May 18, 2012 15:55
Одно из обвинений, которые иногда слышат поклонники продукции Apple в свой адрес - обвинение в вытеснении истинных желаний ложными. "Я не могу купить квартиру, так куплю же новый планшетник!" - так "реконструируют рассуждения эппловцев" отдельные некоторые их оппоненты. Также поклонников покойного Джобса называют сектой, эпплозомби и другими словами, иллюстрирующими, как бережно относятся в нашей стране к ценности чужого мнения, но сейчас речь пойдет не о них.
Итак, почему в сознании многих людей кажется столь важным приобрести квартиру и машину, а не тот или иной гаджет? Перегревание рынка недвижимости - настолько сильный национальный тренд, что квартира в доме советской постройки в среднем провинциальном городе стоит столько же, сколько дом на побережье европейского Средиземноморья. Если же человек начинает направлять свои ресурсы в иное русло, нежели приобретение недвижимости (если один фетиш российского сознания - автомобиль, но о нем позднее), это расценивается как вызов.
Принято хвалить эппловских специалистов по маркетингу за создания непреодолимо прекрасного образа продукции в головах их верной target group. Между тем, стоило бы задаться вопросом, кто создал столь же притягательный образ недвижимости в российском городе в сознании другой целевой аудитории? Современный российский рынок недвижимости, если взглянуть на него трезво, представляет собой финансовую пирамиду, сродни американским векселям. Все знают, что, в силу неведомых обстоятельств, цены на недвижимость в Москве и Саратове почти всегда растут быстрее цен на акции и золото, и потому ее выгодно покупать. В мире кризис, но жилье дорожает, в Москве беспорядки и нестабильная политическая ситуация, но жилье дорожает, население сокращается, но жилье дорожает, умножаются транспортные проблемы, но цены на жилье лезут вверх как альпинисты-маньяки. Понятно, что жилье дорожает оттого, что его покупают, а покупают его оттого, что оно дорожает. Разумеется, если вам негде жить, или ваши жилищные условия плохи, вам необходимо купить себе квартиру или дом, это нормально. Но покупать себе, детям, впрок, "чтобы сдавать" и "на всякий случай" - вот где таится глубокое душевное нездоровье общества. Рано или поздно мы проснемся в России, где замкнутый круг таки порвался, и квартира в Химках, которая позавчера стоила как остров, будет стоить... как три планшетника.
Не знаю, как вам, а мне в школе объясняли интересную разницу между богатством и капиталом. Богатство - это N ценных предметов/денежных единиц, которыми ты владеешь, ничего с ними не делая. Можешь показать гостям. Или воспользоваться, когда настанет "черный день". А капитал - это ресурсы, которые ты инвестируешь, получая взамен новые ресурсы. Те, кто на сломе формаций поняли разницу между богатством и капиталом, получили хороший флаер в новую жизнь, а кто не понял - плохой. Сейчас нам предстоит понять разницу между инвестицией в "что" и инвестицией в "как". Инвестиция в предмет, который лежит и дорожает - это путь в никуда. Инвестиция в гаджет, который даст возможность делать что-то лучше, чем прежде - это... Ну, вы поняли :)
Прим.: автор этого текста владеет квартирой, но не владеет ни одним предметом, выпущенным Apple.