Затерянный край

Aug 03, 2011 23:40

Оригинал взят у blog_vinokur в Затерянный край
Мы с женой Ниной, сыном Илюшкой и тремя чемоданами приехали в Израиль в 1990 году.

В 1990 году это был «затерянный край».

Первым почувствовал это Илюша.
Он так беззаботно скакал на одной ножке по аэропорту, в тот момент, когда мы с Ниной кусали ногти, что же мы наделали.

Потом была война в Персидском заливе. Жена шла по улице, вдруг сирена. Она испугалась, побежала… И тут высунулась чья-то волосатая рука, затащила ее в подъезд и втолкнула в тесную комнату забитую марокканской семьей.

Так она и пересидела воздушную тревогу в тепле, полной заботе и безопасности. Среди многочисленных марокканских детей и родственников.

Домой опоздала, я изволновался, а она сказала, что они потом ели и пели, и ей даже объяснили, как делается «танжин» ( баранина с грецкими орехами в глиняных горшочках)… На каком языке они говорили?!.. На языке сердца.

Затерянный край! Когда все были сердечными и равными!



Потом произошло чудо и со мной. Я приехал сюда с тренерской книжкой, (я еще тренер по баскетболу). Кино снимать, конечно, не собирался, без языка, без знания местности, куда мне?!.. И тут появляется Лина Чаплина, прекрасный кинорежиссер, я ее называю, «моей израильской кино-мамой», ведет меня на первый телеканал и меня там берут делать маленький фильм-сюжет… Который я и делаю о девочке Тане. ( о нем в моем посте «Улыбка» ).

Затерянный край! Где тебе просто доверяют и все. Ни диплома, ни фильмов прежних не требуют. Верят на слово. Говорят, иди, снимай.

Снимаю с израильской съемочной группой, с трудом выговариваю 3 слова. Бегаю перед оператором, показываю как снимать… Как рыбак, то так руки, раздвину, то так сожму. Как танцор, то присяду, то привстану…

Не нервничают, успокаивают, выслушивают, снимают.

Так я мучился, пока не появился мой великий друг и спаситель 17-тилетний Шурик и не стал моим языком. Он был со мной все время. Променял на меня и футбол, и подругу, и море. И все удовольствия на свете. Чтобы не отступать ни на шаг и переводить, и переводить!..

Как я благодарен тебе Шурик!.. Впрочем, говорю в вечность… Шурика нет.

В 26 лет он возглавил компанию, был он такой компьютерный гений… устроили они банкет. Встал он сказать тост… улыбался он очень красиво, и вообще был парень, что надо - 185 см, красавец, атлет… только пригубил вино… и тут же упал. Какой-то там сосудик в мозге порвался… Умер он мгновенно. Не мучился.

Трагедия была для всех нас. А для родителей - просто обвал…

Но все -таки, несмотря ни на что - Затерянный край!.. где просты и понятны отношения. Где помогают от души. Без денег.

Я снял этот фильм, приезжаю монтировать его в Иерусалим на телевидение. Сидит в монтажной длинноволосый монтажер, Дани Кац, в круглых очках, похожий на Леннона, курит «Нельсон», самый крутой табак, две пачки в день. Ни слова не понимает (а я без Шурика), ноги лежат на монтажном столе, молодец!..

Такой сухой кивок в мою сторону, я передаю ему пленку, лениво начинает просматривать. Зевает, через каждую минуту. Ненавижу его!..

В этот день ничего не получается. Ночью, я просто от отчаяния, зарисовываю фильм на листе ватмана. Никогда такого не делал. И утром кладу этот лист перед Дани. (Такой бой при «Ватерлоо» со стрелочками, минутами и моими слезами.)

И он по этому рисунку так лениво, начинает фильм собирать… Но в какой-то момент, вижу, настораживается… прижимается к монтажному столу, начинает врубаться, даже сопереживать… То там, то тут подкладывает музыку… и уже заводится!.. Растворяется в моей героине. Она уже и его героиня!.. Вижу, она улыбается, и он улыбается. Она плачет, и он глаз мне не показывает, отворачивается.

Дани-Дани!.. После фильма мы становимся очень близкими друзьями. И я узнаю, что он был наркоманом. И еще каким! Он опробовал все наркотики на свете.
На телевидении его находили без сознания, но не увольняли, из-за великого профессионализма и редкой душевности.

Когда я с ним познакомился, он уже три года был « в завязке». И активно помогал другим выскочить.

«Утрату» он компенсировал тем, что выкуривал по 2 пачки «Нельсона» и съедал «тонну» острейших перцев, у меня уже от одного перехватывало дыхание.

