Архипелаг гуляк

Aug 31, 2010 00:23

Как и обещал, начинаю публикацию бесед с Дмитрием Гусаковым.

Архипелаг гуляк

Серию встреч с Дмитрием Гусаковым мы решили начать с разговора о Соловках: с одной стороны, Дмитрий совсем недавно баллотировался на пост главы островов и сможет рассказать о жизни на «святой земле» изнутри, с другой - почему бы не поговорить с умным человеком о вечном?


 Снято в июле 2009, когда я был от ЖЖ на Соловецкой регате

Марк Иланский: Дима, чем тебя привлекают Соловки?
Дмитрий Гусаков: Лично для меня Соловецкие острова - это феномен. Здесь всё пронизано уникальностью.
Например, уникальный климат, который позволяет выращивать на зоне, приравненной к районам Крайнего Севера, почти любые растения и разводить почти любых животных. Ты знаешь, что до революции - а мне об этом рассказывала свидетельница этих чудес Ксения Петровна Гемп - на архипелаге выращивали вишню, яблони, разводили южных животных? Гемп была потрясена великолепием Ботанического сада. Лично я бы хотел, чтобы чудеса природы вновь поражали воображение соловецких гостей.
Уникально здесь само вмешательство цивилизации в природу. Население Соловков - люди по-настоящему самобытные. Монахи и обычные люди приспосабливались к отсутствию электричества, связи с большой землёй, продуктов питания, инструментов и материалов для строительства. Приспосабливались к смене погоды по восемь раз в день, к осаде царской армией, к атаке англичанами, к насилию во времена ГУЛАГа, к действиям неадекватных глав поселка.

М. И.: Я так понимаю, политики в нашем разговоре не избежать. Так что говори самое острое и очень быстро. Мы ведь не заинтересованы в том, чтобы читатель подумал, что это политический заказ.
Д. Г.: О, Марк! Мне очень приятно, когда интервьюер защищает интересы читателя, однако повода думать, что наши встречи - политзаказ, не дам. Только личные наблюдения, опыт, мысли. Теперь я даже не в партии, так что тебе не составит сложности стоять на страже читательского интереса.
А про глав Соловков рассказывать можно долго.

М. И.: Нам бы вкратце про последних трёх мэров услышать. Если есть смысл.
Д. Г.: Два срока тому назад на пост главы Соловков был избран обычный электрик из посёлка. Недолго думая, он, используя государственный ресурс, отстроил себе гостиницу, а теперь обеспечил себе жизнь: днём работает в этой гостинице инженером по эксплуатации здания, ночью - сторожем. Живёт и не тужит.
После него выбрали учительницу по истории. Эта дама не столько ушлая, сколько странная. Пригласила она, например, как-то особо важных персон - уважаемых, заслуженных врачей на какой-то консилиум, посвященный решению медицинских проблем на Соловках. В назначенный день врачи приезжают - их никто не встречает. Приходят в мэрию - никого. Через секретаря звонят ей, а в ответ слышат: «Ой, мне некогда, я ушла в лес за грабами». И таких историй здесь тьма.

М. И.: Действительно уникальное поселение!
Д. Г.: Теперь главой Соловков стал глубоко уважаемый мною Михаил Лопаткин. Это грамотный человек, который действительно умеет руководить. Его соловчане любят, однако некоторые высказывают недовольство. Всё дело в том, что когда Лопаткин был директором музея, он организовал работу музея так, что в нём работало полпосёлка. То есть люди были трудоустроены, получали зарплаты и могли себя обеспечить. Михаил Васильевич ушёл, директором музея стал сам настоятель монастыря, зарплаты снизились, штат сократился, вот люди и плачутся: другой работы нет, жить на что-то надо.

М. И.: Получается палка о двух концах. Умного главу надо? - Надо. Работать? - Тоже надо.
Д. Г.: Я с соловчанами говорил лично на эту тему. Они хотят, например, чтобы заместитель главы тоже сменился. (Сейчас на этой должности учительница по истории Луговая.) Пока этого не произошло. Тоже повод для недовольства.
Хотя я, как специалист по политическим технологиям, в способности Лопаткина наладить дело уверен. Он составил для Соловков адекватную программу развития, население ему доверяет, он смог привлечь на остров деньги.
Его, пожалуй, можно было бы сравнить с Вениамином Гавриловичем Поповым. Тот, не жалея сил и собственных средств, отстроил Архангельск. Этот обладает не меньшим потенциалом и успешно претворяет его в жизнь. Другое дело, всё сразу не сделаешь, требуется время.


