Три месяца назад я публиковал письмо Патриарху, написанное прихожанами Архангельской епархии. И вот, не поверите, прихожане соседней епархии - Нарьян-Марской и Мезенской - написали уже своё письмо Патриарху, даже русское доменное имя соответствующее ему присвоили: писмьопатриарху.рф.
Непосвящённым поясню, что прежде епархия Архангельская и Мурманская была усечена до Архангельской и Холмогорской (другими словами, отделили Мурманскую область), а теперь вот эту, уже усечённую, сделали митрополией, разделив на три отдельные епархии: 1. Архангельскую, 2. Котласскую, 3. Нарьян-Марскую и Мезенскую. Всей митрополией управляет митрополит Даниил, прибывший в Архангельск из Сахалина (ну, везёт Архангельску на дальновосточных управителей, не только духовных, но и светских).
В этом свете у меня вызывает вопросы правление митрополита. Прихожане уже двух его епархий ищут правды у Патриарха. Следующее письмо ждать от православных христиан Котласской епархии?
Интересна мне эта история по двум причинам. С одной стороны, речь об епархии митрополии, история которой мне знакома до боли зубовной. С другой, не каждый день прихожане пишут раз в квартал Патриарху. Видимо, что-то действительно тут не так. Притом что я ни в коем случае не вменяю эти сетования прихожан в вину самой Русской Православной Церкви, но считаю правильным разобраться именно с конкретным случаем, который оттеняется на репутации Церкви.
Это понятно, в том числе, и из такого систематического несогласия митрополита Даниила с политикой РПЦ, пастырем и послушником которой он приходится. На своём последнем епархиальном заседании управляющий делами Московской патриархии митрополит Варсонофий призвал пастырей и архипастырей отказаться от использования люксовых автомобилей:
В контексте пристального внимания СМИ к духовенству считаю важным затронуть вопрос о целесообразности использования священниками автомобилей выше среднего класса. Этот вопрос непраздный, как кому-то может показаться на первый взгляд. Мы живём не в Западной Европе, где такая проблема отсутствует, а в России, большая часть населения которой живёт всё ещё бедно и естественно обращает внимание на быт священника. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в тот же интернет, и особенно блогосферу. <...> Не вдаваясь в подробности их происхождения: подарок ли это от знакомых, родителей или еще что-либо, хочу предупредить, что при начислении взносов с прихода в епархиальное управление, где служит или является настоятелем такой священник, упомянутые факты будут учитываться. Также стоит мне подумать и о возложении дополнительного послушания на таких священников, как имеющих таланты успешно работать со щедрыми людьми. Достаточно в епархии имеется примеров скромного отношения духовенства к собственному быту. Председатель социального отдела протоиерей Николай Брындин, при внушительных физических данных ездит на «Оке», не думаю, что у отца Николая нет возможности передвигаться на более комфортабельном автомобиле. <...> Неприятные случаи часто происходят с теми священниками, которые вместо служения Богу начинают служить себе, своему достатку, излишнему комфорту, забывая, что Христос, прообразом которого они являются, пришел послужить людям и отдать за них свою жизнь. Такие пастыри вместо носителей света становятся великим соблазном для окружающих. Во избежание сугубо мирских увлечений, священнику необходимо проявлять заботу о чистоте своего сердца. Он должен вести непрерывную духовную брань с возникающими в душе греховными помыслами, усмирять и порабощать своё тело (1Кор. 9, 27), распинать плоть свою со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24), «духом ходить» и не исполнять вожделений плоти (Гал.5, 16-17), как заповедует святой апостол Павел. По слову св. праведного Иоанна Кронштадского: «Все дела и поступки пастыря должны быть чисты, светлы, назидательны, так что бы смотря на них, пасомые сами бы зажигались бы Божественную ревностью, стремясь к нелицемерному Богоугождению». (Полный текст.)
При этом опекаемый Варсонофием митрополит Даниил считает, что слова управделами патриархии относятся к другим пастырям. Ему комфортно и за рулём переданной неведомым чином наследия от человека, потерявшегося в уголовном преследовании, машины. (На этом автомобиле раньше ездил помощник губернатора, тоже приехавшего в Архангельскую губернию из Дальнего Востока, которого теперь след простыл, только машина и осталась. С крутым номером, который недвузначно даёт понять, что за рулём сановник высокого полёта. Наверное.)
Очень хотелось бы взять интервью у митрополита Даниила. Буду рад приглашению. Это и от него отведёт чёрную тень, и среди прихожан внесёт ясность. Может быть.
Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу прихожан Богоявленского храма Нарьян-Марской и Мезенской епархии Архангельской митрополии
ОБРАЩЕНИЕ
Мы заранее просим у ВАС прощения за то, что обращаемся к ВАМ через интернет, но мы вынуждены это сделать по трём причинам.
Без нашего ведома и желания эта история уже попала в интернет. Сначала Нарьян-Марская епархия сделала несколько публикаций, которые привели нас в шоковое состояние. Потом неизвестный нам Сергей Спасенников взялся рассказывать Миpy о том, что произошло с нами, с нашим приходом и с нашим батюшкой. После чего началось глумливое и предвзятое обсуждение в блоге Игоря Гаслова.
В сложившейся ситуации мы хотим напрямую донести до ВАС, ВАШЕ СВЯТЕЙШЕСТВО, то, чему мы стали свидетелями. Однако у нас нет таких знакомых, которые могли бы передать наше письмо лично ВАМ из рук в руки, а простые письма, отправленные по почте в Патриархию, или не доходят до ВАС или остаются без ответа.
ВАШЕ СВЯТЕЙШЕСТВО!
Мы потрясены ситуацией, сложившейся в нашей епархии и отношением руководства Архангельской митрополии к протоиерею Антонию Антипову.
Протоиерей Антоний Антипов прибыл в наш край в 2003 году. За это время восстановил несколько храмов. Провёл огромную просветительскую работу: организовал воскресную школу, преподавал в ней, выступал с публичными лекциями перед общественностью, вёл православную программу на местном телевидении. С миссионерскими поездками побывал во многих сёлах и островах Российского Заполярья.
В 2007 году отец Антоний тяжело заболел. Врачи выявили у него опухоль мозга. После более-менее удачной операции отец Антоний принял решение вернуться в Нарьян- Мар, чтобы продолжить своё пастырское служение. К этому времени семья батюшки жила в Санкт-Петербурге, потому что матушка и три дочки не смогли адаптироваться к нашему климату и непрерывно болели. Отец Антоний, когда у него появлялась возможность, навещал своих родных, но упорно продолжал служить Богу и Русской Православной Церкви в Нарьян-Маре.
Мы не знаем, как сам батюшка оценивает своё решение остаться после операции у нас, но в последние годы мы видели в его решении настоящий подвиг православного пастыря. За что ему низкий поклон! Да воздаст Господь ему и его семье сторицей за всё добро, которое они успели для нас сделать!
В начале 2012 года, после решения Священного Синода о преобразовании Архангельской епархии в Архангельскую митрополию с выделением Нарьян-Марской епархии, отец Антоний обратился к митрополиту Даниилу (Доровских) с вопросом: где ему теперь лучше служить? Отец Антоний был готов к любому варианту: остаться в Нарьян-Маре, переехать на любой приход Архангельской области или уехать к семье в Санкт-Петербург. Владыка Даниил сказал однозначно: «Отец Антоний, как же мы без тебя будем в Нарьян-Маре?! Ты же будешь первым помощником новому владыке!»
Когда в начале марта 2012 года епископ Иаков прибыл в Нарьян-Мар, отец Антоний незамедлительно уступил владыке Иакову квартиру в церковно-приходском доме, где ранее проживал сам. Владыке были переданы антиминсы, церковная утварь, документация, печать прихода, денежные средства и ключи.
8 марта 2012 года распоряжением владыки Иакова отец Антоний был освобождён от должности настоятеля нашего Богоявленского храма и одновременно назначен секретарём Нарьян-Марской и Мезенской епархии. Около месяца отец Антоний сопровождал владыку по епархии и знакомил с власть имущими и благотворителями.
Спустя месяц, 13 апреля 2012 года, по непонятным причинам отец Антоний был освобождён от должности секретаря Нарьян-Марской епархии, исключён из штата Богоявленского собора и направлен для совершения Пасхальной службы в село Несь.
ВАШЕ СВЯТЕЙШЕСТВО!
В село Несь можно добраться только самолётом Ан-2 или вертолётом. Перелёт очень трудный и занимает 3-4 часа. Мы понимаем, что наши православные братья и сестры из села Несь тоже нуждаются в пасхальной радости, но зачем же было посылать тяжело больного человека? Как бы то ни было, отец Антоний со смирением принял решение владыки Иакова и полетел в Несь. Эта поездка забрала у него много сил; после перелёта отец Антоний потерял сознание и едва смог закончить Пасхальную службу. Поездка в Несь ухудшила и без того слабое здоровье батюшки.