У Дани я буду жить все время, приезжая в Иерусалим, он будет мне показывать ночной город, играть на белом рояле, который стоит у него посреди квартиры… и неожиданно ( также неожиданно) он умрет… в возрасте неполных сорока. Сердце разорвется.

Вот такие дела… Пишу. Не придумываю. И как-то так получается, что уходят друзья.

И все-таки, затерянный край! В котором столько душевности!.. В котором друг - он друг. Который не требует от тебя ничего взамен.

Фильм этот о девочке Тане, которая научилась улыбаться выходит на телевидении. Десяти минутный фильмик, какой -то маленький штрих, сюжет, это тебе не «Титаник»… И тут я действительно понимаю, что попал в затерянный край.

Мне звонят люди, не переставая, до 2-х, 3-х ночи!.. Клянусь, не вру!
Мой Шурик не отходит от телефона, переводит беспрестанно.

Люди растроганно, очень искренне говорят, - Какое счастье, что вы все приехали!.. Как тебе здесь?! - спрашивают, - Как Танечке?!.. Не нужна ли помощь?!.. Если нужна, то вот мой телефон!.. Улыбается она или нет?!.. Пусть всегда улыбается, у нее такая улыбка!..

Такое было в России, наверное в 60-е поэтические… но в 90-е все смыло волной «свободы», я не знал, и не думал, что такое еще возможно!..

Затерянный край!.. Где все возможно!

Но…

Прошло всего лишь три года…

И вот уже я, работник телевидения, еду снимать очередной сюжет. Договорился с героем, что приеду утром. Едем. Я готовлюсь. А оператор мне говорит, - Прежде всего мы завтракаем. И не торопясь. Я ему, - нас ждут, Илан, ты же дома поел. Прошу ребят, - Ребята, позавтракаем после съемки. А Илан мне говорит, - нет, типа того, что плевал я на твоего героя, деньги нам на завтрак выделены, профсоюз за нами… И, что самое главное, все с ним соглашаются, вся съемочная группа…

Следующая съемка… Снимаем на центральной улице Тель-Авива… прошу оператора Ниньё, ( даже помню, как его зовут!) поснимать так, как я хочу, а он говорит, - я сам знаю, как снимать. Я настаиваю, говорю, что я все-таки, режиссер, а он так смотрит на меня и подбрасывает камеру стоимостью 60 тысяч долларов в воздух… и она летит на асфальт… слава богу, во вратарском броске ассистент оператора ее ловит…

Еле уговариваю оператора снимать… Знаю, его никто не уволит - он здесь на постоянной работе, а я - приходящий режиссер, мне надо зарабатывать на жизнь. Опять же, за него профсоюз, за меня никто.

Еще несколько таких случаев… и я ухожу с телевидения.

Всё бросаю.

Ухожу мыть посуду в кафе «Апропо», которое стоит на бойком месте между двумя театрами…

Деньги никакие, в маленькой комнатке раскаленная моечная машина, бывает до 60-70 -ти градусов… грязная посуда, все торопят… но в редкие минуты тишины, здесь рай.

Здесь стоит мой магнитофончик. Я слушаю Высоцкого , классику, битлов. Здесь лежат мои книжки, - перечитываю Булгакова…обожаю Довлатова…

Честное слово, вспоминаю это время, как райское.

Но так долго продолжаться не может… Это, как передышка в пути…

Растет эго вокруг. Растет мое эго. Не дают покоя вопросы, - Как жить?!.. Для чего?!..

Меня гонит дальше.

И сопротивление тут бесполезно.

Мои растущие желания вытаскивают меня из уютной моечной и бросают в новую жизнь.

В которой я пройду и автокатастрофу, чудом выживу, благодаря моему Учителю , получу израильский «Оскар», наснимаю всяких фильмов… много всего наделаю…
… в этом абсолютно другом, безжалостном, конкурентном, эгоистическом мире.

Который с каждым днем будет меняться…пока не приведет в тупик.

В котором мы и живем сегодня.

Да, мы в тупике.
Возвращения в «затерянный край» не будет.

Но это тупик замечательный. Он перед следующей нашей ступенью, которую мы обязательно должны взять.

Мы должны научиться жить в глобальном мире.
Прежде осознать, что мир глобален. А потом научиться жить в нем. Вместе.

Это придет не сразу.
Пока я смирюсь, что кто-то рядом, и я должен уважать и дорожить им.
Заботиться о нем.
Сопереживать.

Эта непростая, кропотливая учеба по изменению себя.
Когда выясняется, что не надо менять мир вокруг, надо измениться самому.

Previous post Next post
Up