 Солнечные часы во дворе Соловецкого кремля

М. И.: Ты сказал, что настоятель монастыря занимает ещё и должность директора Соловецкого музея. Как это возможно?
Д. Г.: Это ещё один соловецкий феномен. Разделение обязанностей и полномочий в Соловецком монастыре, который в то же время представляется и Соловецким музеем, прописано на государственном уровне: что-то отдано Русской православной церкви, что-то - Министерству культуры. Но представителем и руководителем обеих сторон действительно является один и тот же человек. Настоятель Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий Шутов пишет заявление на имя директора Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника Владимира Викторовича Шутова. Далее Владимир Викторович Шутов «рассматривает» заявление и ставит резолюцию или отказывает архимандриту Порфирию Шутову, то есть себе же.

М. И.: Ну, тут меня ввести в заблуждение сложно. Я не так давно был на Соловках и отметил, как неплохо оснащён музей и как бедствует сам посёлок. Контраст, что называется, хрестоматийный.
Д. Г.: Нет, я ни в коем случае не умаляю достижения музея. Это не игра в «хорошо-плохо», это ситуация «плохо - ещё хуже». Администрация области абсолютно не уделяет внимания муниципалитету. Посёлок действительно находится в плачевном состоянии. А музей просто делает шаг назад в своем эволюционном пути. Все надежды на успешное правление Лопаткина и вмешательство Божие, ведь архипелаг - православная святыня!

М. И.: Кстати о святыне. Есть ли у тебя цифры, сколько паломников приезжает на остров?
Д. Г.: По моим данным, в год Соловки посещает около 37 000 человек. Сколько из них паломников, сказать не берусь. Но, следует полагать, большинство.

М. И.: 37 000 человек - такова приемоспособность Соловков?
Д. Г.: На настоящий момент да. Но, думаю, эту цифру можно было бы запросто увеличить вдвое. Для этого нужно провести ряд мероприятий, о которых я хотел бы рассказать подробно. Давай в следующий раз?

М. И.: Давай продолжим в следующем номере.
Д. Г.: Я проанализировал и пришёл к выводу, что ещё примерно 40 000 человек ежегодно не могут попасть на Соловки в силу технической неоснащенности туристической зоны...

М. И.: …ты очень точно подметил: техническая способность - не единственное препятствие по привлечению денег в Соловецкие острова.
Д. Г.: Соловки - это действительно туристическая мекка. Но мекка запущенная, не такая привлекательная, как прежде. Чтобы привлечь сюда людей, нужно создать что-то беспрецедентное, чтобы люди, попав сюда, почувствовали, как когда-то Гемп, что они попали в высшей степени странное место, в своего рода Атлантиду. На Соловках можно завести пингвинов, страусов, верблюдов, в одном из озер разводить лебедей, устроить соболье хозяйство. Чтобы люди хотели увидеть это чудо природы. Ведь главное - это всё осуществимо. Соловецкий климат позволяет это сделать. Монахи в своё время здесь выращивали и арбузы. Думаю, что чудо-Соловки - замечательная идея, и она-то как раз привлечёт дополнительных туристов.

М. И.: А нужны ли эти дополнительные туристы? Не оставить ли остров религиозно настроенным людям и «сочувствующим»?
Д. Г.: История Соловков - это история плодотворного сосуществования монахов и мирских людей. А если заглянуть в историю, то мы увидим, что до монахов здесь тысячами лет жили язычники, и ничего. Это земля всех. Не нужно ограничивать потоки приезжающих. Это неправильно - не воспользоваться имеющимися ресурсами и убить великолепную идею по созданию чудо-острова.

М. И.: Звучит несколько навязчиво.
Д. Г.: Это только идея. Навязчивость идее нужна, чтобы её воплотить, не остановиться на полпути.

М. И.: Я ещё не всё любопытство удовлетворил относительно Соловков. Осталось много вопросов по поводу местных жителей, жилья, магазинов, досуга, инфраструктуры в целом. Закончим в следующий раз?
Д. Г.: Без проблем! Соловки - тема действительно не одного разговора. Отвечу на любые вопросы, связанные с Соловецкими островами.

Продолжение в следующем номере...


 Паломница у Петербургской гостиницы рядом с Соловецким кремлём, где мы жили

статьи, Гусаков

Previous post Next post
Up