Завещание Кафки

Jun 08, 2012 09:30

4 июня завершилось предварительное расследование по «делу PUSSY RIOT», связанному с известными событиями в Храме Христа Спасителя. Рядом существенных соображений мы, сторона защиты PR, в виду особого общественного интереса к этому громкому делу, считали бы нужным поделиться с читателями.
Итак. Это дело началось, как «политическое», так оно продолжалось по ходу трехмесячного следствия, и окончится оно, несомненно, политическим же решением. Власть использовала недовольство Церкви, русской провинции (мало знакомой с деталями событий 21-го февраля в ХХС), ангажированного истеблишмента в собственных утилитарных целях. За две недели до президентских выборов 4 марта, главному кандидату определенно требовалось продемонстрировать политический патернализм, приверженность традиционным идеологическим установкам и легко уловимый антизападный дух. Дело PR пришлось, как нельзя, кстати, в период «борьбы за легитимацию» институтов авторитарной системы. В этом смысле профессиональная чистота и правовая безупречность для решения «проблемы PUSSY RIOT» для органов следствия (впрочем, и суда) имели второстепенное значение. Три этих месяца, с немногочисленными процессуальными действиями (напомню, что девушки отказались от дачи показаний), судами по избранию меры пресечения и последующих безуспешных обжалований защитой в Мосгорсуде решений судов первой инстанции, убедили в пристрастности и известной предрешенности судьбы Нади-Кати-Маши. Практически все ходатайства адвокатов судами отклонялись, следователи отводили вопросы даже и на тех очных ставках, что предполагали пусть и незначительный процессуальный обмен мнениями со следствием и потерпевшими. Это неслучайно, поскольку предварительное задание, стоящее перед следствием и судом, не предполагает не только состязательности и процессуальной независимости сторон, а скорее наоборот - вся машина государства (с судами, следствием, прокурорами, изоляторами, подцензурными СМИ) обязана противостоять горстке адвокатов и поддерживающих их активистов из групп солидарности с PR.
Следствие с самого начала использовало нахождение фигуранток дела под стражей, в СИЗО №6, как инструмент давления, с целью заставить весьма строптивых феминисток раскаяться и дать признательные показания. Причем, жаловаться на неприхотливые условия содержания девушек из PR было бы не вполне справедливо. Администрация тюрьмы старалась максимально аккуратно помогать стороне защиты в решении текущих проблем, испытывая, притом, давление со стороны заинтересованных в исходе дела конкурирующих правоохранительных структур. Все эти проблемы начальству СИЗО были определенно не к чему и потому их пристрастное отношение к участницам PR, скорее было на пользу, чем во вред.
Что дальше? С 7 июня адвокаты Толоконниковой, Самуцевич и Алехиной начинают знакомиться с 7-томным уголовным делом. Определенно, что процесс этот будет растянут на несколько месяцев, поскольку детали этого дела, требуют скрупулезного изучения всех находящихся в деле материалов. Самыми существенными являются выводы трех психолого-лингвистических экспертиз, которые диаметрально противоположно отвечают на вопрос о виновности наших подзащитных. Две (основная и дополнительная) произведенных ГУП «ЦИАТ» свидетельствуют о невиновности по ст.213 ч.2 обвиняемых из PR. Третья, проведенная тремя экспертами (по мнению защиты - второпях и с явными нарушениями), делает противоположное заключение о виновности трех девушек по инкриминируемому составу «хулиганство». Защите потребуется время для проведения собственных экспертиз, чтобы максимально эффективно подготовиться к рассмотрению дела в суде по существу.
В ближайшие недели нам предстоит и процесс о новом, теперь уже третьем, продлении срока содержания под стражей на следующие два месяца до 24 августа обвиняемым из PR. Параллельно с этим, защита подает жалобу в Европейский Суд по Правам Человека на решения судов по избранию указанной меры пресечения прежде. Учитывая присвоенный Международной Амнистией статус узников совести Толоконниковой, Самуцевич, Алехиной, сомневаться в положительном исходе дела в Страсбурге особенно не приходится.
Власти, всё же, торопятся. Летнее затишье выгодно следствию и суду, как, впрочем, и Кремлю, в быстром и незаметном решении «головной боли с PR», медленно переходящей в сотрясение мозга. Чем расторопнее будут действовать правоохранительные институты, тем меньше будут публичные издержки для обитателей Кремля в связи с этим шумным делом. В этих условиях задача стороны защиты ровно обратна - максимальная публичность.
Previous post Next post
Up