Едва отец Антоний вернулся в Нарьян-Мар, как ему было объявлено, что отныне постоянным местом его служения будет село Несь. Служа в Нарьян-Маре, отец Антоний был вынужден постоянно наблюдаться у врачей и получать квалифицированную медицинскую помощь. В далёком селе такой возможности нет. Для лечения серьёзных заболеваний пациентов направляют в окружную больницу. Госпитализация производится с помощью санавиации, и напрямую зависит от метеоусловий. Таким образом, нелётная погода может в нашем случае принести много беды.
Сказав владыке Иакову о необходимости срочной госпитализации для восстановления здоровья, отец Антоний получил ясное пожелание покинуть церковно -приходской дом. Случилось это в ночь с 18 на 19 апреля 2012 года. Эту ночь отец Антоний спал в автомобиле. Утром был госпитализирован и с тех пор не перестаёт болеть.
В церковно-приходском доме осталось его личное имущество, библиотека, подрясники, сшитые по размерам его тела, но всё это было экспроприировано епархией. Из-за отсутствия профильного лечения в городе Нарьян-Маре, отец Антоний был переведён для дальнейшего обследования и лечения в город Санкт-Петербург. Об этом он уведомил владыку Иакова 7 мая 2012 года. Ответа не последовало, хотя все контактные данные отца Антония есть в канцелярии Нарьян-Марской епархии.
Дважды пытался отец Антоний связаться с владыкой Иаковом по телефону, чтобы рассказать о себе. По иронии судьбы в первый раз ему ответили, что «Преосвященнейший совершает миссионерскую поездку на Курилы», а во второй раз, что «Его Преосвященство уехал на Северный полюс». В последнее время у нас уже не появлялись вопросы: а почему никто из руководства епархии просто, по-христиански, не проявит интереса сам?
Последним ударом для всех нас стало размещение на сайте Нарьян-Марской и Мезенской епархии распоряжения о запрете в священнослужении протоиерея Антония Антипова от 29 августа 2012 года.
ВАШЕ СВЯТЕЙШЕСТВО!
У нас сплошные вопросы!
Почему митрополит Даниил повёл себя так коварно? Почему он не перевёл или не отпустил отца Антония сразу? Почему владыка Иаков сначала сделал отца Антония секретарём епархии, а потом, когда отец Антоний познакомил владыку с власть имущими и благотворителями, когда в руках владыки оказались все документы, финансы и другие приходские активы, то отца Антония отправил с глаз долой? Почему владыка Иаков, узнав, что отец Антоний из последних сил служит Богу и Церкви, продолжал настаивать, чтобы тот ехал в Несь, зная о его страшном диагнозе? Почему владыка Иаков выставил отца Антония посреди ночи из церковно-приходского дома? Почему никто из епархиального управления не проявил ни малейшего интереса к судьбе отца Антония? Почему отец Антоний не получил ответа на свои рапорты, в которых извещал владыку о состоянии здоровья и о том, где и как проходит его лечение? Почему надо было запрещать в служении и позорить на сайте епархии священника, который верой и правдой служил Богу и людям около 10 лет? Почему было нельзя вывести отца Антония за штат и позволить ему перейти в другую епархию, где он мог бы служить в меру своих сил и возможностей? Наконец, почему митрополит Даниил, увидев, что происходит, не вмешался, не поправил ситуацию?
ВАШЕ СВЯТЕЙШЕСТВО!
Здоровье отца Антония всегда было слабым, но всё происшедшее окончательно расстроило его! А ведь у отца Антония трое детей, оба родителя - инвалиды, сам отец Антоний получил инвалидность! Мы на грани отчаяния.
Неужели никто в руководстве Русской Православной Церкви не может понять, что один такой случай способен навсегда обесценить все слова епископа Иакова, митрополита Даниила о милосердии, прощении, жертвенности, христианской любви? ВАШЕ СВЯТЕЙШЕСТВО, мы просим ВАС с милосердием отнестись к нашей просьбе разрешить отцу Антонию с миром покинуть наш край, которому он отдал лучшие свои силы. ВАШЕ СВЯТЕЙШЕСТВО, простите за дерзость, но ситуация заставляет нас действовать!
Прихожане Богоявленского храма Нарьян-Марской и Мезенской епархии Архангельской митрополии