В гостях у Ирода

May 28, 2023 20:33


Сегодня мне довелось побывать в гостях у царя Ирода. Приглашение, к сожалению, а может быть, к счастью, последовало не от самого царя, а через посредника в виде туристической фирмы, предоставляющей подобные услуги. Самому грозному царю, к тому же это уже не под силу, по той простой причине, что он не с нами уже целых 2027. Надо же как бежит время, а ведь кажется еще вчера был совсем живой. Поскольку никаких документально подтвержденных портретов Ирода не сохранилось, то он мог выглядеть примерно так.



Место приглашения тоже весьма символично-Иродион. Место почти мистического поклонения. Место последнего упокоения царственной особы.

Прежде, чем идти в гости, будучи воспитанным человеком, я на всякий случай решил освежить в памяти этапы большого пути радушного хозяина.



Я уже писал, что испытываю весьма большую приязнь к этому человеку. Родившись в семье сына правителя Эдома (Идумеи), принявшего иудаизм и набатейской принцессы в 72 году до нашей эры, он принадлежал к высшей аристократии страны. Несмотря на захват Эдомского царства Александром Янаем, дед нашего героя сумел сохранить свой престол путем принятия религии победителя. За всю более трех с половиной тысячелетнюю историю иудаизма, это был, пожалуй, единственный период насильственного религиозного обращения побежденных. Александр Янай, кроме транспортной развязки на приморском шоссе и речушки, в которой водятся мягкопанцирные черепахи совершенно ужасающего вида, известен тем, что значительно расширил территорию Иудеи, завоевав значительную часть приморской низменности.



В истории Шотландии был король Александр I по прозвищу Александр Свирепый. Так вот, гораздо правильнее было назвать Свирепым его тезку Яная. Тем более, что и жил он на 1200 лет раньше. Развязав гражданскую войну на религиозной почве, он сначала устроил резню в Иерусалимском храме на 6000 персон, а потом перед смертью, завезя в Иерусалим еще 800 своих религиозных оппонентов, благополучно их распял на арене ипподрома. А вы Ирод, Ирод.

Отец Ирода Антипатр Идумиянин, ставший основателем рабочей династии Иродиадов, не был членом трудового коллектива, а напротив обладал практически неограниченной властью при царе-первосвященнике Гиркане II при скромной должности советника в соответствии со штатным расписанием. Завязав знакомство с Помпеем, а потом и с Цезарем, он не только обзавелся римским гражданством, но и заложил основу для карьеры своего сына-нашего героя. Правда, его служба оказалась и опасна, и трудна, и в нежном возрасте 70 лет его отравили. Ирод очень скорбел об отце и разобрался с отравителем с максимально возможной быстротой.

Став в 25 лет губернатором, правда не Калифорнии, а всего лишь Галилеи, Ирод во всей красе показал себя в борьбе с иудейскими повстанцами против римского владычества, заодно казнив и их предводителя. Многие в Древней Иудеи, да и сейчас, любили обвинять Ирода в коллаборационизме. Так вот это совершенно не верно. Именно последние законные правители Иудеи, принадлежавшие к Хасмонейской династии, не смогли разобраться в том, кто в доме хозяин и обратились с этим вопросам к Помпею. Помпей на столько вошел во вкус всего происходящего, что даже счел для себя возможным посетить святую святых Иерусалимского храма. Ответ на святотатство не замедлил последовать спустя каких-то 15 лет. Помпея убили в Египте, куда он бежал от греха подальше, а грех настиг его и там.

Возвращаясь к нашему герою Ироду, должен сказать, что в соответствии с современными канонами иудаизма формально он евреем не является. Все сразу радостно ухватились за эту идею. Правильно. Своих иродов хватает. Нечего на чужое покушаться. Тем не менее, у меня создалось впечатление, что все-таки он наш. Любой еврейский мужчина отличается горячей любовью к своей маме. На эту тему есть много анекдотов и художественных фильмов. В соответствие с этим признаком Ирод является истинным сыном своего народа. Есть прекрасная книга под названием:” А зато он очень любил свою маму" про еврейское крыло американской мафии. Там все рассказано. Правда не про Ирода.

