1. Недавно я сделал несколько фотографий одного из красивейших храмов Ялты. Армянская церковь, или церковь Св. Рипсимы - одна из самых интересных в Крыму. Мне захотелось показать вам, друзья, этот храм. Давайте посмотрим.. )) Буквально несколько строк вначале...
Армянская церковь в Ялте является уникальным во многих отношениях архитектурным памятником. по праву относящимся к числу важнейших туристических достопримечательностей Ялты да и южного берега Крыма вцелом. Храм располагается на горном склоне. К нему ведет грандиозная, в сто ступеней лестница в окружении высоких пирамидальных кипарисов. Это создает потрясающий видовой эффект. Архитектура церкви в пропорциях жемчужины армянской архитектуры - церкви СурбРипсимэ в Эчмиадзине, как утверждают специалисты, сочетает лучшие традиции средневекового армянского зодчества со стилистикой модного в начале XX века стиля модерн.
2. Широкая центральная лестница ведет не к западному фасаду строения, где традиционно располагается главный вход армянской церкви, а к её южному фасаду, украшенному низкой полуовальной аркой, обозначающей вход в усыпальницу,
3.
4. Церковь построена из форосского вулканического туфа и увенчана куполом конической формы
5.
6. Второй этаж его венчает трехарочная галерея с балконом в центре,
7. Особенно богаты причудливой резьбой наличники, купола, арки дверей и южный фасад храма
8. Стены храма искусно украшены орнаментом, плетением, различными розетками.
9.
10.
11. третий этаж - крест, опирающийся на два арочных окна.
12.
13. Церковь сооружена в 1905-1917 гг. одним из крупнейших зодчих Закавказья Габриэлем Тер-Микеловым. Армянскому архитектору Габриелю Тер-Микеляну в 1905 году был заказан проект церкви. Эскизами постройки и внутреннего декорирования здания занимался известный армянский живописец и театральный художник Вардгес Суренянц.
14. В 1986 г. была завершена реставрация храма.
15. Как утверждают источники в сети, у здания церкви проводились съемки нашумевшего в свое время кинофильма «Праздник святого Иоргена». В 60-х годах здесь был Ялтинский краеведческий музей, проходили киносъемки известных фильмов: «Овод», «Три толстяка», «Щит и меч», «Мастер и Маргарита».
Когда затрагиваешь такие пласты истории Ялты и Крыма, невозможно не вспомнить еще несколько фактов, приводимых разными источниками.
Церковь возводилась на средства бакинского нефтепромышленника Погос Тер-Гукасяна. Он строил церковь в память о своей умершей дочери. Его дочь рано ушла из жизни и была похоронена в семейном склепе, который находился у основания церкви. Позже в этой усыпальнице были похоронены и двое его сыновей. Как говорит легенда, один из сыновей свёл счёты с жизнью сам, проиграв в карты довольно большую сумму, а другой погиб при неизвестных обстоятельствах.
Драматично закончилась жизнь этого талантливого человека. Несколько лет шла работа Суренянца над эскизами Армянской церкви. Надежды на плодотворное творчество и возможность заработать на заказе Гукасяна не оправдались. Прежде всего - по причине необузданного нрава заказчика.
В одном из писем брату Арташесу в 1913 г. Суренянц писал: «Настроение Гукасова зависит от снижения и повышения акций и особенно от подагры его больной ноги». И действительно, зачастую, прислушиваясь к мнению случайных людей, заказчик заставлял вносить постоянные изменения в эскизы. И это продолжалось в течение нескольких лет. «Если скажу, что у меня кровоточит сердце, - писал Суренянц, - то это должно быть понятно в прямом смысле... Этот большой и выгодный церковный заказ, в конце концов, доведет меня до крайней нищеты и отчаяния...» И это предположение оказалось пророческим. После долголетней работы над эскизами и ее завершением в 1917 г. вместе с художником по прикладному искусству Тарагросом Суренянц приехал в Ялту. Художник поселился в нижнем этаже соседнего с церковью дома. Приступили к работе по росписи церкви. Однако вскоре Суренянц лишился материальной поддержки заказчика, который эмигрировал во Францию. Зимой 1918 г. художник тяжело заболел, паралич приковал его к постели. Но страстное желание завершить работу придавало силы.
Суренянц пережил немецкую оккупацию, приход Антанты, Деникина и Врангеля. Ему предлагали эмигрировать, но он категорически отказывался. Одиночество, голодное существование, болезни не убили в нем жажду творчества. Он был увлечен росписью купола, но, к сожалению, не успел дописать стены церкви. Художник умер в апреле 1921 г. По воспоминаниям старожилов Ялты, до последнего дня он охранял свое детище - Армянскую церковь. Не случайно его похоронили у ее стен. Этот величественный памятник стал лебединой песней талантливого армянского художника.
Во время подготовки этого поста, я использовал разные источники в сети
КрымологияЯлта путеводитель.А
вот здесь, на мой взгляд, очень интересное сказание о истории возведения храма и людей, с этим связанных.