На самом деле рецензия не совсем на фильм «Рок волна». Было бы слишком просто: великолепная актерская игра, искрометный британский юмор, замечательная режиссура. Я бы хотел написать рецензию сразу на три фильма. Это (в порядке появления на экранах): «Плакса», «Стиляги», «Рок волна».
Я выделяю из множества фильмов, затрагивающих рок, джаз и рок'н'рол именно эти три, потому что они фактически идентичны. Важно понимать, что это не ремэйки, не плагиат, а три фильма, отражающие явление адаптации «свободной» музыки в своих странах: Америка, Советский Союз, Великобритания.
Три страны. Разная история, разная культура, разный менталитет, но музыка, которая перевернула сознание простого гражданина и сделала из него «грязнулю», «стилягу», «рок’н’рольщика» одна. Отсюда у этой музыки и появился характер протеста. Это - веянье свободы, которому безразличны режимы, революции, войны, вероисповедания, дебаты и мировые биржи. Это - фильмы про людей, чьими богами всегда будут Майлз Дэвис, Элвис Пресли, Джимми Хэндрикс.
События этих фильмов - это не меньший по важности этап истории, чем смена глав государств. Это - революция сознания, открытый вызов консерваторам.
Определенно главным героем является музыка. Любого человека можно остановить, но нельзя остановить никакой силой музыку. Ее не запереть в тюрьме и не запретить. Она всегда вырвется и потянет за собой все новые и новые поколения. Красноречивее всего это показано как раз в «Рок волне», когда Граф в студии утопающего корабля вещает с запрещенной радиочастоты, что никогда и никому не истребить их, что на смену придет новое радио, новые музыкальные коллективы и это неизбежно.
Сейчас, насколько я знаю, в России пытаются запретить или уже запретили (я не особо слежу) готов и эмо. Смешно. Очень хорошо по этому поводу высказался известный журналист Сергей Доренко: «Да, замечательно, запретить их всех к чертовой матери. И кому они нужны эти готы и эмо, все правильно, только вот не знаю, как быть с тем, что я несколько лет назад сам с длинными волосами и гитарой бегал?».
Кстати, о «Рок волне», мне безумно понравился персонаж Боб. Это человек, который живет этой музыкой и не интересуется совершенно ничем, кроме нее. Лучший кадр фильма - это тонущий из-за тяжелой коробки с пластинками в руках Боб, которого с трудом уговорил бросить ее собственный сын. И даже в момент, когда он ее бросает, и из нее начинают выплывать диски, он не собирается наверх, а принимается ловить пластинки, чтобы спасти хоть что-то.
Для нас все эти события актуальнее всего, так как произошли они в России чуть ли не на наших глазах. Забавно, что только в России момент протеста актуален до сих пор, так как и сейчас без особого труда можно получить по голове «за длинные волосы» (вспоминаем моменты с разрезанием одежды в «Стилягах»). Поэтому, наверное, своеобразных, боюсь этого слова, стиляг у нас до сих пор навалом.
Я сам давно уже забыл свой неформальный вид, но такие фильмы дают мне вспомнить себя в школьные годы. Как я в те времена с Ромой (
vorona_the_ugly), закатав до колен штаны, с настойкой в руке посреди речки орал любимые песни, как с ним же и двумя товарищами мы пьяные в хлам, зимой, гуляя от Ботаники до площади, на елку, прокричали, наверное, весь репертуар Цоя, как после школы мы шли не в паб и не на бильярде играть, а брали водки, парня с гитарой и вечер становился идеальным, как нам жалко было людей, которые никогда не знали подобного рода удовольствия (за эти строчки от Ромы потом получу по голове, наверное).
Эти фильмы важны хотя бы для того, чтобы человек смог вспомнить, что он когда-то был абсолютно таким же, что в рваных джинсах он бегал гораздо раньше, чем начал статно носить костюм тройку. Со стороны смотреть забавно, но это молодость наших отцов, наших учителей, наших друзей, зачастую, наше прошлое, а, может, и настоящее.
Мир - детская площадка. В детстве ты это знаешь, а с возрастом начинаешь забывать (с) «Всегда говори Да»