Примерно в 40 году до нашей эры Иудея подверглась нападению парфян, и Ирод, ставший к тому моменту главой семьи, должен был бежать. Бежал он в Египет, как это тогда было принято у них. И когда колесница бегущих проезжая то место, где сегодня находится Иродион, перевернулась и Иродова мама (звучит несколько двусмысленно) из колесницы выпала и серьёзно расшиблась. На столько серьёзно, что все сначала подумали, что это уже конец. Однако это оказался ещё не конец. По крайней мере для неё. Когда крики радости о её спасении стихли, в наступившем тишине Ирод сказал, что лично он это место никогда не забудет и хочет, чтобы если уж не удалось маму, то хотя бы его должны похоронить непременно здесь.



Далее многое что происходило в жизни Ирода. И узурпация власти. И женитьба по любви с его стороны на последней Хасмонейской царевне, и её насильственная смерть. Я даже стишок на эту тему написал:

«У царя была царица. Он её любил.

К нему злая, как тигрица и он её убил.

И в землю закопал и надпись написал

Что у царя была царица….»У него были весьма непростые взаимоотношения с Римом, правда всегда развивающихся по восходящей, и ещё более непростые отношения с собственным народом, развивавшихся по синусоиде с большой амплитудой. Перестройка Иерусалима, Храма, новых городов, спасение за счёт своих личных средств народа от разразившегося голода. Не помогало ничего. Царь-не настоящий, не господней властью данный.

«Мне счастья нет. Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить,
Щедротами любовь его снискать -
Но отложил пустое попеченье:
Живая власть для черни ненавистна,
Они любить умеют только мертвых.
Безумны мы, когда народный плеск
Иль ярый вопль тревожит сердце наше!
Бог насылал на землю нашу глад,
Народ завыл, в мученьях погибая;
Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им, я им сыскал работы -
Они ж меня, беснуясь, проклинали!
Пожарный огнь их домы истребил,
Я выстроил им новые жилища.
Они ж меня пожаром упрекали!
Вот черни суд: ищи ж ее любви.»

Ничего не напоминает? Так это за 1650 лет до происшедшего и за 1800 до написанного.

Я думаю, что на этом следует остановиться. В конце концов, я не книгу из серии ЖЗЛ пишу о Ироде. По крайней мере пока. Потому что книгу Иван Грозный в серии ЖЗЛ я уже видел.

Жизнь царя неудержимо приближалась к логическому завершению и самое время было подумать о месте упокоения. Так что общая тяга Ирода к градо и просто строительству, нашла наконец выражение. А это для души. Хотя в последствие для тела тоже. Ирод собрал самых известных архитекторов и инженеров, и работа закипела. Только чрезвычайная занятость Ле Корбюзье, вынудила его отказаться в данном проекте, хотя и с риском для жизни. Ведь Иродам отказывать не рекомендуется. Строительство резиденции с возможностью последующего захоронения было архитектурно решено весьма нетривиально (все, что делал Ирод было весьма нетривиально). Поскольку с созданной природой возвышенности, Иерусалим был не виден, решение в виде увеличения высоты холма рукотворными способами, напрашивалось само собой. Особенно в связи с тем, что место было расположено в пустыне. Таким образом, Иродион внешне приобрёл форму вулканического кратера. По дороге я немного задремал и когда увидел в окне гору-вулкан, то подумал:" Так вот ты какой, Попокатепетль?". Но оказалось, что это вовсе не Попокатепетль, а силуэт Иродиона.



Ещё одним оригинальным решением оформления царской резиденции заключалось в том, что она (и все, что к ней относится) расположено в условном кратере не менее условного вулкана. Таким образом, дружеское пожелание на идиш "Гей ин дрэрт"(Чтоб ты в землю ушел) заиграло для меня совершенно новыми красками.

В новом дворце было предусмотрено абсолютно все. Зал для подачи прошений у подножия холма, подальше от царских покоев.



