начиная с "Say Kids What Time It Is" и "Beats and Pieces" и до "Wall Crawling Giant Insect Breaks" и "How to Exercise the Turntable Record Player", эти трибьюты "урокам" Steinski были для меня эдакими гимнами cut&paste-эстетики. Одним из самых красивых из них несомненно является "Playing Around with Sound" - настоящее посвящение романтике манипуляции записанным звуком.

В начале я вставляю бит из трека Attica Blues "Contemplating Jazz" - одной из любимых композиций классического Mo'Wax-саунда. В последствии, использованный в ней сэмпл приведёт меня к одной из любимых песен - Roy Ayers Ubiquity "The Third Eye"

18. Mr Scruff "Chipmunk"
Конечно, как и для многих в конце 90-х, я думаю, знакомство с Mr. Scruff началось с его темы "Fish", которая, кстати, была НАСТОЯЩИМ хитом на минском радио "Стиль" в 98-м году. Оттуда же я узнал об одном из би-сайдов - "Chipmunk", простенький мотив которого надолго засел у меня в голове. Какова же была моя радость, когда я обнаружил этот трек на CD-версии дебютного альбома Скраффа "Keep It Unreal", и каково же было моё огорчение, когда выяснилось, что в виниловой версии он всё-таки не включён.

19. DJ Vadim "Heads Still Ain't Ready"
Vadim периода 95-96 годов для меня по прежнему остаётся загадкой. Откуда брался этот абстрактный саунд? Как он пришёл к применению эстетики musique concrete в хип-хопе? Было ли это намеренное возвращение хип-хоп-музыки к её техническим истокам? Вообще, была ли такая глубокая концепция в этой ни на что не похожей музыке или это была случайность? Что есть "вертикальная теория" и была ли в действительности такая теория? Все эти вопросы я хотел бы задать самому Вадиму при нашей следующей встрече.

20. Portishead "Biscuit"
"Dummy", наверное, был первым альбомом, подтолкнувшим меня вообще в сторону хип-хопа. Правда, тогда я слабо это осознавал. А "Biscuit" была одной из любимых песен. В ней была тяжесть и психоделичность той музыки, которую я в то время так много слушал.

21. The Herbaliser "Put It on Tape"
Одним из первых альбомов, с которых началось моё знакомство с Ninja Tune, помимо DJ Vadim "USSR Repertoire", Amon Tobin "Premutation", Funki Porcini "Love, Pussycats & Carwrecks", Clifford Gilberto Rhythm Combination и сборника "FunKungFusion", был "Blow Your Headphones" The Herbaliser. Что самое интересное, в этом альбоме мне больше нравились короткие интерлюдии, чем полноценные темы. В интерлюдиях почему-то было больше грува, а полноценные темы зачастую были слишком джазовыми.

22. Meat Beat Manifesto "We Done"
Пожалуй, логично было бы завершить подобный микстейп именно этой композицией. Прошло много времени до тех пор, пока я осознал, что альбом Meat Beat Manifesto "Subliminal Sandwich" тоже в значительной мере создан из сэмплов. Когда я ознакомился с другими их альбомами, я пришёл к тому, что именно эта попытка сделать альбом в духе Mo'Wax (по словам самих авторов) мне понравилась больше всего. А "We Done" в самом деле является одной из любимых тем, пусть она даже и просто луп.

музыка, music explorer, фото, кино, music, mp3, пластинки, diary

Previous post Next post
Up