Помещение для внешней охраны. Театр.



Властитель любил культурно отдохнуть. Особенно ему нравились трагедии. Причём кровавые. "Макбет”, “Борис Годунов", "Преступление и наказание " в постановке Любимова. На худой конец могло сойти что-нибудь древнегреческое, типа "Антигоны".

Помещения для внутренней охраны.



А далее зал для приёмов, молельная, наконец комната для уединения. В силу определённых психологических особенностей Ирод, к счастью для окружающих, был человек не очень общительный. Бани. Это посреди пустыни. С помощью набатейских технологий ни одна капля воды не пропадала. Поэтому во всех Дворцах Ирода, да и в Иерусалиме тоже не было нехватки воды. Если говорить серьезно, то все увиденное мною просто поразительно. Причём речь идёт о новострое. Всего какие-то жалкие 2000 лет.



То ли дело в наше время. Вчера построили, а сегодня оно уже выглядит как археологический объект. Мне довелось видеть и другой дворец Ирода. В Масаде. Впечатляет, но не так сильно, как Иродион. Поэтому он прекрасен.

Ирод завещал похоронить себя здесь. И поэтому, когда он скончался в 4 году до нашей эры в Иерихоне (причем не от звука труб), его тело было перевезено сюда для последнего упокоения.



Долгие годы могилу Ирода не могли найти. Уже все пришли к выводу, что благодарные потомки уничтожили ее, стремясь стереть все, что могло напоминать о том, кого боялись при жизни их предки. И вдруг, в 2007 году израильский археолог профессор Эхуд Нецер нашел место последнего упокоения великого царя. К 2012 году могила Ирода была восстановлена. Но Эхуд Нецер не дожил до этого знаменательного момента. В 2010 году, руководя раскопками театра здесь же в Иродионе, он разбился, упав с большой высоты. А вы говорите мистика.

Похоронный вопрос-очень серьезный. Соответствующим образом к нему и надо подходить. Например, один из отцов-основателей Израиля покоится на кладбище с видом на Кинерет (Тивериадское озеро). Причем по одну руку от него покоится его жена, а по другую-любовница. До такого комфорта не каждый может додуматься, а осуществить и подавно только единицы.

Ироду категорически не хотелось с нами расставаться. Особенно, видимо, со мной. Надо же, столько лет ругали, а тут кто-то с симпатией и пониманием. И он (Ирод) воспользовался своими связями, которые, как оказалось, были весьма серьезные, простираясь на нынешние оборонные структуры государства Израиль. На обратном пути нам понадобилось проехать КПП. Да, да, контрольно-пропускной пункт, который обслуживали пограничница и работник охранной фирмы. Следует отметить, что согласно современной израильской мифологии, служащие в пограничных войсках нашей необъятной родины, не принадлежат к интеллектуальной элите общества. Встретившую нас потомка царицы Савской (ибо была она смугла кожей и хороша собой необычайно) наши ответы на поставленные вопросы кто мы и откуда путь держим, не устроили. Она весьма нелюбезно приказала выйти из машины нашему гиду (который судя моему впечатлению по своему возрасту мог встречаться с царицей Савской лично) и позвала сотрудника частной охранной компании. Тот несмотря на невысокий рост, имея одинаковые размеры во всех трех измерениях и вооружённый чем-то, чем боролись с героем Шварценеггера в фильме "Терминатор ", производил весьма внушающее впечатление. Кроме того, он говорил на иврите с тем самым неповторимым акцентом, с которым говорю я сам. И тут мне в голову пришла свежая идея. Человеческим голосом возопил я:"Да Ироды мы, Ироды". И для ещё большей убедительности протянул очень кстати оказавшееся у меня удостоверение личности. Услышав вопль моей души, охранник, как-то странно уменьшился в размерах и сразу же удовлетворился как увиденным, так и услышанным. Он пожелал нам счастливого пути, попутно бросив потомку царицы Савской:”. Это же свои. Ты чего кипеш подняла?"

путешествия, история

Previous post Next post
Up